Коллективная творческая работа: «Портрет школы» или «Воспитательная система школы» (Выполняется студентами, проходящими практику в одной школе)
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Этап: практика студентов 4 курса.
Характер практики – учебный. Формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методиками учебно-воспитательной работы.
Задачи:
1. Ознакомление:
· с типом учебного заведения и основными направлениями учебно-воспитательной работы в нем;
· с деятельностью психологической службы;
· с педагогической деятельностью классного руководителя по организации учебно-воспитательной работы с учащимися класса;
· с учащимися класса;
· с опытом организации школьного кабинета, с каталогом типового оборудования, методическим комплексом, техническими средствами и дидактическим материалом кабинета;
· с функциями работников образовательного учреждения.
2. Изучение:
· комплекса психолого-педагогических диагностических и коррекционных методик, применяемых для изучения личности учащегося;
· опыта работы учителя-предметника и классного руководителя по постановке и решению воспитательных задач;
· опыта подготовки и проведения воспитательных мероприятий;
· документации образовательного учреждения.
3. Участие в учебно-воспитательной работе:
· классного руководителя по реализации плана воспитательной работы;
· учителя-предметника и классного руководителя по подготовке и проведению уроков и внеклассных мероприятий;
· учителя-предметника и классного руководителя по оформлению документации.
4. Освоение:
· самостоятельного планирования, проведения, контроля, корректировки отдельных фрагментов урочной и внеурочной деятельности;
· различных видов анализа урока и внеклассного мероприятия (психологического, педагогического, методического);
· методов исследования индивидуально-психологических особенностей личности учащихся.
На 1 этапе практики предполагается организация деятельности студентов по следующим направлениям: «Школа как воспитательная система», «Учебная деятельность», «Воспитательный процесс», «Изучение личности ученика», «Общение с коллегами», «Работа с родителями», «Я как учитель».
1. «Школа как воспитательная система». Знакомство с образовательным учреждением: администрацией, педагогическим коллективом, уставом и концепцией образовательного учреждения, основными направлениями учебно-воспитательной работы педагогического коллектива, материальной базой, правилами внутреннего распорядка, традициями образовательного учреждения.
2. «Воспитательный процесс». Знакомство с классным руководителем. Изучение его деятельности. Знакомство с учащимися класса: личными делами, медицинскими картами, дневниками, классным журналом. Посещение внеклассных мероприятий и их анализ. Участие в планировании, подготовке, проведении и анализе внеклассных мероприятий с классом. Оформление учебно-воспитательной документации. Оформление сценариев детских праздников.
3. «Учебная деятельность». Знакомство с учителем-предметником.Посещение учебных занятий. Планирование, подготовка, проведение и анализ уроков. Применение педагогических и методических знаний в практической деятельности: организации начала и конца урока, перехода от одного вида деятельности к другому, различных форм опроса учащихся, создания эмоционального климата на уроке, организации индивидуальной и дифференцированной работы, работы с отстающими учениками. Изучение познавательной деятельности учащихся на уроке: сформированности учебных умений и навыков, навыков самостоятельной работы, успеваемости и дисциплины, наличия познавательного интереса к предмету.
4. «Изучение личности ученика». Применение на практике методов наблюдения, беседы, анализа школьной документации при изучении личности школьника. Наблюдение за лидерами и изгоями в классе. Оценка эффективности применяемых на практике методов поощрения и наказания. Педагогический комментарий и рекомендации по работе с ребенком.
5. «Работа с родителями». Ознакомление с планом работы с родителями школьников, с разнообразием организационных форм работы с родителями учащихся.
6. «Общение с коллегами». Ознакомлениес планом работы и посещение заседания методических объединений учителей русского языка и литературы, классных руководителей. Знакомство с работой Педагогического совета школы: содержанием работы и разнообразными формами проведения.
7. «Я как учитель». Осуществление анализа и оценки своего первого педагогического опыта. Рефлексия своих профессиональных успехов и неудач, осознание «недостаточного знания» в своей подготовке, выдвижение целей своего профессионального развития.
Текущая и отчетная документация:
Коллективная творческая работа: «Портрет школы» или «Воспитательная система школы» (Выполняется студентами, проходящими практику в одной школе).
2. Сценарий воспитательного мероприятия (дела, игры) и его анализ (тема определяется в соответствии с планом воспитательной работы с классом).
3. Творческая работа (на выбор):
А) «Как на уроке организован переход от одного вида деятельности к другому», «Как организовано начало, конец урока», «Приемы создания эмоционального климата на уроке», «Формы работы с отстающими учениками», «Формы опроса учащихся», «Трудности молодого учителя», «Фотография урока», «Современные образовательные технологии» («Учебная деятельность»);
Б) «Лидер в классе», «Изгой в классе», «О чем рассказал классный журнал?», «Недопустимое наказание», «Допустимое наказание», «Современные воспитательные технологии» («Воспитательный процесс»);
В) «Стиль семейного воспитания, социально-психологический тип личности и коррекционная работа с ребенком», «Работа с родителями учащихся» («Работа с родителями»);
Г) «Из опыта работы педагогического совета (методического объединения) коллектива школы № …» («Общение с коллегами»);
Д) «Самопознание» («Я как учитель»).