Предмет психологии религии
Психология религии.
В начальный период формирования дисциплины считалось, что её предмет – субъективный опыт верующего: его эмоции, восприятия, волевые акты, переживания и т.п. Так считал Уильям Джеймс. В работе «Многообразие религиозного опыта» он собрал и систематизировал данные о разных видах переживаний верующих, при этом он считал, что речь должна идти об опыте «гениев религиозной жизни», т.е. наиболее ярких, убедительных свидетельствах – это метод анализа крайний состояний. Он считал, что именно личная, субъективная область религии должна рассматриваться психологом. Данный подход связан с концепцией религии, по которой во всём комплексе религиозной жизни субъективный опыт является первичным и генетически, и функционально, в то время как все остальные компоненты религиозного «целого» - организация, культ, вероучение – вторичны, производны от этого опыта. Религиозный опыт здесь источник религии как таковой, и главным звеном взаимосвязей и элементов, составляющих религию.
Данные взгляды в первую очередь не разделяли конфессиональные психологи. Они связывали происхождение религиозных традиций не с опытом, а с Откровением, к опыту же они относятся с недоверием до сих пор. Во главу угла они ставят общую природу души человека, понимаемую изначально как homo religious. Психология религии здесь понимается как часть религиозной антропологии.
Также концепцию, основывающуюся на религиозном опыте, критиковали и с иных позиций. К примеру, бихевиоризм отрицает необходимость исследовать субъективные состояния религиозных индивидов – внимание исследователя должно быть направлено на поведение субъекта, соответственно в области религии психолог может изучать только культ или другие формы религиозного поведенияиндивида в его соотношении со средой, выявляя такие компоненты как стимул и реакция, по возможности более полно абстрагируясь от веры и т.п.
Но не только бихевиоризм выступал со своей концепцией. Сдвиги в отношении объекта психологии религии происходили по мере накопления опыта и инструментария, различными школами. Ученые обратили внимание на то, то граница между внешней и внутренней сторонами религии проходит не так четко и жестко, как это предполагал Джеймс. Существует пласт религиозных явлений, которые имеют интерсубъективный характер и образуют пограничную область между внутренним и внешним. К ним относятся в первую очередь вероучение и система религиозной социализации. Вероучение имеет объективную составляющую, зафиксированную в текстах или устной традиции, и сохраняется усилиями религиозной организации. Для каждого нового адепта оно первоначально существует вне и независимо от него, однако будучи интериоризированно, оно встраивается в систему мировоззрение субъекта, воспринимается им как система своих внутренних ценностей, систему его внутренней религиозности, приобретая субъективный аспект. Также и религиозная социализация: она существует как некие закрепленные стандарты: учебники, меры воспитания), но в конечном итоге формирует стереотипы внутренней религиозности индивида. Психология также обратилась к исследованию вероучений и текстов различных религий.
В общем, развитие психологии религии как науки привело к отказу сводить ее объект только к тому, что «является субъекту» в качестве его собственного переживания, в кругозоре психолога теперь весь спектр явлений религиозной жизни. Ныне предмет психологии религии составляют психологические аспекты и закономерности всех религиозных явлений.
2. Методы психологических исследований религии.
Выбор методов психологии религии определяется теоретическими взглядами и мировоззренческой позицией исследователя. В теоретической части его методология заимствуется из какой-либо более общей психологической теории. Эта более общая теория задает принципы отбора эмпирического материала и пути его теоретической обработки – интерпретации.
В эмпирическом исследовании психология религии пользуется методами эмпирической психологии. Наиболее распространенные их них: интроспекция, наблюдение, эксперимент, изучение личных документов, изучение клинических случаев, анкетирование, интервью, опросы.
Интроспекция.Описание психологических явлений на материалах самонаблюдения. Однако научная обоснованность таких данных была поставлена под вопрос. Главная претензия методу – невозможность проверки данных интроспекции и невоспроизводимость наблюдаемых процессов. Некоторые школы его полностью отбросили, а некоторые употребляют его до сих пор, но в качестве вспомогательного.
Наблюдение.Один из главных методов. Применяется как наблюдение индивидов, так и в группе. Виды наблюдения в группе различают по степени участия наблюдателя в ее жизни: полное, частичное, нулевое.
Эксперимент.Встречается в психологии религии весьма редко, и как правило должен совмещаться с психологией или исследованием личных документов Наиболее замечательны здесь – эксперименты Грофа, прибегавшего к использованию наркотических веществ. Экспериментом также пользовался Гиргензон для изучения религиозного переживания: предлагал читать текст религиозного содержания, а затем просил записать свои чувства, мысли, эмоции, вызванные текстом. Грюн – делал примерно тоже, но не с текстом, а фразой.
Изучение личных документов.К личным документам относятся автобиографии, дневники, записи снов, истории обращения, письма, лит-худ произведения. Недостатки: личный документ субъективен в оценках, не точен, не систематичен; человек не способен осознать свои истинные мотивы; велика вероятность ошибок памяти; смысл используемых автором слов и понятий не уточняется; личные документы очень часто запрещается публиковать. Но для изучения религиозного обращения, трепета и благоволения они незаменимы. Джеймс использовал.
Изучение клинических случаев.Фрейд, Юнг.
Анкетирование, интервью, опросы.Эти методы заимствованы из социологии. Полученный с помощью них материал позволяет выводить закономерности, наблюдать корреляции, например, межу религиозной установкой и принадлежность к той или иной социальной группе. Старбэк, Леуба.