Описание методики «Работы с родовой памятью»
Цель техники: Научиться разотождествляться с образами родовой памяти.
Сопроводительная информация: Техника «Работы с родовой памятью» более проста, чем техники альтернативый школ – трансперсональной психотерапии, ребефинга, вайвейшена, холотропного дыхания.
Наши правила таковы:
1. Мы не используем никаких стимуляторов (вода, музыка, наркотики и др.).
2. Мы не занимаемся групповым дыханием.
3. Несмотря на то, что человек находится измененном состоянии сознания, мы общаемся с ним также, как в обычном состоянии, то есть разговариваем, задаем вопросы, отвечаем на вопросы, обсуждаем то, что происходит.
4. Мы исключаем всякое воздействие на интерпретации человеком своего опыта и никогда не интерпретируем его переживания, - мы ожидаем, что продолжая сеансы, человек сам дойдет до правильных и правдивых объяснений и интерпретаций своего опыта измененного сознания.
5. Мы не считаем, что дыхание воздействует только через механизм гипоксии, снижая самоконтроль, гораздо более важным мы считаем тот факт, что каждый тип дыхания соответствует какому-то состоянию и поэтому сам по себе вызывает ассоциации с образами, даже если гипоксия отсутствует.
6. Мы стремимся лишить методику всякого имиджа таинственности, загадочности, сложности, важности, тем самым формируя к ней отношение как к обычному процессу, который выявляет обычные механизмы бессознательного застревания в «чужих» образах.
Полезно также стандартизировать вопросы, которые мы задаем клиенту во время сеанса:
- Вопросы о самочувствии.
· Как ты себя чувствуешь?
· Что ты сейчас чувствуешь (видишь, слышишь, ощущаешь)?
· Что с тобой (сейчас) (происходит)?
· Как ты ощущаешь температуру? – тебе холодно? тепло? жарко?
· И т.п.
- Вопросы об ориентации в пространстве.
· Как ты ощущаешь окружающее пространство?
· Что вокруг тебя?
· Вокруг тебя свободно? Тесно?
· Что ты видишь вокруг?
· Где ты?
· Что происходит вокруг?
· И т.п.
- Вопросы об ориентации во времени.
· Какое у тебя ощущение времени? Оно есть?
· Сколько сейчас времени?
· Какое у тебя сейчас ощущение времени суток? Времени года?
· Какое у тебя сейчас ощущение своего возраста? Оно есть?
· Сколько тебе лет?
· И т.п.
- Вопросы об ориентации в своей личности.
· Кем ты ощущаешь себя сейчас?
· Ты мужчина? Женщина? Мальчик? Девочка?
· Какое у тебя ощущение своего имени?
· Как тебя зовут (сейчас)?
· Кто ты сейчас?
· Что ты знаешь о себе?
· Ты что-нибудь помнишь о себе?
· И.т.п.
Данные вопросы не являются догмой, они могут быть любыми, если соблюдается единственное правило – вопросы не должны разотождествлять клиента с измененным состоянием сознания.
Если мы хотим помочь клиенту не застрять в образе или состоянии мы даем команды:
· Дальше, дыши, продолжай.
Примерный алгоритм техники:
1 шаг – проинструктировать клиента о целях, характере методики, возможных последствиях и рисках, связанных с ее применением.
2 шаг – «раздышать клиента», то есть дать инструкцию дышать глубоко и часто, поддерживать такой уровень дыхания для достаточной загрузки (достижения состояния относительной гипоксии и ослабления волевого самоконтроля).
3 шаг – задать контрольные вопросы о состоянии клиента, его самочувствии, для того, чтобы оценить уровень и характер его гипоксии, ориентацию в собственной личности, пространстве и времени.
4 шаг – продолжать чередовать периоды дыхания с интервью о состоянии клиента, помогая ему своими вопросами найти значимые образы.
5 шаг – обнаружив значимые образы, помогать клиенту пройти их как можно более эффективно и целостно, помогать клиенту преодолевать «застревание» в образах путем изменения частоты и глубины дыхания.
