Коррекционные приемы и упражнения
Глава 1. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ
Наиболее частой причиной отставания ученика в школе явля-ется несформированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов, отсутствие мотивации и тд. В первой главе предлагаются процедуры коррекционной работы по разви-тию внимания. Как в этой главе, так и в последующих встречаются модификации приемов, предложенных Н.В.Цзеном и Ю.В.Пахо-мовым, а также упражнения, вошедшие в сборник под редакцией В.В.Петрусинского, адаптированные к школьным условиям.
КТО БЫСТРЕЕ?
1. Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вы-черкнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречаю-щуюся букву, например «о» или «е». Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству до-пущенных ошибок — пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощ-рять успехи и стимулировать интерес.
2. Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить: предлагается зачеркивать одну букву вер-тикальной чертой, а другую — горизонтальной или по сигналу че-редовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой. Со временем задание можно усложнять. Например, одну букву зачер-кивать, другую подчеркивать, а третью — обводить кружком.
Цель такой тренировки — выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осоз-наваемой цели. Время заданий варьируется в зависимости от воз-раста (мл. школьники — до 15 минут, подростки — до 30 минут).
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз.
11 Е. И. Рогов, кн. 2
Такие описания младшие школьники делают устно, а их одно-классники дополняют пропущенные детали. Подростки могутде-лать задание письменно, а затем сравнить их между собой, а также с реальной действительностью. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
КОРРЕКТУРА
Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Учени-ку разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет оставленные ошиб-ки карандашом другого цвета. Возможно проведение сорев-нований в парах.
ПАЛЬЦЫ
Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на коле-ни рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «На-чали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростыо и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Дли-тельность 5—15 минут.
Некоторые участники испытывают необычные ощущения: уве-личения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направ-ления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздраже-ние или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.
КОНЦЕНТРАЦИЯ
Концентрация может производиться на внешних материаль-ных объектах, на органах тела или на мыслях. Можно завести будильник и задать время концентрации от минуты до получаса в каждом из последующих упражнений по концентрации. Следу-ет задать время, принять соответствующую позу, расслабить мыш-цы и выбрать объект концентрации. Если мысли начнут пере-ключаться с одного объекта на другой, нельзя резко бороться с этим, переутомляться, одергивать себя, встряхивать головой, от-гоняя посторонние мысли. По мере того, как мысли уходят в
сторону, надо мягко возвращать их к цели концентрации. Важ-но, чтобы в течение отпущенного времени мысль уходила «в сто-рону» не более трех раз.
«МУХА»
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3 х 3 и неболъшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль «дрессирован-ной мухи». Доска ставится вертикально и ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») «муха» перемещается соответст-венно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «му-хи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются уча-стниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы иг-рового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она про-водится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или «ви-дит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вер-нув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.
«Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток (например до 4x4) или количество «мух», в последнем случае команды подаются каждой «мухе» отдельно.
СЕЛЕКТОР
Для упражнения выбирается один из участников игры — «при-емник». Остальная группа — «передатчики» — заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему слиш-ком сложно услышать тот или иной «передатчик», он может по-велительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как «прием-ник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает пол-ный круг.
САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
Участники должны встать полукругом и определить водяще-го. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по звуку гонга отворачива-ется и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стбит награ-дить тех, кто не ошибется. Проигравшие должны спеть им хором песню.
СВЕРХВНИМАНИЕ
Участники разбиваются на две группы: «мешающие» и «вни-мательные». «Внимательные» расставляются ведущим по пе-риметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, галстуки и пр.). Им дается инструкция: «Ваша задача — изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностью сосредоточенного на какой-то внут-ренней работе и не замечающего окружающего (ведущий по-казывает выражение лица человека с пустым, отсутствующим взглядом). Вы должны вжиться в эту роль и, стоя с открыты-ми глазами и не закрывая ушей, не замечать того, что делают другие. Чтобы вам было легче справиться с заданием, попы-тайтесь ярко представить себе, будто вы смотрите увлекатель-ный кинофильм или участвуете в опасном путешествии. Будьте последовательны в своей роли: когда закончитсй упражнение (по команде "стоп") и вас будут расспрашивать, утверждайте и убеждайте других в том, что вы действительно были поглоще-ны своими мыслями и ничего не видели и не слышали. Ясно? "Мешающие" получат задание во время упражнения. Готовы? Начали!»
