Что МЫ можем делать с внутренней гомофобией?

МЫ – это ЛГБ, уже собравшиеся в какие-либо группы, даже самые небольшие, но объединенные небезразличием к жизни лесбиянок, геев, бисексуалок и бисексуалов. Любое МЫ обладает значительным преобразующим потенциалом. С небольших шагов начинается значительное движение. Так, например, на сайте Российской ЛГБТ-сети[25] написано, что Сеть образована в 2006 году, а к настоящему моменту представляет собой разветвленную структуру с тринадцатью региональными отделениями. Ряд акций, организованных Сетью, проводился более чем в 30 городах России: например, «Радужный флешмоб-2009» и «Радужный флешмоб-2010» - жизнерадостные акции с выпусканием в небо разноцветных воздушных шаров, приуроченные к 17 мая – Международному дню противостояния гомофобии и трансфобии. Например, в Санкт-Петербурге в 2009 году под руководством ЛГБТ организации «Выход» свыше двухсот (!) ЛГБТ-активистов с воздушными шарами прошли по Невскому проспекту и выпустили их в небо в историческом месте – на стрелке Васильевского острова. Флешмоб прошел под девизом: «Мы больше не делаем вид, что нас нет». А ведь ЛГБТ организация «Выход» начала свою жизнь только в 2008 году, когда вместе собралось буквально несколько активных и небезразличных людей.

Такая серьезная и весомая информационная кампания как «Неделя против гомофобии» (ведущая свою историю в России с 2007 года, когда в нее было включено 6 городов) в 2010 году проводилась уже в 16 городах России (Архангельск, Воронеж, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Калининград, Кемерово, Москва, Омск, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербург, Томск, Тюмень, Челябинск). А ведь это не одно мероприятие, а целая неделя информационной работы!

Интересны и важны такие общие для ЛГБТ мероприятия, поддерживаемые в том числе Российской ЛГБТ-сетью, как:

· День молчания, проходящий с 2008 года в России каждую весну под девизом: «Мы молчим, чтобы нас услышали!» (впервые проведен в нашей стране ЛГБТ организацией «Выход»). Это акция, привлекающая внимание к проблеме замалчивания дискриминации и гомофобии, с которыми сталкиваются ЛГБТ;

· День памяти жертв трансфобии, отмечаемый 20 ноября и посвященный убитым на почве ксенофобии трансгендерным людям;

· День памяти геев и лесбиянок – жертв политических репрессий, отмечаемый 17 декабря (это день, в который в 1933 году было опубликовано Постановление ВЦИК, согласно которому добровольные сексуальные отношения между совершеннолетними мужчинами объявлялись уголовным преступлением. На основе этого Постановления была создана 121 статья УК РСФСР, по которой за годы ее действия с 1934 по 1993 было осуждено по неполным данным не менее 250 000 человек).

Значительными событиями в жизни ЛГБТ в России за последнее время являются также еще два больших проекта. Во-первых, это Международный ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о Бок», ведущий свою историю с 2008 года и имеющий целью создание открытого культурного пространства для обсуждения проблематики гомосексуальности, бисексуальности, трансгендерности, гомофобии и трансфобии, дискриминации по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности. На кинофестиваль приглашаются широкие слои населения, что дает возможность наладить диалог между ЛГБТ-сообществом и обществом в целом. Начав свою историю в Санкт-Петербурге, «Бок о Бок» продолжает движение по другим городам России. Может быть, вам захочется, чтобы он прошел и в вашем городе? Тогда загляните на сайт кинофестиваля[26]!

Во-вторых, это Международный фестиваль квир-культуры[27], который проводится в Санкт-Петербурге с 2009 года под эгидой ЛГБТ организации «Выход» и имеет своей миссией создание общественного пространства, свободного от ксенофобии, расизма, сексизма и гомофобии. Фестиваль объединяет множество самых разных мероприятий: от красочных шоу до научных семинаров, от рок-концертов до фотовыставок и др. Эта идея словно ожидает быть подхваченной другими городами России!

Как видите, многие из названных мероприятий включают преодоление гомофобии в свои цели. Но ведь речь идет о внешней гомофобии, разве не так? При чем же тут преодоление внутренней гомофобии?

Для начала, на этих мероприятиях собирается вместе много геев, лесбиянок, бисексуалов/бисексуалок и трансгендеров. Просто общаясь друг с другом, обсуждая насущные проблемы, что-то организуя и планируя, они уже помогают друг другу снизить уровень внутренней гомофобии. Ведь включившись в эту деятельность, вы увидите, как много вокруг интересных, привлекательных людей - с той же сексуальной ориентацией/гендерной идентичностью, что и ваша – а может быть, и с другой, но это оказывается совершенно не самым важным! Так развенчиваются мифы и стереотипы о геях, лесбиянках, бисексуалках и бисексуалах в головах самих ЛГБ.