6 шаг – поддерживать клиента в состоянии свободного сканирования родовой памяти до тех пор, пока клиент не вернется сам в состояние «обычного сознания», в котором правильно сориентируется в собственной личности, пространстве и времени.
7 шаг – в случае «застревания» в состоянии «измененного сознания» при дефиците времени, помочь клиенту вернуться в состояние «обычного сознания» путем привлечения его внимания к голосу ведущего, ощущениям прикосновения к телу клиента, и др. способами, направленными на осознание клиентом ощущений своего тела.
8 шаг – после сеанса наблюдать пациента в течение всего периода его восстановления, достижения состояния «обычного сознания», в случае «затягивания» клиента обратно в образы, связанные с состоянием «измененного сознания», не давать ему «уйти» способами, направленными на осознание клиентом ощущений своего тела. При необходимости применить технику «Выход из образа».
Важно! – Не интерпретировать переживания клиента, дать ему возможность дойти до собственного понимания смысла своих ощущений и переживаний!
Применяйте к клиентам, партнерам технику «Работы с родовой памятью». Старайтесь это делать как можно чаще, чтобы сформировать навык быстрого обнаружения значимых образов, в которых клиент «застрял» и качественной разрядки их. Опишите 3 наиболее удачных случая в виде протокола (оформите протоколы в электронном виде и вышлите их на почту [email protected]).
2.6. Комбинирование техник в интегральной психотерапии
Комбинирование техник в интегральной психотерапии происходит просто и естественно, поскольку техники имеют общую психологическую теорию, представление об образах, о дуальной природе личности и опираются на этический закон равной значимости.
В связи с этим в начале работы можно использовать любую из четырех техник, кроме «Работы с родовой памятью». Последняя используется только в случае отсутствия динамики при работе с четырьмя базовыми техниками. Переключение с одной техники на другую может происходить даже в рамках одного сеанса и протекает для клиента незаметно и естественно. В то же время нежелательно «дергаться» с одной техники на другую, руководствуясь правилом «лучшее враг хорошего». Взявшись за работу одной техникой надо попытаться извлечь из нее максимум пользы для клиента. Сменять ее на другую рекомендуется только в том случае, когда очевидно, что изначально терапевт ошибся в выборе техники и есть более простой и эффективный путь работы.
Простейший пример комбинирования техник
1. Попытаться представить себя таким, каким хотел бы быть, войти в этот моделируемый образ и почувствовать себя таким. При этом необходимо заметить и те ощущения, которые связаны с сопротивлением этому.
2. Сфокусировав внимание на ощущениях сопротивления, мешающих войти в идеальный образ, использовать технику «отождествления-разотождествления» и найти конкурирующие образы, связанные с привычным состоянием и поведением. Попытаться выйти из этих образов, высвободить внимание и усилить свою способность войти в моделируемый желательный образ.
3. Если не удается эффективно разотождествиться с привычными негативными или деструктивными образами, применять технику «вспоминания», разотождествиться с конкретными реакциями на события прошлого и вернуться к моделированию своего настоящего образа.
4. Если возникают трудности в воспоминании из-за слишком серьезных выводов и решений, сделанных в прошлом по поводу конкретных переживаний, что привело к рассеиванию внимания и формированию стереотипов восприятия и поведения, то перейти к технике «остановки внутреннего диалога». Закончить выявленные незаконченные диалоги, высвободить внимание и вернуться к моделированию идеального-реального настоящего.
Общий совет – практикуйте в равной степени все техники и тогда опыт их комбинирования придет на уровне чувствования и интуиции. Более подробные алгоритмы комбинированной работы прорабатываются на практических занятиях в процессе супервизии.
Применяйте к клиентам, партнерам и к себе комбинированную технику. Опишите 5 наиболее удачных случаев в виде протоколов (оформите протоколы в электронном виде и вышлите их на почту [email protected]).
Получите допуск к экзамену по результатам проверки протоколов за весь курс.