Упражнение длится 5—15 минут. За это время ведущий вме-сте с «мешающими» организуют серию провокационных дейст-вий. Они скандируют лозунги, призывы, разыгрывают сценки, рассказывают анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход из зала, изображают животных, просят у «внимательных» мило-стыню и прочее. При этом ведущий следит за тем, чтобы дейст-вия «мешающих» не оказались слишком эффективными. Он за-прещает касаться «внимательных» и в критические моменты по-могает им удержаться в своей роли. Затем следует команда «Стоп» и начинается обсуждение. Упражнение следует использовать в уже сложившихся группах, где царит атмосфера творческой ув-леченности.
КАМЕНЬ, НОЖНИЦЫ, БУМАГА
Участники должны разделиться на пары. Желательно, чтобы все сидели друг напротив друга. На счет «Три» каждый участник выкидывает на пальцах одну из трех фигур: камень — кулак, ножницы — два пальца, бумага — открытая ладонь. Причем име-ется правило: ножницы режут бумагу, камень тупит ножницы, бумага может обернуть собой камень. Соответственно, игрок, вы-кинувший на пальцах такую фигуру, которая «победит» против-ника (например, камень победит ножницы), остается, а проиг-равший игрок выходит из игры.
В следующем туре участвуют победители первого тура игры, предварительно разделившись на пары. Если кто-то остался без напарника, он автоматически переходит в следующий тур. И так до тех пор, пока не останется один победитель.
По удару гонга, все участники выкидывают на пальцах одну из трех фигур: камень, ножницы, бумага. Затем тот, кто победил противника, согласно правилу игры, гласящему, что ножницы режут бумагу, камень тупит ножницы, а бумага может обернуть собой камень, остается, а его партнер выбывает из игры.
Далее проводится следующий тур игры уже среди победите-лей второго тура. И так до полной победы одного из игроков.
Глава 2. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
ТРУДНОЕ — ЗАПОМНИ!
Учитель показывает ученикам на 25—30 секунд десять слов с трудным написанием и убирает их. Затем под диктовку ученики пишут эти слова на листке. Зрительная память в этом случае как бы «подстраховывает» слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.
АССОЦИАЦИЯ
Учитель говорит ученикам: «Приготовьтесь сейчас как следу-ет поработать со своей памятью. Чтобы иметь хорошую память, нужно ее усиленно тренировать, что мы сейчас и постараемся проделать. Сейчас вам будет зачитано 50 слов, которые вам при-дется запомнить. Причем запомнить твердо, наверняка и в пра-вильной исходной последовательности.
Итак, вы прослушаете сейчас 50 слов, которые вам предлага-ется запомнить. Не пугайтесь! Вам придут на помощь опорные слова — те самые, которые вы видите перед собой на экране. Эти опорные слова все время будут перед вашими глазами. Но как же они вам помогут? А вот как. Ряд слов, которые мы будем сейчас зачитывать, вы образно, наглядно должны связать с рядом опор-ных слов на экране. Например: зачитано первое слово: «город». Вы смотрите на экран, находите первое слово опорного ряда — «великан» и представляете себе великана, осторожно пробираю-щегося между крошечными домами на улицах города лилипутов.
А вот, например, второе слово, которое нужно запомнить — «самолет». А второе опорное слово на экране — «весло». Вы сра-зу же можете представить новую конструкцию самолета, кото-рый словно по воде, плывет по облакам, отталкиваясь от них веслами. Такие образные ассоциации помогут вам хорошо за-помнить ряд слов какой угодно длины.
Давайте попробуем! Итак, пожалуйста! Мы медленно будем зачитывать слова, всего 50 слов, а вы в это время устанавливаете
их ассоциации с рядом опорных слов на экране. Начали! Виног-рад, балкон, сигареты, облако, барабан, кошка, йод, бубенчик, платье, огород, полюс, визит, карман, станок, агрессия, шхуна, кобра, бусы, пчела, баррикада, глянец, линия, марганец, шум, вьюнок, забияка, бигуди, веселье, сметана, указка, мышь, адми-рал, астероид, фарфор, кит, брат, мастер, дивизия, барышня, мар-ка, шея, гиря, аукцион, ферзь, баян, консенсус, форма, сессия, зигзаг, телефон. Прекрасно. Вы запомнили сейчас 50 слов. Мы надеемся, что они исключителъно ярко запечатлелись в вашей памяти.
