Психология и педагогика
Наука психология изучает основные законы психической деятельности, ставит своей задачей проследить следы её развития, вскрыть лежащие в её основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности в паталогических состояниях, провести границу между нормой и патологией.
Основные функции психологии:
1. Отражение;
2. Регуляторная – проявляется в том, что в процессе отражения субъект получает и перерабатывает информацию об окружающем мире, и на основе полученной информации происходит регулирование, подстраивание к условиям существования индивида. Психика – активный процесс, дающий возможность оптимально приспособиться к условиям жизни.
Психическую деятельность, психическое отражение мы рассматриваем на 2х уровнях:
1. Её развитие в процессе филогенеза, тоесть от первых элементарных форм до высшей формы развития человека
1) В процессе филогенеза первоначально возникает физическое отражение. Оно пассивно, и при более сильном воздействии происходит разрушение.
2) В процессе эволюции появляется физиологическое отражение, как функция живой материи в определённых пределах, границах, позволяющих активно приспосабливаться к условиям существования, но при выходе за эти пределы субъект погибает. Для того ,чтобы процесс приспособления стал более гибким и активным, в процессе эволюции появляется следующая форма : психическое отражение . Это опережающее отражение, это отражение нейтрального сигнала, дающего информацию о наличии жизненно важного признака.
3) Первая сигнальная система – информация получена при помощи органов чувств, то есть при появлении воздействия раздражителя на рецептор ( чтобы понять надо увидеть, услышать, и т.д.)
4) Вторая сигнальная система. Знаково-символическая форма отражения, когда определённый символ соответствует определённому биту информации. Появление второй сигнальной системы дало возможность приспособиться не только к текущему моменту, но и предвидеть будущее. Чем длиннее цепочка нейтральных сигналов, тем выше уровень приспособления, тем лучше отражение. Высшей формой второй сигнальной системы является речь, когда условному звукосочетанию приписывается определённое значение.
2. В процессе онтогенеза – от рождения до смерти человека.
Существует определённая парадоксальность в рассмотрении и изучении психических явлений:
1. Одновременно существуют знания о психологии научные и житейские. Различие: житейские знания часто совпадают с научными, но содержание и значение различны. Житейские обусловлены житейским опытом. Термины используем, но глубинного содержания не понимаем.
2. Психология – это наука одновременно древняя и молодая. Основы психологических знаний появились ещё в V веке до н.э. в трудах древнегреческих философов, и по настоящее время мы используем ассоциативную теорию памяти, сформулированную Аристотелем. Гипократ придумал, а Гален описал 4 вида темпераментов. Датой возникновения психологии как науки считается 1879 год – в Лейпциге В. Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория.
3. Психический процесс одновременно материален и идеален. Материален по субстрату, т.е. для наличия психики необходим здоровый головной мозг, принимающие рецепторы и передающие пути. Если хотя-бы одно из звеньев нарушено, то возникает нарушение. Идеален по содержанию ,т.е. информационное поле скрыто от человека. Психический процесс и его результат отнесены к разным объектам: первый - к мозгу, второй – к внешним предметам и явлениям. Процессы, происходящие в мозге, скрыты. Для физиологического процесса нет нет разделения на результат и процесс. Он относится только к органам, которые он реализует. Особенность психики связанна с тем, что физиологическая составляющая психических процессов практически не представлена , что является следствием эволюции приспособительных свойств психики.
4. Каждый психический процесс субъективен и объективен одновременно. Субъективен по содержанию и объективен как реальная картина мира. Первый субъективный момент определяется возможностями отражающего сигнал органа чувств ( орёл видит в 100 раз лучше человека, обоняние собаки гораздо лучше человеческого, у крыс есть орган, чувствующий радиацию). Второй субъективный момент обусловлен мативированностью, жизненным опытом.
5. Завершением развития психики является появление сознания. Парадоксальность появления сознания связанна с тем, что человек становится субъектом и объектом одновременно. Как объект, я действую, а как субъект, я наблюдаю, контролирую,понимаю.
Признаки проявления сознания
Функции сознания:
1. Человек выделяет себя из окружающего мира
2. Человек дифференцирует ощущения, полученные своим телом от ощущений, полученных другими телами.
3. Человек способен устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающего мира, а также, между ними и собственными действиями.
4. Человек отдаёт отчёт о своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.
5. Человек способен планировать свои действия, предвидеть их результаты, оценивать их последствия, то есть способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.
Сознание характеризуется:
1. Интенциональностью, т.е. направленностью на предмет
2. Активностью
3. Способностью к рефлексии, самонаблюдению
4. Мотивационно-целостным характером
5. Различной степенью ясности, как общезначимыми моментами его определения
Функции, обеспечивающие организацию сознания
1. Познавательная – приобретение и накопление знаний
2. Творчески-конструктивная, отражается в опережающем отражении и мысленном моделировании будущего и целенаправленной модернизации настоящего
3. Регуляторно-управляющая
4. Прогностическая – планы и их осуществление
5. Систематизирующая
6. Описательная