Самостоятельная работа студентов. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «Психология управления»
по специальности 050706 – Педагогика и психология
Институт педагогики и психологии
Комсомольск-на-Амуре
Рабочая программа дисциплины составлена на основании ГОС ВПО специальности 050706 – Педагогика и психология, рекомендаций УМО вузов России и учебного плана ФГОУ ВПО «АмГПГУ»
Составитель учебной программы
к.пс.н., доцент Махова И.Ю.
Учебная программа утверждена на заседании кафедры психологии развития
Протокол №
Заведующий кафедрой
«_____» __________________ 2007 г. Шмакова В.А.
Одобрена научно-методическим советом по специальности 050706 – Педагогика и психология Института педагогики и психологии
«_____» __________________ 2007 г.
Председатель научно-методического
совета по специальности 05070 – Педагогика и психология
Института педагогики и психологии _____________________
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«_____» __________________ 2007 г. Трифонова Г.М.
Директор Института педагогики и психологии Чулкова Н.Ю.
«_____» __________________ 2007 г.
Пояснительная записка
Цели и задачи изучения дисциплины
Цели:
1. Знакомство с историей, теориями управления и изучение психологии управленческой деятельности, субъекта и объекта управления
2. Овладение методами и приемами психологического изучения личности и деятельности руководителя и управляемой подсистемы.
Задачи:
- студент должен знать основные понятия психологии управления, основные теоретические подходы к управлению в истории менеджмента, психологические основы реализации основных управленческих функций
- студент должен уметь давать психологическую оценку качества принятых управленческих решений, реализации основных управленческих функций; изучать и давать психологическую характеристику субъекта управления, психологического климата организации
- студент должен приобрести навыки психологического исследования и интерпретации управляемой и управляющей подсистем организации, а также использования полученных данных в оптимизации функционирования организации; навыки консультирования и коммуникативного тренинга руководителей.
Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе
Дисциплина «Психология управления» является курсом по выбору, направленным на овладение знаниями и навыками психологического консультирования в области экономики и управления (дисциплина специализации). Во время изучения данной дисциплины студенты знакомятся с проблемами, существующими в практике управления, овладевают теориями и основными понятиями в области психологии управления, а также методами психологического исследования личности и деятельности руководителя. В процессе практических занятий студенты получают навыки исследования руководителя как субъекта управления, изучения психологических сторон реализации основных управленческих функций; навыки анализа результатов этих исследований.
-
Объем дисциплины и виды учебной работы по семестрам для специальности 050706 - Педагогика и психология
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр | |||||||||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | |||||||||||
Аудиторные занятия | |||||||||||
Лекции | |||||||||||
Семинары (практические) | |||||||||||
Лабораторные работы | - | - | |||||||||
Контрольные работы | - | - | |||||||||
Курсовая работа | - | - | |||||||||
Вид итогового контроля | зач | зач |
Содержание разделов дисциплины для специальности 050706 - Педагогика и психология
3.1. Лекционные занятия. Наименование тем, их содержание, объем в часах
№ п/п | Раздел, тема учебного курса, содержание лекции | Количество часов |
Раздел 1..Основы психологии управления | ||
1.1 | Основные понятия, предмет, методы и история развития психологии управления Менеджмент, менеджер. Психология менеджмента. Объект и предмет психологии менеджмента. Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности. Принципы эффективного управления. Законы управления. Психологические критерии эффективности управления. Управляющая и управляемая подсистемы. Структура управленческой психологии. Методы исследования в психологии управления. Общепсихологические и специальные методы исследования деятельности руководителя и персонала. Микроанализ. Эмпирический анализ. Подход с позиции психологической теории деятельности. Ролевой подход к анализу деятельности руководителя и персонала. Дименсиональный подход. Нормативный подход. Функциональный анализ деятельности. Теория и практика психологии менеджмента: исторический аспект. Теории европейского менеджмента. Модели американского и японского менеджмента. Практика американского менеджмента. Организационные системы как объект психологии управления. Основные принципы построения организаций. Иерархические и адхократические организационные структуры. Формализованность организации. | |
Раздел 2. Психология деятельности руководителя | ||
2.1 | Психология выработки и принятия управленческих решений Понятие управленческого решения. Виды решений и их место в управлении. Запрограммированные, высокоструктурированные решения. Незапрограммированные, слабоструктурированные решения. Макроэкономические и микроэкономические решения. Стратегические, тактические и оперативные решения. Индивидуальные и коллегиальные решения. Интуитивные и сознательно принятые решения. Общая схема выработки и принятия управленческих решений. Модели принятия управленческих решений. Воздействие психологических факторов на выделение проблем, требующих решения. Мотивы и предпочтения лиц, принимающих управленческие решения. Выработка и принятие коллегиальных управленческих решений. | |
