Рекомендуемые учебные пособия и учебники
Т.Б.Черемицина
Методические указания по написанию и оформлению домашнего задания по дисциплинам гуманитарного цикла.
Снежинск
УКД
Черемицина Т.Б. Методические указания по написанию и оформлению домашнего задания по дисциплинам гуманитарного цикла. – Снежинск: СФТИ, 2012. –23 с.
Методические указания предназначены для студентов технических вузов всех специальностей.
Целью данного пособия является помощь в выполнении и оформлении домашнего задания по дисциплинам гуманитарного цикла, таких как: психология, культурология, философия, деловое общение, конфликтология. Методические указания содержат теоретические положения по разработке задания, порядок выполнения и требования к оформлению работы, темы домашних заданий по указанным дисциплинам и списки рекомендуемых учебных пособий и учебников.
Приложения: 1
Рецензент: д.ф.н., проф. Дронишинец Н.П.
© Черемицина Т.Б. СФТИ НИЯУ МИФИ, 2012.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Порядок выполнения и требования к оформлению работы с.4.
2. Темы домашних заданий по психологии с.6.
3. Темы домашних заданий по культурологии с.9.
4. Темы домашних заданий по философии с.11.
5. Темы домашних заданий по дисциплине «Деловое общение» с.15.
6. Темы домашних заданий по конфликтологии с.20.
7. Приложение (титул домашнего задания) с.22.
Одной из форм контроля знаний студентов является подготовка и написание домашнего задания. Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно после ознакомления с основными разделами курса.
Написание домашней работы требует предварительного знакомства с рекомендуемой по теме литературой и составления плана того, что студент будет излагать.
Обычно план домашней работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введениидается обоснование выбранной темы, ее актуальности, а также формулируются основные проблемы, которые будут рассмотрены в основной части домашнего задания.
В основной части раскрывается содержание темы, которое должно соответствовать названию домашнего задания.
В заключении излагаются общие выводы.
В работе должен быть приведен список использованной литературы с указанием фамилии, инициалов автора, название первоисточника, а также место и год издания произведения.
На титульном листе домашней работы необходимо указать фамилию, номер группы, дисциплину, тему домашнего задания (см. Приложение 1).
Итак, домашнее задание включает следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложения
Каждую из частей, входящих в структуру домашней работы (вводную, основную и заключительную), следует начинать с нового листа.
Все страницы должны быть пронумерованы. Общая нумерация страниц домашней работы начинается с титульного листа, однако номер на нем не ставится. На всех остальных страницах порядковый номер размещается в нижней части листа по правому краю.
Объем заданиядолжен составлять не менее 16 страниц. Приблизительное распределение количества страниц по частям может быть таким: введение – 2-3 стр.; основная часть – 10-12 стр.; заключение – 2-3стр.
Требования к оформлению:
- Размер бумаги: специальная, ширина – 21 см, высота – 29,7 см; ориентация книжная.
- Поля:верхнее – 2,0 см, нижнее – 2,5 см, левое – 3,0 см, правое – 1,5 см, переплет – 0 см, колонтитул: верхний – 0 см, нижний – 1,5 см.
- Шрифт:Times New Roman Cyr.
- Размер шрифта: название – п. 14 полужирный по центру; текст – п. 14, выравнивание по ширине. Междустрочный интервал – одинарный.
- Абзацначинается с красной строки – 1,25 см.
Сноски на основные и дополнительные источники производятся внутри текста и оформляются в квадратных скобках с указанием номера источника в списке использованной литературы и номера страницы, откуда была взята цитата. Пример: [12, с.7].
Помимо требований к общему оформлению домашней работы и ее содержанию, важно отметить, что при проверке работы значимую роль играют также такие факторы, как грамотность текста, логичность, последовательность в построении, соответствие языкового оформления текста научному стилю изложения. Кроме того, следует аккуратно и внимательно отнестись к достоверности приводимых цитат (особенно в случае прямого цитирования), а также к точности библиографического описания источников и номеров страниц, на которые есть ссылки в тексте работы.
Необходимо учитывать также, что весьма ценной является и собственная позиция составителя задания, которая неизбежно возникает при работе над той или иной темой.
ТЕМЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ.1. Развитие психологии с древнейших времен до начала ХХ века (Древняя Греция. Новое время. ХIХ век).2. Отечественная психологическая мысль ХХ века.
3. Воображение и творчество.
