ІІІ. Творческий уровень. ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Донецкий государственный университет управления
Кафедра философии и психологии
Самостоятельная работа
Выполнила:
Студентка 1 курса,
Группы М-15_
Волина Елизавета Сергеевна
Проверила:
старший преподаватель
Гаврилова Е.В.
Донецк 2015
РАЗДЕЛ І. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 1. Психология как наука
І. Репродуктивный уровень
Написать терминологический словарь
Психоло́гия — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.
Пси́хика — сложное понятие в философии, психологии и медицине. Совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой.
Сознание– высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения обьективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира.
Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным , своих жизненноважных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
«Я-концепция— система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности.
Метод — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.
Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.
II. Продуктивный уровень.
Задание: Какие отрасли психологии решают следующие задачи?
1.психология реклама
2.юридическая психология
3.психология труда
4.инженерная психология
5.социальная психология
6.возрастная психология
7.психология труда
8.психология рекламы
9.педагогическая психология
10.возрастная психологи
11.психофизиология
12.психологи рекламы
13.психология труда
14.дифференциальная психология
15.юридическая психология
16.социальная психология
ІІІ. Творческий уровень.
Метод наблюдения - это основной метод современной психологии, сущность которого заключается в том, что научные факты собираются через не вмешательство в жизнь объекта, а пассивное созерцание этого факта.
Достоинства: Наблюдения можно проводить как кратковременно, так и долговременно. Методом наблюдения пользуются не только ученые, но и студенты, например, при накоплении данных для написания психологических характеристик личности
Беседа-метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, включает в себя вопросы-ответы
Преимущества метода беседы:
1. Возможность задавать вопросы в правильной последовательности.
2. Возможность пользования вспомогательным материалом (запись вопросов на карточке и пр.).
3. Анализируя невербальные реакции опрашиваемого человека, можно сделать дополнительный вывод о достоверности ответов.
Недостатки метода беседы:
1. Требуется большое количество времени.
2. Необходимо обладать соответствующими навыками проведения результативной беседы.
Необходимо помнить, что правильно проведенная беседа может быть гарантом качества полученной информации.
Естественный эксперимент осуществляется в обычных для исследуемого условиях деятельности Естественный эксперимент, так же как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, чтобы человек не знал, что ее исследуют и решения вьязувала задачи спокойно, в обычном для нее темпе.
Преимущества : Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию.
Недостатки: 1.ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;
2.сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений.
3.высокая трудоемкость метода.
Метод тестирования — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тесты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.
ДОСТОИНСТВА:
1. Оперативность и экономичность. Тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых требуется полминуты, а весь тест – не более часа. , может тестироваться вся группа
2. Оптимальная трудность. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности.
3. Надежность. тест охватывает основные разделы учебной тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности.
4. Справедливость. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора.
НЕДОСТАТКИ:
1) опасность «слепых» (автоматических) ошибок .
2). Довольно вероятна возможность упустить уникальную индивидуальность нестандартного человека (тем более ребенка).
4) потеря индивидуального подхода, репродуктивность . Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний;
5) отсутствие возможности раскрыть индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов