Задания на выявление умений и навыков
Задание 1. Создать условную модель «детско-родительских отношений» (по Дружинину В.Н.).
Методические рекомендации по выполнению. Модель «детско-родительских отношений» необходимо представить в виде схемы, в которой нужно отразить стиль отношения к детям, основные виды отношений в семье (доминирование – подчинение, ответственность, эмоциональная близость), компоненты схемы описать. Привести примеры возможных трудностей психологического характера в воспитании ребёнка определённого возраста, указать пути их разрешения в процессе семейного консультирования.
Задание 2.Разработатьдиагностическую карту семьи (по А.А. Бодалеву, В.В. Столину).
Методические рекомендации по выполнению. Компоненты диагностической карты семьи указать в виде схемы, отметить содержательный компонент каждого пункта. Заполнить диагностическую карту с учетом конкретного случая из консультативной практики на основе проведения психологической беседы с членами семьи, например, по вопросам поощрения и наказания ребёнка в семье. Спрогнозировать направления консультативной работы психолога.
Задание 3.Разработать психологическую модель процесса консультирования семьи.
Методические рекомендации по выполнению. Психологическая модель консультирования семьи представляет собой алгоритм работы с семьей, который состоит из определённых этапов; их необходимо указать в виде списка. Показать отличия указанной модели консультирования от других моделей: педагогической, социальной, медицинской. Привести пример из практики семейного консультирования психологической модели консультирования семьи.
Задание 4.Провести исследование по изучению представлений супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций. Данные диагностического обследования представить в виде психологического заключения.
Методические рекомендации по выполнению. В качестве диагностического средства можно использовать опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А.Н. Волкова). По результатам диагностической работы с клиентами составить психологическое заключение, обозначив основные его компоненты. Сформулировать рекомендации по оптимизации взаимодействия в супружеской паре.
Задание 5.Создать и презентовать модель эффективного психолога – консультанта.
Методические рекомендации по выполнению. В модели эффективного психолога – консультанта отметить личностные качества психолога-консультанта, необходимый стаж консультативной работы по вопросам семьи, профессиональные навыки и умения, отношение к собственным проблемам психологического характера, статус в обществе коллег и др. Привести пример эффективного взаимодействия психолога и клиента в процессе консультирования по разрешению психологических проблем семьи.
Задание 6.Напримере частного случая консультирования семьи психологом выделить критерии, на основании которых можно дать оценку эффективности процесса психологического консультирования (с позиции клиента, с позиции консультанта), дать оценку этическим и правовым аспектам процесса психологического консультирования.
Методические рекомендации по выполнению. Рассмотреть варианты психологических бесед психолога с членами семьи по оказанию им помощи в разрешении проблем разного характера. На примере частного случая консультирования семьи психологом выделить основные критерии, которые характеризуют эффективность процесса психологического консультирования с позиции клиента. На примере частного случая консультирования семьи психологом выделить основные критерии, которые характеризуют эффективность процесса психологического консультирования с позиции консультанта. Выделить критерии, которые отражают этический и правовой аспекты процесса психологического консультирования семьи, и дать им качественную оценку с позиции нормативно-профессиональной деятельности психолога-консультанта.
Задание 7.Построить модель работысемейного консультанта по разрешению психологических проблем членов семьи, связанных с такими ненормативными семейными кризисами как измена или развод, показать направления психологической помощи семье.
Методические рекомендации по выполнению. Изучить теоретический аспект содержания практического задания в научной литературе, рассмотреть частные примеры из практики консультативной работы, в которых отражены такие ненормативные семейные кризисы, как измена или развод (феноменология кризиса, диагностика, психологическая помощь). Модель работысемейного консультанта можно представить с позиции эффективных теоретических подходов в семейном консультировании по указанной проблеме, с позиции эффективных терапевтических и консультативных техник и приёмов, с позиции основных направлений оказания психологической помощи семье по указанным ненормативным семейным кризисам.
Задание 8.Изучить структуру семьи.
Методические рекомендации по выполнению. В качестве диагностического средства можно использовать методику «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис). По результатам диагностической работы с клиентами составить психологическое заключение, наполнив психологическим содержанием основные его компоненты. Сформулировать рекомендации по оптимизации взаимодействия в семье.
Задание 9.Провести диагностическое исследование семейной истории.
Методические рекомендации по выполнению. В качестве диагностического средства можно использовать методику «Генограмма» (Мюррей Боуэн, адаптация А.В. Черникова). По результатам диагностической работы с клиентами составить психологическое заключение. Сформулировать рекомендации по оптимизации взаимодействия в семье.
Задание 10.Провести диагностическое исследование семьи, ожидающей ребёнка.
Методические рекомендации по выполнению. В качестве диагностического средства можно использовать опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская). По результатам диагностической работы с клиентами составить психологическое заключение, наполнив психологическим содержанием основные его компоненты. Сформулировать рекомендации по оптимизации взаимодействия в семье.
Задание 11.Провести диагностическое изучение родительского отношения к ребёнку.
Методические рекомендации по выполнению. В качестве диагностического средства можно использовать методику «Опросник родительского отношения» (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин). По результатам диагностической работы с родителями составить психологическое заключение, наполнив психологическим содержанием основные его компоненты. Сформулировать рекомендации по оптимизации взаимодействия родителей с ребёнком.
Задание 12.Изучить степень понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке.
Методические рекомендации по выполнению. В качестве диагностического средства можно использовать опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) (А.Н. Волкова, модификация В.И. Слепковой). По результатам диагностической работы с супружеской парой составить психологическое заключение, наполнив психологическим содержанием основные его компоненты. Сформулировать рекомендации по оптимизации взаимодействия родителей с ребёнком.
Задание 13.Разработатьпрограмму психологической коррекции детско-родительских отношений по направлению «тревожный ребёнок».
Методические рекомендации по выполнению. Дать название программе. Выделить цель, задачи, оборудование, методические средства и основные этапы коррекции. Определить вид коррекционной группы, сроки коррекционной работы, время и количество занятий, разработать тематику занятий, указать в содержании разработанных занятий виды коррекционной помощи, разработать структуру и содержание коррекционных занятий с указанием коррекционных техник, психологических игр и упражнений. Обозначить критерии оценки эффективности коррекционной работы.
Задание 14.Построить модель работысемейного консультанта по вопросам выбора брачного партнёра и заключения брака.
Методические рекомендации по выполнению. Изучить теоретический аспект содержания практического задания в научной литературе, рассмотреть частные примеры из практики консультативной работы, в которых отражены вопросы выбора брачного партнёра и заключения брака. В разрабатываемой модели работысемейного консультанта по вопросам выбора брачного партнёра и заключения брака отметить задачи развития отношений на этапе добрачного ухаживания, мотивы выбора брачного партнёра, рассмотреть концепции влюблённости и любви, показать направления психологической помощи молодой паре, решившей создать семью.
Задание 15.Разработать конспект коррекционно-развивающего занятия по разрешению психологических трудностей ребёнка, связанных с процессом обучения (например, поднимает руку, а при ответе молчит).
Методические рекомендации по выполнению. Обозначить тему занятия, цель, оборудование, возраст клиентов, количественный состав группы, время проведения занятия, его продолжительность. Разработать структуру занятия, его последовательное и полное содержание в виде коррекционно-развивающих игр и упражнений. Выделить теоретический подход, реализованный в содержании коррекционного занятия (например, арттерапия, музыкотерапия, бихевиоральный подход, экзистенциально-гуманистический, системный, структурный и т.д.), а также критерии оценки эффективности занятия.