4.Речь: ее функции и виды.
5.Воля и ее характеристика.
6.Структура и этапы волевого действия. Развитие воли.
7.Психические образования: знания, навыки, умения, опыт.
8.Бессознательное в психике человека.
9.Мотивационная сфера личности.
10.Способности: виды и характеристика.
11.Направленность личности.
12.Понятие общения. Основные стороны общения (перцептивная, коммуникативная, интерактивная).
13.Малые группы. Психические явления и процессы в малых группах.
14. Развитие психики в филогенезе: особенности психики и соответствующие им формы поведения.15. Проблема выбора метода в психологическом исследовании.16. Проблема бессознательного в современной психологии.17. Образ и деятельность. Развитие представлений об активной природе психических образов.18. Понимание познавательной активности различными школами психологии.19. Различные подходы к пониманию внимания в истории психологии.20. Творческая личность и факторы, влияющие на развитие ее способностей.21. Связь темперамента со свойствами психических процессов и чертами личности.22. Основные условия формирования характера. Развитие представлений о соотношении понятий “характер” и “личность”.23. Личность – от самоопределения к самореализации.24. Развитие представлений о воле в истории психологии.25. Психологические механизмы волевой регуляции.26. Природа социально-психологического климата коллектива.27. Критические ситуации в жизни человека. Индивидуальная и групповая психотерапия.28. Семейная жизнь и проблемы личностного роста.29. Психология межличностных отношений в группах и коллективе.30. Управление психическим стрессом в экстремальных ситуациях.31. Волевые качества личности и их формирование.32. Личностно-ориентированное образование: идеи, пути реализации.33. Основные принципы гуманистической педагогики.34. Современные технологии обучения в высшей школе.35. Воспитание личности и коллектива в опыте В.À. Сухомлинского.36. Игра как средство обучения.37. Новаторство в педагогике: опыт В.Ф. Шаталова.38. Одаренные дети. Проблемы обучения и воспитания.39. Лекция как метод обучения.40. Сравнительный анализ систем обучения школ СШÀ и Японии.41. Контроль учебно-познавательной деятельности студентов в вузе.42. Проблема наказания и поощрения в педагогике.43. Эстетическое развитие личности. Опыт японской школы.44. Нравственное воспитание детей в опыте В.À. Сухомлинского.45. Воспитание ответственного отношения к труду.46. Идея свободного воспитания личности в творчестве Ж.-Ж. Руссо.47. Методы педагогической коррекции девиантного поведения подростков.48. Основные идеи, цели и содержание обучения в Вальдорфской школе.49. Социальные проблемы детства.50. Нравственно-половое воспитание личности.51. Методика воспитательной работы À.С. Макаренко.52. Основы педагогического общения. Педагогическое мастерство.53.Понятие самооценки. Виды самооценки. Формирование самооценки.
54.Роль самооценки в жизни личности: самооценка и уровень притязаний; самооценка и общение. Самоуважение.
55.Понятие эмоций в психологии. Эмоции и понимание. Классификация эмоциональных состояний.
56.Внешнее выражение эмоций. Эмоции и организм. Эмоции и здоровье.
57.Стресс: природа, профилактика, управление.
58.Факторы, оказывающие влияние на формирование личности ребенка в семье и их характеристика.
59.Личность и группа: характер взаимовлияния. Психологическая совместимость людей в группе. Психологический климат в группе. Конфликты.
60.Средства и методы психологического влияния на другого человека. Уход от нежелательного влияния.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И УЧЕБНИКИ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2000
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1997
4. Климов Е. Основы психологии. М., 1997
5. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1996
6. Немов Р.С. Психология: В 3 т. М.,1994
7. Общая психология/ Сост. Е.И.Рогов. М., 1995
8. Психология/ Под ред. А.А.Крылова. М., 2001
9. Психология и педагогика/ Под ред. К.А.Альбухановой и др. М., 1998
10. Психология и педагогика/ Под ред. В.М.Николаенко. М., 1998
11. Психология и педагогика/ Под ред. А.А.Радугина. М., 1999
12. Психология и педагогика/ Сост. С.Хмелевская. М., 2002
13. Рогов В. Психология человека. М., 2001
14. Социальная психология/ Сост. А.Журавлев. М., 2002
15. Социальная психология/ Сост. А.Сухов, А.Деркач. М., 2001
16. Столяренко Л.Д., Самыкин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов/Д., 1999