Способы предупреждения и стратегии разрешения соц.конфликтов

Мирные способы разрешения конфл:

1. каж.получает что хотел

2. затухание конфл

3. переход одного конфл в др

Постконфликт.сит-я завершает все этапы конфл, анализ сит-ии, выявление ошибок, частич.нормализация отношений

Конфликтологич.стратегии

1. уклонение от конфл, когда одна стор.идет на конфл, а др – нет (сфера услуг и торговли)

2. одностороннее доминирование (подавление), одна стор.достигает своих целей подавлением др.стороны (физ.или психол.давление)

3. компромисс – каж.из сторон отказыв-ся от части, удовл-е с обеих сторон

4. интегративная стратегия – сближение интересов

5. сотрудничество – вместо вражд.отношений возникают др.отношения на взаимовыгодных усл-х

Ср-ва разрешения конфл:

1. эконом. (экон.помощь)

2. полит

3. социал (поддержка малообеспеч, льготы, предостав.убежища)

4. идеологич (разъяснение невыгодности конфл, арбитраж или др.третья сторона)

5. силовые (исп.армии, полиции)

Социологич.понятие лич-ти. Стр-ра лич-ти

Лич-ь формир-ся в проц.общения.

Лич- ь – продукт биосоц.

Лич-ь – это социал.модификация устойчивых кач-в и св-в, реализуемых в соц.институтах, связях,кул-ре. Люб.ч-к обладает уникал.кач-ми (хар-р, темперамент, интеллект).

Ряд факторов, к-е формируют лич-ь:

1. Биол.фактор (наследствен-ь)

2. Физич.окружение

3. Кул-ра об-ва, в к-м мы живем

4. Групповой опыт (малые группы)

5. Индивидуал.опыт.

К 3-4 годам становятся лич-ю, когда появл-ся самосознаие.

Формирование лич-ти по Д.Миду:

1 стадия: стадия имитации (ребенок копирует поведение род-й от рожд.до 2.5г)

2 стадия: игровая стадия (2.5-6/7)

3 стадия: стадия коллектив.игр (6/7 до 17)

Формир-ие лич-и осущ-ся под влиянием соц.мех-в:

-имитация

- Идентификация (принадлежность к чему-либо)

- индивид.контроль (совесть, внутр.контроль)

- соц.контроль (стыд)

- конформизм (приспосаблив-ся).

Лич-ь в системе соц.связей, соц.ф-ии, роли и статус

Соц.роль – поведение ч-а.

Роли позволяют мысленно формулировать поведение с тем, чтобы поступать должным образом. При этом мы анализируем подробности разворачивающейся ситуации и определяем для себя, кто что делает, когда он это делает и где. Роли дают возможность предполагать, что в некоторых отношениях мы можем игнорировать отдельные различия и говорить, что практически люди взаимозаменяемы.

Статус - социальное положение человека в обществе.

Приписываемые и достигнутые статусы.

Лич-ь формир-ся в проц.общения.

Лич- ь – продукт биосоц.

Лич-ь – это социал.модификация устойчивых кач-в и св-в, реализуемых в соц.институтах, связях,кул-ре. Люб.ч-к обладает уникал.кач-ми (хар-р, темперамент, интеллект).

Употребляя термин "функция", следует иметь в виду, что в социологии о функциях судят не по тому, что человек сам конкретно намеревается делать, какой смысл он вкладывает в свою деятельность, а по тому - какие последствия (для других, для общества в целом) эти действия имеют. При этом если человек не выполняет свою функцию, а еще точнее, выполняет с противоположным знаком, то мы имеем дело с дисфункцией. Педагог, дающий своим питомцам устаревшие и даже ложные знания, не учит, а "калечит".

Социологич.концепции лич-ти

В достаточно развитом виде социологические концепции личности оформились во второй половине XIX – начале XX века. Все они признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

В марксизме, например, человек предстает в качестве продукта или объекта общественных отношений. Однако следует иметь ввиду, что К. Маркс в определении сущности человека как ансамбля всех общественных отношений не отводил личности лишь пассивную роль. Человек понимался им как активный субъект общественных отношений, как творец истории. Превращение таким образом односторонне истолкованного тезиса Маркса в методологическую основу всей теории личности имело ряд отрицательных последствий.

В теории зеркального "Я" (Ч.Х. Кули, Дж. Мид) личность рассматривалась как функция, производная от полностью социально обусловленного "Я" человека. Стержень личности, самосознание – не что иное, как результат социального ; взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Тем самым личность трактовалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни.

В целом можно сказать, что интеракционистский подход к концепции личности основан на методологическом принципе, согласно которому ни личностные факторы, ни условия внешнего окружения, если их рассматривать изолированно, не могут в полной мере объяснить поведение человека. В качестве основной детерминанты поведения человека выступает процесс постоянного взаимодействия между этими факторами. Поскольку процесс взаимодействия понимается исследователями не всегда одинаково, в рамках интеракционизма возникло несколько различных направлений – так называемых теорий ограниченного применения. Надо отметить, что интеракционизм в подходе к теории личности не имеет ничего общего с символическим интеракционизмом, который представляет собой один из методологических принципов изучения внутригрупповых и межличностных отношений.

С точки зрения сторонников ролевой теории (Р. Линтон, Я.Л. Морено, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.), личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность тем самым есть производное от совокупности тех групп, в которые включен индивид. Социализируясь, он усваивает экспектации (социальные ожидания) ролевого поведения, выучивает способы их исполнения и, таким образом, становится личностью.

Наши рекомендации