Работа психолога с родителями дошкольника
Работа с родителями представляет собой очень важный, слож-ный и необходимый участок деятельности психолога в дошколь-ном учреждении. Он должен уметь осуществлять целостный пси-хокоррекционный комплекс методик с родителями. Для реали-зации и разработки такого комплекса психолог прежде всего дол-жен сделать психологический анализ биографической информа-ции, имеющейся в его распоряжении.
Можно с целью получения дополнительной информации об особенностях семейного воспитания провести проективное ин-тервью с ребенком по следующим основным вопросам.
Вопрос: «С кем ты живешь дома?»
Обычно ребенок на первое место ставит наиболее авторитет-ное (значимое) для него лицо, к которому он к тому же испыты-вает чувство привязанности. Перечисление одного из взрослых на последнем месте указывает как на его меныігую значимость для детей, так и на возможную диспозицию в отношении с ним. Последнее особенно характерно, если ребенок может забыть пе-речислить одного из членов семьи.
Вопрос: «Если бы ты играл в воображаемую игру "Семья", ко-го бы ты в ней изображал и в какой поочередности — маму, папу или себя; папу, маму и себя или себя, маму, папу?»
Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой иден-тификации с ним. Если же ребенок в данном возрасте выбирает роль родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителем того же пола или обоими родителями, если он отказывается от их роли и выбирает себя.
Вопрос: «Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь — маму, папу; папу, маму?»
Преобладающим ответом будет выбор матери, что указывает на привязанность к ней. Если же в ответе она не стоит на пер-
вом месте, то это свидетельствует о выраженных эмоциональ-ных проблемах в отношениях с ней.
Вопрос: «Если бы с тобой случилось горе,беда, несчастье, ес-ли бы тебя кто-нибудь обидел, ты бы обязательно рассказал об этом маме, поделился бы с ней или нет?»
Затем вопрос повторяется в отношении отца.
Во всех случаях отрицательный ответ свидетельствует о разногла-сиях с родителями. Обычно меньшая откровенность с родителем указывает не столько на конфликт с ним, сколько на его недоста-точную роль в семье и отсутствие доверительных отношений с детьми.
Вопрос: «Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?» Можно одновременно уточнить, как наказывают в семье (часто практикуются: становление в утол, физические наказания или запрет выходить из дому), строгие родители или нет и отно-шение к этому детей.
Вопрос: «Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой) (соот-ветственно полу), у тебя была бы девочка (мальчик), то ты бы также относился, воспитывая его (ее), как к тебе относятся (вос-питывают) родители или по-другому?»
В болыпинстве случаев дети не меняют родительскую роль, явно предпочитая сохранить хорошие отношения. Ведущий мо-тив при этом — страх утери любви, угроза чего итак существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.
Вопрос: «Когда ты вырастешь, ты будешь работать как папа (мама)?»
Предпочтение той же профессии, как правило, признак вы-сокого авторитета родителей в представлении детей.
Характер отношений с родителями также помогает понять ри-сунок «Семья», совместные с родителями игровые занятия, вос-производящие различные аспекты семейных отношений. Мож-но использовать и ряд рисунков из детских книг и журналов, где изображены ситуации взаимодействия взрослых и детей. Все это будет способствовать изучению психологаческого климата семьи и родительских установок и позиций по отношению к детям, которые очень часто нуждаются в коррекции. Психолог также может организовать для родителей постоянно действующий семи-нар, на котором бы обсуждались психологические особенности детей дошкольного возраста, проблемы семейного воспитания, обучение родителей дидактическим играм и занятиям с детьми.
Психолог также должен организовывать специальную коррек-ционную работу с родителями в форме методики «Родительский семинар».
Охарактеризуем наиболее типичные ошибки родителей и взрос-лых в воспитательных воздействиях и установках, которые нуж-даются в коррекции.
1. Негативная оценка деятельности ребенка. Ребенку нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать и т.д.» В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду дея-тельности, утрачивает уверенность в себе.
2. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность. Это блокирует разви-тие ребенка и формирует комплекс неполноценности. Невроти-ческое развитие ребенка начинается с переживания низкой са-мооценки, вызванной отношением взрослых.
3. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказы-вания, обращенного к ребенку. Дети раннего и даже дошкольно-го возраста реагируют не только на содержание высказывания взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой заключе-но отношение к ребенку.
4. Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие срав-нения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой — они формируют негативизм, эгоизм и зависть.
5. Родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благо-приятно (как норму). Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.
6. Главная функция семьи заключается в том, чтобы способ-ность социальной адаптации ребенка исходила из его возможно-стей. Родители должны научиться регулировать степень психо-логической нагрузки на ребенка, которая не должна превышать его возможностей.
7. В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от толь-ко положительных оценок к резко отрицательным, от наказую-щего тона к ласковому задабриванию.
Результатом необходимых коррекционных воздействий долж-но быть развитие контроля у родителей за своим общением с детьми, за своими эмоциями и их внешним проявлением.
Часто родители из-за болыпой любви к детям, которая не под-крепляется знанием основных закономерностей их психическо-го развития, допускают грубые просчеты, травмирующие детей, деформирующие их психику. Родители бессознательно исполь-зуюттакие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей. Можно выделить несколько групп факто-
ров, отражающих специфику неправильного воспитания, кото-рая может привести к возникновению у детей неврозов. Психолог должен уметь диагностировать не только психологический климат в семье и взаимоотношения детей с родителями, но и разбирать-ся в особенностях тех моделей воспитания, которые приводят к нервозности детей. Охарактеризуем наиболее типичные из них.
Первая группа факторов.Родители не способны справляться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей. В воспитании отражаются неблагоприятные личностные осо-бенности родителей. Со стороны направленности личности — это излишняя принципиальность, требовательностъ и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей.
Со стороны характера — это эгоцентризм родителей, внутрен-няя конфликтность, тревожная мнительность. Такие родители на-стойчиво стремятся «создать» идеальный образ ребенка, ожидая от него то, в чем они сами оказались личностно несостоятельными; при этом родители болезненно реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям.
К этой же группе факторов можно отнести большое количе-ство взрослых, прямо или косвенно принимающих участие в вос-питании, которые нередко заменяют собой родителей. В эту груп-пу следует включить односторонний характер воспитания. Здесь речь идет о доминировании матери и бабушки в воспитании. Подобная ситуация особенно неблагоприятна для личностного развития мальчиков.
Инверсия воспитательных ролей также неблагоприятно ска-зывается на детях, особенно в тех случаях, когда мать «играет роль» отца, что сопровождается усилением требовательности, уже-сточением санкций и физических наказаний детей.
Вторая группа факторов.Преобладание рационального аспек-та в воспитании в виде большого количества моральных предпи-саний и требований, его «заорганизованность», формальность в ущерб детской непосредственности. Результатом рационального характера воспитания будет недостаток воображения и гибкости у детей. В отличие от сверстников они нередко затрудняются в выборе свободной темы для разговора, не знают, как вести себя в новой ситуации, боятся выразить свои чувства и сделать что-то не так, как нужно. Сюда же относится недостаточное внимание к половым аспектам в формировании личности детей, так назы-ваемое бесполое воспитание, нивелирование психологических особенностей формирования личности мальчика (девочки).
Третья группа факторов.Непонимание своеобразия детей, воз-растных особенностей формирования их личности, семейных кон-фликтов. Данная группа факторов обычно включает в себя:
1. Непринятие в отношениях с детьми. Обычно это ситуация, когда ребенок «не тот», кто ожидался, кто устраивает, а «тот», кто создает проблемы, омрачает существование и мешает про-фессиональной карьере.
2. Негибкость воспитания подразумевает отсутствие альтер-натив, заданность, некоторую косность суждений.
3. Неравномерность воспитания включает в себя главным об-разом недостаток эмоционального контакта с детьми в первые годы их жизни и избыток в последующие годы.
4. Непоследовательность воспитания препятствует формиро-ванию устойчивого «Я» у детей и создает состояние тревожного ожидания и неуверенности в себе.
