Тема 3.1. Стратегии и тактики разрешения конфликтов
Теория и практика разрешения межличностных конфликтов. Конструктивное разрешение конфликтов. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов. Условия, факторы, стратегия и способы разрешения конфликтов. Методы и способы разрешения межличностных конфликтов. Оптимальные организационно-управленческие решения специалистов таможенной службы как условие предупреждения конфликтов.
Тема 3.2. Технология эффективного и рационального поведения в конфликте специалиста таможенной службы
Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика. Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты поведения специалиста таможенной службы. Акцентуации характеров личности. Достижение взаимопонимания, конструктивного взаимодействия и эмпатии. Понятие технологий рационального поведения в конфликте. Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии. Социально-психологическая характеристика личности конфликтного и бесконфликтного типа.
Тема 3.3. Технологии управления конфликтом
Понятие управления конфликтом. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами. Основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение. Источники прогнозирования конфликта. Алгоритмы деятельности руководителя (специалиста таможенной службы) по управлению конфликтами. Факторы принятия конструктивных решений по конфликту. Модель применения власти по разрешению конфликтов по Х. Корнелиус и Ф. Фэйр.
Тема 3.4. Психология переговорного процесса по разрешению
конфликтов
Модели поведения партнеров в переговорном процессе. Технологии управления эмоциями в переговорном процессе («заземление», «визуализация», «проецирование»). Правила контроля эмоций (эмоциональная выдержка, рационализация эмоций и поддержание высокой самооценки). Манипулятивные технологии в переговорном процессе. Технологии и стратегии в переговорном процессе. Тактические приемы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала дисциплины оценивается по 100-бальной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля в сумме составляет 80 баллов, а максимальная оценка по результатам зачета – 20 баллов.
Таблица 1
Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям
№ п/п | Учебный модуль | Максимальное количество баллов |
Модуль 1 | ||
Модуль 2 | ||
Модуль 3 | ||
ИТОГО |
Таблица 2
Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы
№ п/п | Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов | Количество баллов |
Тестирование | 0-4 | |
Блиц-опрос по определениям | 0-3 | |
Ответ на теоретический вопрос | 0-4 | |
Письменный реферат | 0-5 | |
Выполнение заданий преподавателя при подготовке к занятиям в ходе самостоятельной работы | 0-4 | |
Решение педагогических задач в ходе практических занятий | 0-4 | |
Подготовка доклада к семинарскому и практическому занятиям | 0-5 | |
Участие в научно-исследовательской работе | 0-4 |
Таблица 3
Распределение способов контроля по учебным модулям
№ п/п | Учебный модуль | Способы контроля |
Модуль 1 | Блиц-опрос по определениям – 3; ответ на теоретический вопрос - 4; выполнение заданий преподавателя при подготовке е занятиям в ходе самостоятельной работы – 8 (4+4); подготовка доклада к практическому занятию – 5. | |
№ п/п | Учебный модуль | Способы контроля |
Модуль 2 | Блиц-опрос по определениям – 6 (3+3);ответ на теоретический вопрос -8 (4+4); выполнение заданий преподавателя при подготовке е занятиям в ходе самостоятельной работы – 8 (4+4); тестирование – 4. | |
Модуль 3 | Блиц-опрос по определениям – 6 (3+3); ответ на теоретический вопрос -8 (4+4); выполнение заданий преподавателя при подготовке е занятиям в ходе самостоятельной работы – 8 (4+4); письменный реферат – 4; решение педагогических задач в ходе практических занятий – 8 (4+4). |
Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов.
Перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки (по 4-х балльной системе) проводится по следующей шкале:
90 – 100 баллов - «отлично»;
70 -89 баллов - «хорошо»;
60 -69 баллов - «удовлетворительно»;
менее 60 баллов - «неудовлетворительно»;
"зачтено" – от 60 баллов и выше;
"не зачтено" – менее 60 баллов.
УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
Основная
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2008.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008.
3. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. - М.: Амалфея, 2002.
Дополнительная
1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003.
2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. - М.: ИНФРА, 2003
3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.
4. Новейшая энциклопедия по психологии. –Центр- Y, 2000.
5. Психологические тесты от Пси – Корпуса. – Медиахауз, 2002.
6. Прикладная психология. 6 CD. – Лаборатория прикладной психологии, 2004.