Общее описание и замысел игры

Игрокам раздаются карточки с игровыми возможно­стями. После этого разыгрываются различные жизненные

1 В пособии представлен несколько упрощенный и адаптированный к современным условиям вариант игры, которая раньше использова­лась под названием «Друзья-товарищи» (см. Пряжников Н.С. Кар­точные профконсультационные методики. — М.: Ассоциация «Профцентр», 1993. — 328 с).

события, связанные с определенными возрастными эта­пами (начиная с дошкольного детства — до старости и предполагаемой смерти). Достижение каждого события достается самому достойному, но не только тому, у кого наиболее подходящие для этого возможности, но и тому, кто смог наиболее умело их использовать. Игра обычно проходит достаточно эмоционально и даже с обидами за нереализованные возможности, поэтому в ходе игры участники по определенным правилам могут помогать друг другу.

По выигранным событиям определяются более гло­бальные жизненные цели, которых достигают участники игры. И уже после завершения игровой жизни (на этапе «вечности») определяется, насколько удалась такая жизнь, т.е. кто какую память оставил своим потомкам... Заметим, что первоначально игра называлась «Друзья-то­варищи», но потом сами подростки предложили назвать ее «Страшный Суд», когда подводятся итоги всей жизни...

Важнейший активизирующий момент игры — сов­местное (коллективное, групповое) определение правиль­ности ходов, а главное — возможность каждого игрока спорить с группой, отстаивая правильность своего хода. При этом если спор удачный (игрок убеждает в правиль­ности хода большинство своих товарищей), то он получа­ет определенные выигрыши, но если спор не удался — жестоко расплачивается за неудачу. Таким образом, игро­вой спор — это не только возможность попытаться пуб­лично обосновывать свои выборы, но и нести определен­ную ответственность за ошибки.

В итоге получается, что не психолог-консультант рас­сказывает детям о том, как надо совершать важные жиз­ненные выборы, а сами участники игры пытаются объяс­нить это друг другу и даже обосновать свою позицию (в игровом споре). Таков главный замысел игры «Страшный Суд».

Более подробные правила игры будут представлены ниже, после описания игровых карточек.

Условия использования методики

Игра рассчитана на 3—4 (максимум — на 5) человека. Это могут быть подростки, а также взрослые клиенты служб занятости. При определенных обстоятельствах в





I

игре могут участвовать и родители подростков, но только с согласия самих подростков и только на равных услови­ях. Хороший эффект достигается, когда в игре участвует сам психолог-профконсультант (также на равных правах со всеми игроками).

По времени игра занимает от 2 до 4 часов. Сам психо­лог может определять время, используя большее или меньшее количество разыгрываемых карточек (подробнее — см. ниже). В ходе игры можно делать непродолжительные перерывы, но опыт показывает, что в большинстве случа­ев сами игроки от них отказываются.

Сама игра проводится в отдельной (не проходной!) комнате или в укромном месте за столом (если методика используется с подростками в условиях летнего детского лагеря). Для игры подходит обычный стол стандартных размеров. Очень важно, чтобы все игроки удобно сидели, . т.к. игра занимает продолжительное время.

Если времени на работу со школьниками явно не хватает, то данная методика является просто непозволи­тельной «роскошью». Например, если не хватает времени для определения профессиональных предпочтений уча­щихся с использованием более простых средств, то игра «Страшный Суд» может показаться «нерациональной тра­той времени», тем более, что в силу своей камерности она не позволяет «охватывать массы» учащихся... Поэтому желательно использовать ее только в контексте более обширной психологической и профориентационной ра­боты.

Важным условием проведения игры «Страшный Суд» является хорошее освоение психологом всеми процедур­ными особенностями методики, а также готовность к некоторой импровизации при ее использовании. Опыт показывает, что возможности для импровизации значи­тельно расширяются, если игровые карты изготовлены самим психологом, тем более, что появившаяся в послед­ние годы компьютерно-копировальная техника позволяет изготовить их в достаточно эстетичном виде. Было бы желание! Главное преимущество самостоятельно изготов­ленных карточек — возможность их обновления и кор­ректировки по мере неизбежного появления собственных содержательных и игротехнических идей.

Поскольку игра «Страшный Суд» является достаточно необычной и сложной, то для лучшего понимания npoiie-

дуры и правил целесообразно начать с описания игровыхкарточек.