5. Несогласованность воспитания — социально-психологиче-ская характеристика, обусловленная доминированием в нем од-ного из взрослых и наличием конфликтной структуры семейных отношений и трудностью сочетания установок родителей. По дан-ным многих авторов, сходство взглядов на воспитание связано с удовлетворенностью семейными отношениями, отсутствием на-пряженных отношений у родителей, их взаимопониманием и сходством характеров.
Четвертая группа факторов.Неблагоприятные личностные из-менения у родителей:
1. Тревожность в отношениях с детьми — следствие гиперсо-циальных и тревожно-мнительных черт характера у родителей, их невротического состояния. В целом, тревожность действует отрицательным образом на психическое развитие детей, сопро-вождаясь снижением у них активности и уверенности в себе.
2. Аффективность в обращении с детьми подразумевает эмо-ционально бурные проявления родителями своего раздражения и недовольства. Обычно это крик, ругань, угрозы в отношении детей. Родители переживают затем крайности своего отношения, квалифицируют их как срывы. При этом отсутствие изменений вповедении детей порождает чувство безысходности и отчаяния, что рано или поздно приводит вновь к критическому моменту.
3. Гиперсоциальность, как и тревожность и аффективность, в отношениях с детьми составляют наиболее типичную триаду от-клонений в воспитании детей с неврозами.
4. Доминантность, или властность, в отношениях детей озна-чает безапелляционность, категоричность и директивность суж-
дений родителей, стремление подчинить себе детей и добиться беспрекословного послушания.
5. Недоверие кдетям, их возможностям, собственному опыту — это, как правило, субъективно сформулированное мнение родите-лей о неспособности детей к самостоятельным действиям.
6. Недостаточная отзывчивость в отношениях с детьми подра-зумевает недостаток эмоционально-теплых и непосредственных чувств к детям. Эмоциональная тупость может быть также обус-ловлена интровертированными чертами личности родителей.
7. Противоречивость подчеркивает сложность, проблемность, непоследовательность и взаимоисключаемость воспитательных подходов в семье. Противоречивость отношений родителей яв-ляется выраженным психогенным фактором, способствующим возникновению внутреннего конфликта у детей.
Пятая группа факторов.Базисные характеристики воспитания.
1. Забота. Это ведущий фактор воспитания. В этом случае не-вротические проявления у детей чаще вызывает гиперопека со стороны кого-либо из родителей. Как правило, повышенный уро-вень заботы нужен не столько детям, сколько родителям. Забота о детях восполняет нереализованную потребность родителей в привязанности и любви.
2. Гиперопека. Можно выделить следующие мотивационные аспекты гиперопеки у матерей: а) беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и тревожно-мнительными чертами характе-ра; б) психогенно детерминированный страх несчастья с ребен-ком; в) страх одиночества; г) подчеркнутая потребность в призна-нии; д) доминирование в отношениях с окружающими, феномен подчинения и зависимости; е) необщительность; ж) невротизм.
3. Любовь родителей к детям. Мать любит не столько реаль-ного ребенка, сколько некую модель идеального, с ее точки зре-ния, ребенка. Любовь проявляется только тогда, когда ребенок во всем оправдывает ожидания и требования юрослых.
4. Контроль за детьми является необходимым инструментом социализации и одним из условий формирования самосознания личности. Условно контроль разделяется на отношение к дис-циплине и конкретное выражение в виде санкций. Чрезмерный контроль или строгая дисциплина в семье выражается стремле-нием родителей : а) во всем контролировать детей, проверяя каж-дый шаг; б) следить за их попытками сделать что-либо по-свое-му; в) ограничивать активность и самостоятельность; г) предпи-сывать образ действий; д) часто запрещать; е) ругать за малей-шие промахи и недостатки; ж) прибегать к различным санкциям.
5. Обучение. Характерно стремление родителей к чрезмерно раннему обучению — привитию навыков самостоятельности, са-моконтроля и гигиены. Здесь встречается чрезмерно ранняя ра-ционализация чувств и завышенный уровень притязаний роди-телей в отношении успехов детей, которые должны скорее соот-ветствовать взросльш стандартам поведения, чем быть детьми с их непосредственным и искренним поведением.
6. Интенсивность воспитательных мероприятий. Она выра-жается феноменом психологического прессинга — избыточного морального давления на детей. Это создает у них непосильную нервно-психическую нагрузку с ведущим первосигнальным ти-пом восприятия.
