Особенности развития речи на русском языке у детей

Предмет возрастной и педагогической психологии. Понятие о движущих силах психического развития.

Как возрастная, так и педагогическая психология представляют собой отрасль психологии со своим собственным предметом исследования.

Предмет возрастной психологии: исследование (возрастных, психических) особенностей людей разного возраста. Выделяют психологию дошкольника, младшего школьника, подростка, старшего школьника, взрослого человека, человека преклонного возраста.

Предмет педагогической психологии: изучение психологических закономерностей обучения и воспитания.

Движущие силы психологического развития:

противоречия между новыми и старым

потребности- возможности

выросшие возможности – старые формы отношений

требования- достигнутый уровень развития

Показатели психического развития

1. Уровень познавательного(когнитивного) развития ребёнка (iq)

(что отражает, какие связи между явлениями, предметами, используемы способоы познавательной деятельности)

2. формирование системы личностных отношений (eq)

(эмоции тесно связаны с мотивами)

3. овладение системой практических и умственных действий , обеспечивающих продуктивную деятельность

(о психических процессах мы судим по их внешних проявлениях -поведению и деятельности)

Факторы развития ребёнка:

Наследственность

Набор хромосом от родителей к детям

Врождённое – в процессе внутриутробного развития

Метод близнецов- Ф.Гальтон «Евченика»

· очень сильные задатки проявляются в любой среде

· верхний или нижний предел способностей определяется биологическим фактором

· значение наследственности не одинаково для всех компонентов личности

Чем выше ступень эволюционной лестницы животного, тем больше роль индивидуального опыта, который не передаётся по наследству

Среда

· природно-климатические условия влияют на психическое развитие

· влияет соц. среда (усвоение общественно – исторического опыта, отношений)

· влияет обучение и воспитание

Возрастная периодизация психического развития. Стадии развития

По принципу ведущей деятельности (Эльконин)

1. младенческий возраст -эмоциональное общение (контакт со взрослыми)

2. ранний возраст (до 3 лет) – предметная деятельность (постижение познаний предметов)

3. дошкольный возраст (3-6) – игра (отношений между людьми)

4. младший школьный возраст (6-11) –учёбная деятельность

5. подростковый возраст (12-15 лет)- интимно –личностное общение (отношения между подростками)

6. юношеский возраст – учебно – профессиональная деятельность

Развитие человека проходит через ряд стадий

Стадии – качество изменения психики или одной из её сторон, закономерно и в определённой последовательности , наступающие в процессе развития.

Все дети проходят одни и те же стадии, но теми прохождение может быть разным

Стадии развития интеллекта по Пиаже: 1. дооперационная

2. конкретных операций

3. формальных операций

Сензитивные периоды в развитии личности

Сензитивный период развития – период, в который личность наиболее податлива определённого рада воздействиям. Речь- от 2 до 5 лет

Критический период – период, после которого личность уже не поддаётся воздействиям, крайняя точка.

Сензитивный период (лучше теперь хотя можно и потом)

Критический период (если не теперь, то уже никогда)

Период детства: развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов. В первую очередь это относится к сенсорному развитию (совершенствование ощущений и восприятий). Повышается острота зрения, точность цветоразличения, слух , моторика рук. Мышление развивается от наглядно- действенного к образному. Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Происходит развитие памяти ( произвольное запоминание и воспроизведение). С 2-3 года начинает развиваться воображение.

Происходит формирование мотивационной сферы

Действие под влиянием возникших чувств и желаний à более осознанные поступки

Виды мотивов:

1. интерес к миру взрослых

2. интерес к процессу игры

3. установление и сохранение положительных взаимоотношений

4. самолюбие и самоутверждение

5. познавательные и соревновательные

6. нравственные

Стремление к самостоятельности, развиваются межличностные отношения

Важнейшие достижения раннего детства

- овладение прямой походкой (создаёт условия для освоения пространства) àспособность ориентироваться в пространстве, расширение круга объектов познания

-овладение предметной деятельностью (мышление наглядно-действенное)

- развитие речи

- возникновение образов и представлений àпоявление воспоминаний

Особенности развития речи на русском языке у детей

Ранее детство – сензитивный период для развития речи

Процесс становления звукопроизношения

1. голосовые проявления (плач, крик)

2. гуление (1,5-3 мес) возможны и у глухих детей

3. лепет (7 мес)

включение слуха

4. образование фонем

5. говорение (иметь образы и слова в памяти)

Становление восприятия речи:

1. важна вся ситуация в целом ( кто говорит, где говорит, интонация, положение)

2. безразлично положение тела, важны вид и интонация

3. важны значения слов и интонация

4. значение слов становится определяющим

Наши рекомендации