НО ГЛАВНОЕ –ОТ СОСТОЯНИЯ ЕГО ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Сформированности общеучебных умений и навыков и др.
Из-за незрелости психофизиологических функций ,которые получают наибольшую нагрузку в первые месяцы обучения, ребенок не в состоянииуправлять своим поведением ,слушать и понимать требования учителя, запоминать инструкцию, концентрировать и удерживать внимание, планировать и контролировать свое поведение и работу.Следовательно в основе трудностей ребенка лежит не интеллектуальная недостаточность( ребенок умеет читать, считать), а его психическая незрелость на момент поступления в 1 класс.
Каждый из нас знает насколько важны для всей «школьной судьбы»ребенка его реальные успехи в первые годы обучения. Поэтому я хочу подробнее остановиться на некоторых важных аспектах воспитания в адаптационный период.
1.Особенность сегодняшних детей, пришедших в 1 класс- быстрая утомляемость.Прежде всего ,чтобы помочь ребенку, нужно помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это: соблюдение режима дня; сон не менее 10 часов в сутки; обязательное полноценное питание; физические упражнения; ограничение просмотра телепередач( до 30 минут в день).Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные(до 2 часов) прогулки на воздухе- не прогулка по магазинам ,а прогулка в парке,сквере.С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите ему: «Доброе утро»,- и собирайтесь в школу без суеты.После школы и обеда- дайте малышу один-два часа свободного времени.Пусть он отдохнет,отключится, поиграет, подышит свежим воздухом. Но не откладывайте домашнее задание на поздний вечер. После 17-18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается.Оптимальное время для выполнения уроков 16-17 часов-малыш уже отдохнул после школы и еще не устал играть.Только не заставляйте его быстро бросить игрушки и садиться за уроки, потому что пришло время. Дождитесь момента, когда ребенок отложит одну игрушку и еще не возьмет другую.Если вы будете прерывать увлеченно играющего малыша-возникнет протест и необходимость выполнения домашних заданий быстро преобретет негативную окраску.
Сегодня одна из главных задач школы- ОЗДОРОВЛЕНИЕ РЕБЕНКА,и поэтому в целях облегчения процесса адаптации первоклассника применяется ступенчатый режим занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки:
1 полугодие: сентябрь, октябрь-3 урока по 35минут;
ноябрь,декабрь-4 урока по 35 минут.
2 полугодие: 4урока по 45 минут.
2.Самая распространенная родительская ошибка- это стремление вырастить вундеркинда.Конечно родителей можно понять. Вам хочется, чтобы Ваш малыш был самым-самым и Вы стараетесь изо всех сил. Но, если ребенок гений, то он и без вашей помощи проявит себя. А обычному ребенку много учиться вредно.Дети быстро устают. И чем больше Вы будете заставлять его сидеть за книжками, тем хуже.В этом случае малыш воспринимает учебу, как неприятную тяжелую обязанность и соглашается делать уроки только из-под палки. Родители часто вместо помощи начинают предъявлять к первокласснику слишком высокие требования и ребенок не в состоянии их выполнять.Помимо этого родители стараются максимально загрузить детский досуг.Отдают в несколько секций и требуют от него невозможного.Пусть лучше у Вас вырастет твердый троечник, а не замученный зубрила-отличник.Грош цена знаниям,которые насильно вбиты ребенку.
Помните,что самое главное в воспитаниишкольника,-считают психологи,-чтобы Вы удовлетворяли не свои амбиции,а формировали в ребенке нравственную личность с высокой самооценкой и уверенным поведением.
3.Поговорим о выполнении домашних заданий.Многие родители ,пытаясь приучить малыша к самостоятельности,не помогают ему делать уроки, а только проверяют выполненное задание. Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание.Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял,что домашнее задание это его обязанность, которую надо выполнять.Поэтому первое время Вы должны мягко напоминать,что пора садиться за книжки и помогать ему,хотя бы своим присутствием.Но не стоит постоянно сидеть над душой ребенка и следить за каждым его движением. Уроками заниматься не больше часа. Начинать уроки следует с самого сложного,пока внимание на высоте.А то что ребенку дается легко он сумеет сделать и после того,как сосредоточенность пойдет на спад.После выполнения каждого урока -10минутный перерыв.
Если у ребенка что-то не получается,помогите ему,но не стоит делать за него домашнее задание полностью.Плавно подведите к верному решению,но окончательный ответ он должен дать сам.В заключении обязательно похвалите малыша: «Вот какой ты молодец.Я тебе только немного помог(ла),и ты сам справился с заданием».У ребенка появляется позитивная установка: «Я САМ ВСЕ МОГУ».
4.Если ребенок хочет взять в школу игрушку,не надо запрещать этого.Только надо объяснить ребенку ,что доставать ее можно только на перемене.Игрушка –это поддержка малыша.Всевозможные пеналы,ручки ,ластики,папки-первоклассник воспринимает как новые игрушки.Поэтому не экономьте на этих необходимых атрибутах.
5.Придя с ребенком в школу,постарайтесь обойтись без нравоучений,т.к. они ничего,кроме утренней усталости ,не дают.
Встречая ребенка в школе после уроков,порадуйтесь вместе с ним тому,что он сумел потрудиться самостоятельно ,без Вас,целых три часа.Терпеливо выслушайте его,похвалите,поддержите и ни в коем случае не ругайте.Будьте щедры на похвалу,для первоклассника сейчас это очень важно.Замечания должны быть конкректными,а не касаться личности ребенка.Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.
Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми.Это ведет либо к озлоблению,либо к формированию неуверенности в себе.
Почаще хвалите малыша,за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах.В Ваших силах внушить ребенку волю к победе.Запомните:похвала обязательна при ком-то.Тогда ребенок почувствует свою значимость и сможет раскрыться,показать свои знания и быть более уверенным в себе.
Но если случается ,что похвалить ребенка не за что,а приходится поругать.Ничего страшного.Главное,чтобы первоклассник понял,что его НЕ ПЕРЕСТАЮТ ЛЮБИТЬ.Родители должны утешить ребенка,показать свою сопричастность: «Мы с тобой почитаем ,обсудим,ты запомнишь и ответишь правильно».
6.Первое условие школьного успеха-САМОЦЕННОСТЬ РЕБЕНКА ДЛЯ ЕГО РОДИТЕЛЕЙ.Создайте благоприятный психологический климат в отношении ребенка в семье.Обязательно проявляйте интерес к школе,классу,прожитому школьному дню.Не допустимы физические меры воздействия,запугивания,критика в адрес ребенка,лишение удовольствий.
Внимательное,эмоционально-положительное,одобряющее и поддерживающее ребенка отношение взрослых-это то,что необходимо для того,чтобы школьная жизнь доставляла первокласснику радость и удовольствие.
7.Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка,его учебных делах,не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
И в заключении хочу еще раз обратить Ваше внимание на то,что в 6-7 лет полностью меняеться психологический облик ребенка,преобразуется его личность,познавательные и умственные возможности,сфера эмоций и переживаний,круг общения.Но ребенок не всегда хорошо это осознает,но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем ,что стал взрослым,ему приятно его новое положение.Это связано с появлением «ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА».Ее наличие имеет для первоклассника большое значение.Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни,выполнять новые обязанности(это особенно важно на первых этапах школьного обучения,когда учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен).Родители должны приложить все усилия для поддержания у ребенка «ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА» т. е. серьезно относиться к школьной жизни ребенка,быть внимательными к его успехам и неудачам,проявлять терпение,обязательно поощрять старания и усилия малыша, эмоционально поддерживать первоклассника.