Американское предпринимательство
В отличие от западноевропейского, американское предпринимательство развивалось своим, самобытным путем. Над ним не висел груз феодальных традиций и представлений, не давила власть землевладельцев и духовенства. Американский предприниматель с самого начала оказался на свободных землях, свободным от иерархии сословий и властей, главными ценностями для него, а затем и для общества в целом стали: индивидуализм как высшее проявление свободы человека, инициатива как способ достижения своих целей, равенство возможностей как условие конкурентной борьбы. Все это первоначально подкреплялось религиозными постулатами протестантизма, среди которых на первом месте был труд, бережливость и скромность личных потребностей. Иными словами, это были качества, необходимые для первоначального накопления капитала и создания условий дальнейшего развития экономики. Преуспевающий предприниматель стал в Америке образцом для подражания, а в дальнейшем – двигателем прогресса в экономической и социальной сферах и потому – национальным героем. Правда, в последние десятилетия, в связи с развитием массового образования и более широкими возможностями занять обеспеченное место в обществе, престиж предпринимателя-бизнесмена в СЩА стал падать.
Психология американского предпринимательства в последние годы определяет осознание необходимости усиления борьбы за свое лидерство, готовности к позитивным изменениям. Основные проблемы, возникающие при этом, - поиск новых рынков, дебюрократизации производства. В США примерно 20 лет назад доминировал единоличный стиль. В организационной деятельности американских фирм и сейчас присутствует жесткая дисциплина, беспрекословное подчинение.
Среди американских предпринимателей и менеджеров преобладают люди независимые, с ярко выраженной индивидуальностью, обладающие яркими способностями, интуицией, чутьем, стремлением к единоличному принятию решений. Америка изначально культивировала феномен сильной личности, обладающей способностью пользоваться всеми средствами для победы, бойцовскими качествами. Однако в последнее время консультанты и теоретики менеджмента говорят о необходимости смены авторитарного стиля управления и поведения в деловой жизни, призывают к «смягчению нравов», отказу от единоналичия, к общей либерализации в управлении и деловых отношениях.
Показательно в этом смысле мнение известного исследователя знаменитой фирмы IBM Д.Мерсера. Называя систему управления в фирме «высшей формой организованной анархии», он, однако, замечает, что авторитарный, строго вертикальный стиль деловой жизни все больше вытесняется демократическим координирующим.
В IBM, в частности, сформулированы принципы ведения бизнеса и управления, основанные на доверии между руководителями и подчиненными. Поскольку они становятся наиболее типичными для всей деловой Америки, приведем основные:
- общие этические ценности, разделяемые работниками как личные убеждения: порядочность, честность в работе, взаимное доверие, высокая мотивация к труду, общий дух патриотизма;
- осуществление политики полной занятости или «пожизненного найма» работников на конкретной фирме. При этом сотрудники имеют право выбора работы в пределах фирмы в соответствии со своими интересами. По желанию они также могут менять профессии внутри фирмы;
- осуществление широкого и эффективного материального и морального стимулирования труда работников;
личное участие работников в принятии решений на основе консенсуса;
- патерналистический, семейственный, неформальный стиль взаимоотношений руководителей и подчиненных;
- официальное провозглашение уважения человека и веры в него;
- всемерное поощрение индивидуализма, ярких личных способностей; привлечение к работе специалистов высшей квалификации;
- максимальное делегирование полномочий работникам вплоть до самых низовых уровней исполнения; это заставляет штатных руководителей становиться «групповыми», демократичными, способствует развитию горизонтальных связей, поощряет инициативу инакомыслия, деловую критику.
Особое внимание придается огромной роли духовного фактора. Каждая солидная фирма имеет свой особый «дух компании», общую атмосферу, определяющую этические ценности, стиль взаимоотношений, девизы труда.
Независимость, индивидуализм, формализм в отношениях, еще недавно столь характерные для американского стиля в бизнесе, активно вытесняются пропагандой общего «духа команды». В последнее время все более важное значение придается уровню сотрудничества, взаимозависимости. Современный руководитель и бизнесмен вынужден становиться общительным, терпимым к чужому мнению, гибким, дипломатичным, стремиться к сотрудничеству. И в этом смысле деловые люди Америки учатся у японцев так же успешно, как японцы в свое время учились у них.