Изготовление карточек

Примерный размер карточек: 6x10 см. Лучше сделать из плотного ватмана. Лучше их не ламинировать (это и дорого, и неудобно, т.к. карточки начинают скользить). Для удобства работы каждую группу карточек помечать своим цветом. Для этого можно, например, номера карто­чек проставлять цветными фломастерами (если тексты делаются от руки), или по отпечатанному на машинке (на / компьютере) тексту делать пометки цветными фломасте­рами (маркерами) и т.п. Примеры каждой группы карто­чек будут представлены ниже в соответствующих рисун­ках (см. рис. 2, 3, 4, 5).

Общее описание и замысел игры - student2.ru 20-ц

Общее описание и замысел игры - student2.ru Великая цель.

Благородная идея.

Вера.

Общее описание и замысел игры - student2.ru Рисунок 2.

Пример карточки целей-ценностей. Верхнюю линию (или номер карточки) — синим фломастером или маркером.

Сами карточки достаточно долговечны. Например, они намного долговечнее обычных игральных карт, т.к. последние часто перетасовывают. Поэтому усилия, потра­ченные на самостоятельное изготовление карт, во многом оправдаются. Естественно, нежелательно использовать карты на столах с шероховатой и грязной поверхностью, например, на слесарных столах с железным покрытием в школьных мастерских после уроков труда...

Общее время на изготовление карточек к методике «Страшный Суд» занимает примерно от 8 до 12 часов в зависимости от графических способностей заинтересовав­шегося методикой «изготовителя».





5. Перечень карточек с целями-ценностями (с глобаль­ными жизненными достижениями):

Для удобства игры (особенно на этапе подведения предварительных итогов) мы настоятельно рекомендуем отпечатать на отдельном листе весь перечень «целей-цен­ностей».

1. Верные друзья.

2. Одиночество, непонимание.

3. Враги, завистники.

4. Счастливая семья.

5. Семья-«каторга».

6. Спокойная совесть.

7. Риск, азарт (масса событий).

8. Здоровье.

9. Болезни.

10. Слава, известность.

11. Карьера, власть.

12. «Неудачник» (достиг не того, чего хотел...).

13. Опустившийся человек (алкоголик, наркоман,
бомж, продажная...).

14. Деньги, богатство.

15. Бедность.

16. Любимая работа.

17. Проклятая работа.

18. Хобби, интересное увлечение.

19. «Красивая жизнь», дорогие удовольствия.

20. Великая цель, благородная идея, вера.

21. Независимость, самостоятельность, гордость.

22. Зависимость от обстоятельств и других людей (сам
себе не хозяин...).

23. Любимые дети, внуки.

24. Детей нет (в том числе — лишение родительских

прав).

25. Престижная, модная работа.

26. Обычная работа.

27. Обычные интересы, хлопоты, простая жизнь...

28. Любовь, страсть, переживания (смысл жизни — в
любимом человеке).

29. «Лапочка» (чудное создание, милое дитя...).

30. «Ну и детка!» (капризное, беспокойное создание...)-

31. Правительственная награда (заслуженный деятель,
лауреат...).

32. Грязная совесть (было в жизни что-то мерзкое...).

33. Самодовольное ничтожество (жлоб, хам, бюрократ,
удачливая проститутка или преступник...).

34. Тюрьма (Вы все-таки попались...).

35. Блестящий специалист, мастер своего дела.

36. Тунеядец, притворяющийся тружеником (Ваша ра­
бота никому не нужна).

37. Важное открытие, изобретение, гениальная идея...

38. Шедевр искусства (художественный, литератур­
ный, артистический образ...).

39. Увидеть и понять мир (впечатления от путешествий
и встреч с интересными людьми, жизненный опыт, муд­
рость...).

Общее описание и замысел игры - student2.ru Д-5

Насмешки сверстников

(«ябеда», «плакса», «дурак»...)

Общее описание и замысел игры - student2.ru 2.12.22.36.

Общее описание и замысел игры - student2.ru Рисунок 3. Пример карточки путей-достижений. Вверху номер карточки —

«Д-7», буква «Д» обозначает, что данное «достижение»

относится к этапу «детства». В верхней части проставлен знак

«дырка» (©), указывающий на то, что подобное «достижение»

большинством людей не одобряется. На других карточках

проставляется и знак «звезда» (Н), указывающий на привлекательность соответствующего пути-достижения.

Внизу — цифры, указывающие номера карточек целей-ценностей, к которым ведет данный путь-достижение... Верхнюю и нижнюю линии мы рекомендуем нарисовать зеле­ным фломастером (или маркером), а номера карточек выде­лить разными цветами в соответствии с разыгрываемыми эта­пами жизни, например: этап детства — розовым цветом, школы — ярко-зеленым, молодость — оранжевым, зрелость — коричневым, старость — желтым...

Пряжников Н.С.

Наши рекомендации