Кроме того, многие из этих мероприятий позволяют получить качественную информацию по вопросам сексуальной ориентации и не только (например, после кинопросмотров на кинофестивале организуются дискуссии с приглашением экспертов).

Также эти мероприятия помогают ЛГБТ повышать их «внутреннюю смелость» - ведь некоторым даже бывает трудно решиться прийти на концерт или кинопросмотр; но если уж вы на это решились – значит, ваша внутренняя гомофобия вынужденно «отступает».

И наконец, с помощью этих мероприятий можно показать другим ЛГБТ: а) что мы существуем; б) что нас много; в) что среди нас много интересных людей; г) что многие из нас не боятся открытости; д) что у ЛГБТ есть своя культура и свои ценности, а не только «сексуальное поведение»; е) что ЛГБТ разделяют общечеловеческие гуманистические ценности толерантности, ненасилия, признания человеческого достоинства и Прав человека. Это может помочь другим геям, лесбиянкам, бисексуалкам/бисексуалам, в свою очередь, преодолеть их собственную внутреннюю гомофобию и уважать свое человеческое достоинство – а также постичь искусство быть собой[28]!

***

В окончание этой главы приведем известнейшее высказывание американской ученой-антрополога, специалистки по изучению человеческих сообществ Маргарет Мид: «Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа небезразличных людей может изменить мир. Собственно говоря, это единственное, что его когда-то изменяло»[29].

Заключение

Быть собой и проявлять свою идентичность – это большая радость для человека. Многие лесбиянки, геи, бисексуалки и бисексуалы словно бы сами лишают себя этой радости, страшась ее последствий. Но очень важно подчеркнуть, что сила вашего Я возрастает с каждым разом, когда вы позволяете ему проявляться и быть собой. И может быть, уже скоро в вашей жизни настанет такой день, когда вы сможете просто и спокойно сказать другому человеку «Я лесбиянка/Я гей/Я бисексуал/Я бисексуалка», не ощутив при этом никакого напряжения, словно вы говорите о том, что любите яблочный пирог или раз в неделю ходите в бассейн.

А пока – помогайте себе и тем, кто рядом с вами, освобождаться от рамок, придуманных не вами и давно утерявших свою функцию. Как ни странно, гомофобию уже сейчас можно обозначить как явление устаревающее и начинающее отмирать. Очень многие люди сегодня и сами не способны понять, какие претензии у них есть к ЛГБТ! А гомофобное поведение они просто продолжают проявлять автоматически, не осознавая его стереотипности. Совсем как герои следующей притчи:

«В одной семье было фирменное блюдо: особые мясные рулетики. Однажды молодая девушка заметила, что хозяйки разрезают мясо на две части, из-за чего сок вытекает и мясо становится менее сочным. Она спросила у своей мамы, которая обучала ее готовить мясные рулетики:

- Мама, почему ты разрезаешь мясо, перед тем, как класть в кастрюльку, оно ведь получается менее сочным?

- Так учила меня готовить моя мама.

Тогда девушка пошла к своей бабушке и спросила:

- Бабушка, когда ты готовишь мясные рулетики, ты разрезаешь мясо, оно ведь получается менее сочным?

- Так учила меня готовить моя мама.

Девушка пошла к матери своей бабушки, и там услышала тот же ответ. Она дошла до самой старой бабушки и спросила ее:

- Уважаемая бабушка, почему ты разрезала мясо перед тем, как класть в кастрюльку, ведь так оно получается менее сочным?

И самая старая бабушка ответила ей:

- А у меня кастрюлька была маленькая, и мясо не помещалось»[30].

Идея этой притчи совершенно ясна: многие люди продолжают совершать какие-то действия, просто потому, что «все так делают» - но сами действия могут при этом совершенно утерять смысл. Если бы хозяйки из притчи сообразили, что их кастрюльки гораздо больше, чем у самой старой бабушки, то они могли бы значительно улучшить качество своих блюд! Но для этого нужно было обнаружить бессмысленность тех действий, которые в этой семье считали традиционными.

Если вернуться в контекст ЛГБТ, то гомофобия сегодня тоже не имеет под собой смысловой основы (все-таки мы очень далеко ушли от крыс, чтобы кто-либо, немного отличающийся от других, был так страшно опасен для всего общества). Основная задача гомофобии – поддерживать патриархатную модель функционирования общества. А сама патриархатная модель тоже является устаревающей!