2.2 | Психология отдельных видов и функций управления Понятие функций управления. Планирование и целеполагание. Психологические факторы целеполагания и планирования. Организация как функция управления. Действие психологических факторов в организации. Мотивация персонала. Психологические теории мотивации персонала. Контроль как функция управления. Психологические аспекты управления качеством. СУК (TQM). Виды и модели контроля. Психология обратной связи в управлении. | |
Раздел 3. Психология личности руководителя и делового общения | ||
3.1 | Психологическая характеристика субъекта управления Социальная перцепция и деятельность руководителя. Свойства практического мышления руководителя. Индивидуальная управленческая концепция руководителя. Состав и структура управленческих способностей. Особенности эмоционально-волевой регуляции состояний в деятельности руководителя. Проблема психического выгорания у менеджеров и его преодоления. Стили руководства и управления. | |
3.2 | Психология власти и властвования. Методы управленческого воздействия. Лидерство, влияние, власть. Типы власти. Сущность и структура власти, ее институты и инструменты. Закономерности и принципы функционирования системы власти. Психологические свойства и психология управленческого поведения субъектов власти. Психология отношений и противоречия властвования. Классификация методов управленческого воздействия. Феномен реактивного сопротивления личности в ответ на воздействие извне. Социально-психологический климат организации, его диагностика. Психологический климат организации и проблема «корпоративного духа». Подбор и расстановка кадров. Деятельность психолога в сфере управленческого консультирования. |
3.2. Практические (семинарские) занятия. Наименование тем, их содержание, объем в часах
№ п/п | Раздел лекционного курса, тема, содержание практического занятия | Объем часов | Контроль за усвоением программы курса |
1. | Раздел 1. Основы психологии управления. №1. Теория и практика психологии менеджмента: исторический аспект. | Протоколы анализа этапов становления научного менеджмента и современных моделей менеджмента, выводы. | |
Раздел 2. Психология деятельности руководителя №2. Психология выработки и принятия управленческих решений | 1. Протокол ответов. 2. Выводы о нормах временного предпочтения для вознаграждений и наказаний. 3. Сводные результаты тестирования с выводами по группе | ||
2.2. Психология отдельных видов и функций управления №3. Психология отдельных видов и функций управления | 1. Формулирование целей по системе SMART 2. Приемы повышения мотивации персонала организации | ||
Раздел 3. Психология личности руководителя и делового общения №4. Психологическая характеристика субъекта управления | 1. Протоколы исследований, выводы 2. Рекомендации руководителю | ||
3.2. Психология власти и властвования. Методы управленческого воздействия. №5 Психология власти и властвования. Методы управленческого воздействия | 1. Протоколы исследований, выводы 2. Анализ результатов тестирования | ||
3.3. Психология и этика делового общения № 6Психология и этика делового общения | 1. Приемы формирования коммуникативной компетентности 2. Программа коммуникативного тренинга | ||
Обсуждение рефератов по проблеме: «Особенности предпринимательства и психологии управления в России | - | 1.Представление реферата 2.Результаты тестирования |
Самостоятельная работа студентов
Разделы и темы рабочей программы для самостоятельного изучения | Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения | Сроки выполнения заданий студентами | Перечень контрольных точек, работ, тестов, отчетов | Сроки проведения контроля | |
Раздел 1. Основы психологии управления. | Протоколы анализа этапов становления научного менеджмента и современных моделей менеджмента, выводы. | К пр. зан. №1 | |||
Управленческая мысль в России | Представление реферата | К зачету | |||
Раздел 2. Психология деятельности руководителя | |||||
2.1 | Психология выработки и принятия управленческих решений | Протокол ответов. Выводы о нормах временного предпочтения для вознаграждений и наказаний. Сводные результаты тестирования с выводами по группе | К пр/з №2 | ||
2.2 | Психология отдельных видов и функций управления | Формулирование целей по системе SMART Приемы повышения мотивации персонала организации | К пр/з №3 | ||
Раздел 3. Психология личности руководителя и делового общения | |||||
3.1 | Психологическая характеристика субъекта управления | Протоколы исследований, выводы Рекомендации руководителю | К пр/з №4 | ||
3.2 | Психология власти и властвования. Методы управленческого воздействия. | Протоколы исследований, выводы Анализ результатов тестирования | К пр./з № 5 | ||
3.3 | Психология и этика делового общения. | Приемы формирования коммуникативной компетентности Программа коммуникативного тренинга | К пр/з №6 |
5. Курсовой проект (работа), примерная тематика- не предусмотрен
6. Учебная практика и производственная (педагогическая) по дисциплине -не предусмотрена