Рассмотренные особенности воспитания чаще всего являют-ся предпосылками появления невротических реакций, причем, чем больше их задействовано в той или иной семье, тем больше риск появления расстройств у детей. Охарактеризованные наи-более типичные ошибки воспитания и указанные модели, при-водящие к невротизации детей, следует рассматривать как слу-чаи, нуждающиеся в обязательной коррекционной работе психо-лога с родителями. Естественно, что содержание данных мето-дических рекомендаций не охватывает все вопросы и проблемы становления этого нового и очень важного дела, однако упомя-нутые направления работы должны помочь детским психологам-практикам в организации и функционировании психологической службы в дошкольных учреждениях.
ТЕСТ «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК»
Эта проективная методика исследования личности была пред-ложена Дж.Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей; возможно групповое обследование.
Суть методики заключается в следующем. Обследуемому пред-лагается нарисовать дом, дерево и человека (ДЦЧ). Затем прово-дится опрос по разработанному плану.
Р.Бернс при использовании теста ДДЧ просит изобразить де-рево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если при-вести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.
Особым способом интерпретации может быть порядок, в ко-тором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если пер-
вым нарисовано дерево, значит основное для человека жизнен-ная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими поня-тиями.
Интерпретация признаков изображения в тесте «Дом—дерево—человек»
«ДОМ»
Дом старый, развалившийся — иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.
Дом вдали — чувство отвергнутости (отверженности).
Дом вблизи — открытость, доступность и (или) чувство теп-лоты и гостеприимности.
План дома (проекция сверху) вместо самого дома — серьез-ный конфликт.
Разные постройки — агрессия направлена против фактиче-ского хозяина дома или бунт против того, что субьект считает искусственными и культурными стандартами.
Ставни закрыты — субъект в состоянии приспособиться в ин-терперсональных отношениях.
Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) — отражение конфликтной ситуации, вредящей правильной оценке реально-сти. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать сво-бодного сердечного общения).
Стены.Задняя стена, изображенная с другой стороны, нео-бычно — выявляет сознательные попытки самоконтроля, при-способление к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враж-дебные тенденции.
Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями — субъект стремится сохранить (не поте-рять) контакта с реальностью.
Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).
Стена с акцентированным контуром основы — субъект пыта-ется вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.
Стена с акцентированным горизонтальным измерением — пло-хая ориентировка во времени (доминирование прошлого или бу-дущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.
Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен — пред-чувствие (угроза) катастрофы.
Стена: контуры линии слишком акцентированы — сознатель-ное стремление сохранить контроль.
Стена: одномерная перспектива — изображена всего одна сто-рона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.
Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовьтать) на ситуацию, насколько это воз-можно.
Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъ-ект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает мень-шим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.
Двери.Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).
Двери (одни или несколько), задние или боковые — отступле-ние, отрешенность, избегание.
Двери (одни или несколько) парадные — первый признак от-кровенности, достижимости.
Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступкость (от-кровенность).
Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уедине-ние, избегание реальности. Значительная неприступность.
Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.
Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое «Я». Чув-ство несоответствия, неадекватности и нерешительности в соци-альных ситуациях.
Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.
Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).
Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональ-ной теплоты дома.
Окня.Окна — первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция отграничения от действительности.
Окна, сильно открытые — субъект ведет себя несколько раз-вязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства.
Окна, плотно закрытые (занавешенные) — озабоченность вза-имодействием со средой (если это значимо для субъекта).
Окна без стекол — враждебность, отчужденность.
Отсутствие окон на первом этаже — враждебность, отчужден-ность.
Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — «пропасть» между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.
Крыша.Крыша — сфера фантазии.
Крыша и труба, сорванные ветром, — символически выража-ют чувство субъекта, что им повелевают, независимо от собст-венной силы воли.
Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку,-фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно со-провождаемая тревогой.
Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления кон-троля фантазии.
Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность кон-тролем над фантазией (ее обузданием).
Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом — плохая лично-стная организация.
Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или про-длением за стены — усиленно защитная (обычно с мнительно-стью) установка.