Но чтобы все это понимать, нужно учиться смотреть «поверх рамок» и видеть мир без искажающих линз. Поэтому важно осознавать, что как индивидуальная открытость, так и любые открытые ЛГБТ-мероприятия помогают обществу увидеть ситуацию адекватнее, снизить уровень страха и повысить уровень понимания. Так, начав с преодоления внутренней гомофобии, лесбиянки, геи, бисексуалы и бисексуалки способствуют повышению уровня толерантности и улучшению психологической атмосферы во всем обществе.

Глоссарий

Бисексуальная идентичность –самоидентификация в качестве носительницы/носителя бисексуальной ориентации, осознание себя бисексуалкой или бисексуалом.

Бисексуальность –форма сексуальности, основывающаяся на наличии сексуально-эротического и эмоционального влечения к представителям мужского и женского пола.

Бифобия - негативное отношение к бисексуальности, бисексуалам и бисексуалкам, характеризующееся переживанием отвращения, ненависти, страха и других негативных чувств.

Внутренняя (интернализированная) гомофобия – негативное отношение гомосексуалов и бисексуалов к собственной сексуальности и своему Я вследствие того, что в процессе социализации любые не-гетеросексуальные формы поведения рассматриваются как «ненормальные». Гомосексуалы и бисексуалы могут считать свою сексуальную ориентацию «плохой», «неправильной», так как общество не одобряет подобных форм сексуальности. Негативное самоотношение не обязательно заключается в том, что гомосексуалу совершенно не нравится его сексуальность; обычно подразумеваются любые негативные чувства, эмоции, мысли относительно своей «иной» сексуальности – тревога, беспокойство, неполное принятие и т.д.

Гей-фобия –разновидность ксенофобии, характерная для лесбиянок и бисексуальных женщин и заключающаяся в иррациональном негативном отношении к геям.

Гендер (англ. gender) – социокультурный конструкт пола. В гендер входят все те характеристики, которые прививаются и развиваются у человека в процессе социализации, чтобы привести его поведение и мышление в соответствие с принятыми в данной культуре нормами, установками, представлениями о поведении мужчин и женщин и других мужских и женских характеристиках.

Гендерная идентичность -осознание себя принадлежащим к тому или иному полу, осознание в собственной личности характеристик мужественности и женственности, принятых в данной культуре; ощущение психологической принадлежности к определенному полу, не обязательно совпадающему с биологическим полом.

Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил, установок, ценностей, образов поведения, предписанных мужчинам и женщинам в соответствии с социальными представлениями об их роли и предназначении в данном обществе.

Гетеросексизм– это такая система общественной идеологии, при которой единственно «нормальной», естественной, «здоровой» оказывается только гетеросексуальность, а иные формы сексуальности оказываются отрицаемыми, преуменьшенными, дискриминируемыми, преследуемыми.

Гетерофобия – это любые формы негативного отношения к гетеросексуалам и гетеросексуальности. Гетерофобия обычно возникает в качестве «ответного вызова» по отношению к общественной гомофобии.

Гетероцентризм- это отношение к любым не-гетеросексуальным практикам и идентичностям как к периферийным, вторичным по сравнению с доминирующей гетеросексуальностью. Выражается в том, что геи, лесбиянки, бисексуалы и бисексуалки оказываются словно бы «невидимы», а их потребности, мнения, голоса игнорируются и не учитываются.

Гомосексуальная идентичность –самоидентификация в качестве носительницы/носителя гомосексуальной ориентации, осознание себя лесбиянкой или геем.

Гомосексуальность– форма сексуальности, характеризующаяся направленностью сексуально-эротического и эмоционального влечения на представителей того же пола, без желания менять собственный пол.

Гомофобия (институционализированная, «внешняя» гомофобия) -негативное отношение к гомосексуальности, зафиксированное в виде культурных схем и социальных установок, нормативов, стереотипов, приводящих к дискриминации гомосексуалов. Гомофобия включает любые негативные чувства (страх, гнев, ненависть, раздражение, тревога, боязнь контакта), которые возникают у людей по отношению к гомосексуалам. Обычно гомофобия иррациональна, связана с недостатком информации или ложной информацией о гомосексуалах.

Дискриминация– ограничение прав отдельных категорий населения или социальных групп по какому-либо признаку (например, по признаку сексуальной ориентации и/или гендерной идентичности).

Идентичность – свойство человека, связанное с ощущением его принадлежности к определенной социальной группе (национальная идентичность, профессиональная идентичность и др.). Оно позволяет человеку определять самого себя путем обозначения своих значимых характеристик.

Камин-аут (англ. - «Coming-out»), «обнаружение», «самораскрытие» – акт признания кому-либо в собственной гомосексуальности и процесс внутренних изменений личности, связанный с «выходом в свет», предъявлением себя другим людям в качестве гея/лесбиянки/бисексуала/бисексуалки.

