Уроки обучения учебному сотрудничеству
Курс «Введение в школьную жизнь»
(К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман)
Цель- помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника», посвящение в новую систему отношений:
· Со взрослыми
· Со сверстниками
· С самим собой
Курс по форме общения строится как обучение навыкам учебного сотрудничества, как тренинг учебного общения.
1.Учебное сотрудничество должно строиться как договор о сотрудничестве и взаимопомощи, где участвуют и учитель и дети;
2.Предлагая новую норму учебных взаимоотношений учитель предлагает детям ситуацию открытого выбора между школьным и дошкольным поведением и предоставляет каждому возможность попробовать , примерить к себе и то и другое.
3.Норма –это всегда разнообразие равнодостойных индивидуальных вариантов. Чтобы помочь ребенку «подогнать» общую школьную норму к его индивидуальности, нужен веер допустимых образцов в пределах данной нормы;
4.Необходимо ввести средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения;
5.Все нормы школьных взаимоотношений ребенок –взрослый, ребенок- ребенок должны носить общий характер. Нормосообразное поведение эффективнее складывается в малых группах.
Учебное сотрудничество ребенка со взрослыми
2 основные ситуации взаимодействия:
· Ситуация подражания, исполнительности
· Ситуация неподражательная, способность действовать по – своему
} Основная форма сотрудничества ученика с учителем неимитационное взаимодействие, где ребенок делает не то же самое, что и взрослый. При учебном сотрудничестве учитель не дает готовых образов, стимулирует детский поиск. Первоклассники склонны и способны копировать учителя буквально во всем. Но взрослый, готовящий детей к школе, может сразу, с первого дня показать классу, что школьный учитель ожидает от детей не только доверчивого и старательного подражания, но и критичности, способности действовать по- своему;
} Предполагает познавательную инициативу ребенка;
} Ученик обращается к учителю не с жалобой на свои трудности, а с конкретным запросом нового знания.
Организуются уроки, направленные на совместную выработку норм школьного общения:
} «поднятая рука».
} молчаливый выбор отвечающего с помощью жестов
} «вопрос»,
} «согласен- не согласен»
} «ловушка»…
1.Задания «Ловушка»- это нерешаемые или некорректно составленные задачи. Чтобы не попасть в ловушку , нельзя действовать строго по инструкции взрослого. Такие задания требуют постоянного анализа требований взрослого.
2. Задания, требующие от ребенка умения спрашивать, самостоятельно выяснять недостающие данные.
Учебное сотрудничество ребенка со сверстниками
Учитель учит детей к самостоятельности суждений, к умению спорить, отстаивать свои мнения, задавать вопросы, быть инициативными в получении новых знаний.
Психологи доказали , что « инкубатором» самостоятельного мышления , познавательной инициативы является деятельность в группе совместно работающих детей.
Условием рождения познавательных вопросов к учителю является спормежду детьми , предлагающими разные способы решения общей задачи.
Учитель вводит 2 правила:
1. Высказав свое мнение , спроси всех остальных «Ты согласен?», «Ты не возражаешь?», «А как ты думаешь?»
2. Если все согласны , можно действовать;
Если есть разные мнения , задайте друг к другу вопросы: «Почему так ты считаешь?», «А это можно доказать?»
} -урок, направленный на выработку норм взаимоотношений в парах.
} -урок направленный на выработку норм взаимоотношений в группе.
} –урок направленный на формирования умения доказывать свою точку зрения.
Отношения ребенка с самим собой - линия самооценки.
Школьник , умеющий учиться , должен оценивать свои достижения следующим образом:
1. Предельно дифференцированно, точно различая знание-незнание, полузнания, точно измеряя степень своей умелости- недоученности, неумения.
2. Оптимистично, видя в незнании и неумении не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего совершенствования.
Принципы приемов обучения детей оцениванию:
} Обучение оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка. Если оценка взрослого предшествует детской , то ребенок либо принимает либо некритично, либо отвергает.
} Оценка не должна быть глобальной. Ребенку сразу предлагается оценивать разные аспекты своих усилий.
} Самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там , где есть объективные критерии оценки- написание букв,правила сложения.
} Там где оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов- эталонов, каждый человек имеет право на собственное мнение.
Учитель может существенно развить детскую самооценку, если дает ребенку четкие средства и шкалирования любого оцениваемого качества. Дети оценивают свои работы с помощью «волшебных линеечек».
. –урок направленный на знакомство с оценочной линейкой и на умение оценивать свою и чужую работу.
- Самостоятельная оценка своей работы с помощью «волшебных линеечек»
- изучение настроения
Уроки обучения учебному сотрудничеству