Тема 3.1. Стратегии и тактики разрешения конфликтов

Теория и практика разрешения межличностных конфликтов. Конструктивное разрешение конфликтов. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов. Условия, факторы, стратегия и способы разрешения конфликтов. Методы и способы разрешения межличностных конфликтов. Оптимальные организационно-управленческие решения специалистов таможенной службы как условие предупреждения конфликтов.

Тема 3.2. Технология эффективного и рационального поведения в конфликте специалиста таможенной службы

Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика. Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты поведения специалиста таможенной службы. Акцентуации характеров личности. Достижение взаимопонимания, конструктивного взаимодействия и эмпатии. Понятие технологий рационального поведения в конфликте. Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии. Социально-психологическая характеристика личности конфликтного и бесконфликтного типа.

Тема 3.3. Технологии управления конфликтом

Понятие управления конфликтом. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами. Основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение. Источники прогнозирования конфликта. Алгоритмы деятельности руководителя (специалиста таможенной службы) по управлению конфликтами. Факторы принятия конструктивных решений по конфликту. Модель применения власти по разрешению конфликтов по Х. Корнелиус и Ф. Фэйр.

Тема 3.4. Психология переговорного процесса по разрешению

конфликтов

Модели поведения партнеров в переговорном процессе. Технологии управления эмоциями в переговорном процессе («заземление», «визуализация», «проецирование»). Правила контроля эмоций (эмоциональная выдержка, рационализация эмоций и поддержание высокой самооценки). Манипулятивные технологии в переговорном процессе. Технологии и стратегии в переговорном процессе. Тактические приемы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала дисциплины оценивается по 100-бальной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля в сумме составляет 80 баллов, а максимальная оценка по результатам зачета – 20 баллов.

Таблица 1

Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям

№ п/п Учебный модуль Максимальное количество баллов
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
  ИТОГО

Таблица 2

Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы

№ п/п Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов Количество баллов
Тестирование 0-4
Блиц-опрос по определениям 0-3
Ответ на теоретический вопрос 0-4
Письменный реферат 0-5
Выполнение заданий преподавателя при подготовке к занятиям в ходе самостоятельной работы 0-4
Решение педагогических задач в ходе практических занятий 0-4
Подготовка доклада к семинарскому и практическому занятиям 0-5
Участие в научно-исследовательской работе 0-4

Таблица 3

Распределение способов контроля по учебным модулям

№ п/п Учебный модуль Способы контроля
Модуль 1 Блиц-опрос по определениям – 3; ответ на теоретический вопрос - 4; выполнение заданий преподавателя при подготовке е занятиям в ходе самостоятельной работы – 8 (4+4); подготовка доклада к практическому занятию – 5.  
№ п/п Учебный модуль Способы контроля
    Модуль 2   Блиц-опрос по определениям – 6 (3+3);ответ на теоретический вопрос -8 (4+4); выполнение заданий преподавателя при подготовке е занятиям в ходе самостоятельной работы – 8 (4+4); тестирование – 4.
Модуль 3 Блиц-опрос по определениям – 6 (3+3); ответ на теоретический вопрос -8 (4+4); выполнение заданий преподавателя при подготовке е занятиям в ходе самостоятельной работы – 8 (4+4); письменный реферат – 4; решение педагогических задач в ходе практических занятий – 8 (4+4).

Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов.

Перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки (по 4-х балльной системе) проводится по следующей шкале:

90 – 100 баллов - «отлично»;

70 -89 баллов - «хорошо»;

60 -69 баллов - «удовлетворительно»;

менее 60 баллов - «неудовлетворительно»;

"зачтено" – от 60 баллов и выше;

"не зачтено" – менее 60 баллов.

УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2008.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008.

3. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. - М.: Амалфея, 2002.

Дополнительная

1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003.

2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. - М.: ИНФРА, 2003

3. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.

4. Новейшая энциклопедия по психологии. –Центр- Y, 2000.

5. Психологические тесты от Пси – Корпуса. – Медиахауз, 2002.

6. Прикладная психология. 6 CD. – Лаборатория прикладной психологии, 2004.

Наши рекомендации