Квир (англ. queer - «чудной», «странный», «отклоняющийся») – собирательное название для разных вариантов гендерных и сексуальных идентичностей, отличающиеся от «общей линии», традиционно воспринимаемых как отклонение от каких-либо социальных норм в той или иной степени (в т.ч. все категории ЛГБТ).

Конгруэнтность личности - это психологическое состояние, в котором личность является собой и проявляет себя открыто.

Ксенофобия – страх, нетерпимость и любые формы негативного отношения к кому-либо или чему-либо чужому, непривычному, отличающемуся.

ЛГБ (аббревиатура) – Лесбиянки-Геи-Бисексуалы

ЛГБТ (аббревиатура) - Лесбиянки-Геи-Бисексуалы-Трансгендеры.

Лесби-фобия –разновидность ксенофобии, характерная для геев и бисексуальных мужчин и заключающаяся в иррациональном негативном отношении к лесбиянкам.

Сексуальная идентичность - внутреннее самоощущение и самоопределение личности как носителя какой-либо сексуальной ориентации.

Сексуальная ориентация –компонент человеческой сексуальности,отражающий более или менее постоянное сексуально-эротическое и эмоционально-чувственное влечение индивида к представителям определённого пола/обоих полов.

Социализация– процесс усвоения индивидов социальных норм, правил, установок, ценностей, образов поведения, принятых в данном обществе.

Социальные институты – форма организации совместной деятельности людей. К социальным институтам обычно относят семью, систему образования, систему здравоохранения, религию и т.п.

Трансгендерность - несколько различных типов сексуальной идентичности и моделей поведения, которые выражаются в принятии атрибутов противоположного пола:

- бигендеры – люди с «плавающей», подвижной гендерной идентичностью (т.е. они могут определять себя то как мужчин, то как женщин, с различной регулярностью, и вести себя соответствующим образом);

- интерсексуалы (гермафродиты) – люди, имеющие от рождения биологические (морфологические) признаки и мужского, и женского полов;

- трансвеститы - люди, играющие гендерную роль, противоположную собственному полу, через ношение одежды или испытывающие возбуждение от одевания и ношения одежды, характерной для другого гендера (без желания менять физический пол);

- транссексуалы - люди, которые испытывают рассогласованность биологического (морфологического) пола и гендерной идентичности и имеют выраженную потребность сменить пол на противоположный, приведя таким образом эти аспекты в соответствие.

Трансфобия – негативное отношение к трансгендерам, характеризующееся переживанием отвращения, ненависти, страха и других негативных чувств.

Рекомендуемая литература:

1. Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. – М., Издательство АСТ, 2003.

2. Кон И.С. Гомофобия как форма ксенофобии// Персональный сайт И.С.Кона. Документ сети Интернет: http://sexology.narod.ru/info167.html

3. Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р. Гомосексуальность и бисексуальность // Основы сексологии. – М., Мир, 1998.

4. Мондимор Ф.М. Гомосексуальность: естественная история. – Екатеринбург, У-Фактория, 2002.

5. Розовая психотерапия: Руководство по работе с сексуальными меньшинствами / Под ред. Д.Дэйвиса, Ч. Нила. – СПб, Питер, 2001.

6. Созаев В. Мифы и факты о геях, лесбиянках и бисексуалах. – СПб, 2010. Ссылка для скачивания в формате PDF: http://www.lgbtnet.ru/news/detail.php?ID=4455

7. Фарр С. Гомофобия – орудие сексизма // Сайт информационно-образовательного центра «Женская сеть». Документ сети Интернет: http://www.feminist.org.ua/library/homosexuality/txt/s_farr.php

Рекомендуемые сайты и блоги:

1. ЖЖ-сообщество «Проект о социальной, духовной и моральной адаптации ЛГБТ»: http://community.livejournal.com/ru_antidogma

2. Блог Российской ЛГБТ-сети: http://rus-lgbtnetwork.livejournal.com

3. Сообщество «Дети в однополых семьях»: http://community.livejournal.com/nashi_deti

4. Академическое ЖЖ-сообщество по вопросам квир-исследований и ЛГБТ-исследований: http://community.livejournal.com/queerstudies_ru

5. Библиотека по ЛГБТ и квир-исследованиям http://lgbtqstudies.wordpress.com

6. Портал информационно-образовательного центра «Женская сеть»: http://www.feminist.org.ua/

7. Российский сайт ЛГБТ-христиан. ЛГБТ-служение «Nuntiare et Recreare»: http://www.nuntiare.org

Наши рекомендации