Комната.Могут возникнуть ассоциации:
1) с человеком, проживающим в комнате,
2) с интерперсональными отношениями в комнате,
3) с предназначением этой комнаты (реальным или приписы-ваемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негатив-ную эмоциональную окраску.
Комната, не поместившаяся на листе, — нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциа-ций с ними или с их жильцом.
Комната: субъект выбирает ближайшую комнату — мнитель-ность.
Ванна.Выполняет санитарную функцию. Если манера изо-бражения ванны значима, возможно нарушение этих функций.
Труба. Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку психо-логической теплоты дома.
Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.
Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.
Водосточные трубы — усиленная защита и обычно мнитель-ность.
Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — усилен-ные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).
Дополнения.а) Прозрачный, «стеклянный» ящик. Символи-зирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, ограничиваясь лишь визуальным контактом.
б) Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, — возможна сильная потребность зави-симости при доминировании родителей.
в) Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесно ок-ружают дом — вероятно сильное желание оградить себя защит-ными барьерами.
Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе сто-роны дорожки — указывают на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.
г) Дорожка. Правильные пропорции, легкость рисунка пока-зывают, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.
Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.
Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у до-ма — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетаю-щаяся с поверхностным дружелюбием.
д) Солнце. Символ авторитетной фигуры. Часто воспринима-ется как источник тепла и силы.
е) Погода (какая погода изображена). Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект вос-принимает среду как враждебную, сковывающую.
е) Цвет. Цвет, конвенциальное, обычное его использование. Зеленый — для крыши, коричневый для стен. Желтый, если упот-ребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъек-та, а именно:
1) враждебность среды;
2) необходимость скрыть действия от посторонних глаз.
а) Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно ис-пользует не меныхіе двух или не более пяти цветов. Субъект,
5 Е. И. Рогов, кн. 2 129
раскрашивающий дом 7—8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет — боится эмо-ционального возбуждения.
б) Выбор цвета. Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.
Цвет черный — застенчивость, пугливость.
Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, ог-радить себя от опасности. Это положение является не столь важ-ным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.
Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждеб-ности.
Цвет пурпурный — сильная потребность власти.
Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.
Цвет желтый — сильные признаки враждебности.
Цвет, штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выраже-нием эмоций.
Штриховка, выходящая за пределы рисунка — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.
Общий вид.Помещение рисунка на краю листа — генерализо-ванное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:
а) правая сторона — будущее, левая — прошлое;
б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом;
в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона — эмоциональные, правая — интеллектуальные.
Перспектива.Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не при-знан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.
Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отверг-нуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки «потери перспективы» (индивид правилъ-но рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изображать глубину) — сигна-лизирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх пе-
ред будущим (если вертикальная боковая линия находится спра-ва) или желание забыть прошлое (линия слева).
Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по мень-шей мере четыре отдельные стены, на которых даже двух нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мнением окружаю-щих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.
Размещение рисунка. Размещение рисунка над центром листа — чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что: 1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижи-мость цели; 2) субъект ищет удовлетворение в фантазиях (внутрен-няя напряженность); 3) субъект склонен держаться в стороне.
Размещение рисунка точно в центре листа — незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого кон-троля ради сохранения психического равновесия.
Размещение рисунка ниже центра листа — чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем менее безопасно и комфорт-но чувствует себя субъект, что вызывает у него депрессивное настроение; тем более ограниченным и скованным реальностью он ощущает себя.
Размещение рисунка по левой стороне листа — акцентирова-ние прошлого. Импульсивность.
Размещение рисунка в левом верхнем углу листа — склон-ность избегать новых переживаний, желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.
Размещение рисунка на правой половине листа — субъект скло-нен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контроли-руемое поведение. Акцентирование будущего.
Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на про-шлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность сво-бодными откровенными эмоциональными переживаниями.
Выход за правый край листа — желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми сво-бодными переживаниями. Стремление сохранить жесткий конт-роль.
Выход за верхний край листа — фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.
Контуры очень прямые — ригидность.
Контур эскизный, применяемый постоянно — в лучшем слу-чае мелочность, стремление к точности, в худшем — указание на неспособность к четкой позиции.