А сейчас возьмите лист бумаги и попытайтесь воспроизвести их письменно, используя опорные слова на экране. Если же ка-кое-либо слово так и не вспомнилось, поставьте на этом месте в своем списке прочерк. Пожалуйста.
Спасибо. Надеемся, большинство слов исходного списка вам удалось воспроизвести правильно. А сейчас послушайте список слов еще раз. Отмечайте галочками те слова, которые вы вспом-нили правильно. Пожалуйста. Виноград, балкон, сигареты, об-лако, барабан, кошка, йод, бубенчик, платье, огород, полюс, ви-зит, карман, станок, агрессия, шхуна, кобра, бусы, пчела, барри-када, глянец, линия, марганец, шум, вьюнок, забияка, бигуди, веселье, сметана, указка, мышь, адмирал, астероид, фарфор, кит, брат, мастер, дивизия, барышня, марка, шея, гиря, аукцион, ферзь, баян, консенсус, форма, сессия, зигзаг, телефон.
А сейчас подсчитайте число правильно воспроизведенных ва-ми слов. Это и будет результатом, который вы показали в тести-ровании. Итак, подсчитайте число слов, которые вам удалось вспомнить правильно. Пожалуйста.
Спасибо. Наш ассоциативный тест закончен».
ЗАБЛУДИВШИЙСЯ РАССКАЗЧИК
Участники рассаживаются в круг. Ведущий назначает тему раз-говора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, сле-дуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стре-мится как можно лучше «запутать» свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово мо-жет быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен «распутать» разговор, т.е. крат-ко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего пред-шественника в обратном порядке — от конца к началу. Он воз-
вращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам «запутывает» разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.
БЕГ АССОЦИАЦИЙ
Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создав-ший образ участник предлагает свое слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым ведущего, а свое собственное слово — уже чет-вертое в этой цепочке — передает в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами, и в конце каждого круга ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Хорошо подготовленные участники могут участ-вовать в «забеге» на несколько кругов. Ведущий имеет право не-ожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участ-ников воспроизвести все слова. Если участник помнит только свои слова, значит он ориентирован на личное достижение и не участвует в игре.
домино
Для проведения этой игры понадобятся или набор открыток, или картинки от детского лото, или карточки разрезанной азбу-ки. Участники садятся вокруг стола. Каждому раздают по не-сколько карт, но так, чтобы изображенное на них было скрыто от того, кому они принадлежат. Первый участник кладет одну из своих карт перед собой картинкой вверх и начинает повествова-ние. Это может быть сказка, фантазия, юмористический рассказ, нелепое сновидение — все, что угодно, но обязательно включа-ющее в свой сюжет изображенную на картинки вещь. Рассказав свой отрывок, начавший игру прикосновением передает слово соседу. Тот кладет изображением вверх свою карту и продолжает оборванный сюжет так, чтобы он обязательно захватывал и его изображение. Игра движется по кругу. Каждый вплетает в общее повествование свою картинку, и ряд выложенных в кругу изо-бражений становится все длиннее до тех пор, пока не выйдут все карты. По окончании игры ведущий может перевернуть выло-женные карты рубашкой вверх и предложить группе по памяти восстановить последовательность их расположения.
КАЛЕИДОСКОП
Все игроки выстраиваются в полукруг перед экраном. Водя-щий выходит к экрану, лицом к участникам. Игроки называют водящему по очереди цвет, который каждый из них предпочита-ет. Затем водящий отворачивается, игроки быстро меняются ме-стами. Когда водящий повернется, ему нужно сказать, какому игроку какой цвет нравится. Учитель: «Кажется все очень про-сто? Ну, давайте попробуем. Итак, встали лицом к экрану. Водя-щий, запомните цвета и отвернитесь, а затем, вернувшись в ис-ходное положение, угадайте эти цвета. Следующим водящим бу-дет тот, чей цвет не угадали, а затем — все остальные. Итак, начали! Спасибо, игра закончена».
ТАХИСТОСКОП
Группа рассаживается в круг. Один или двое участников становятся в центр круга. Гасят свет, и стоящие внутри круга участники принимают любые позы, неподвижно застывая в них. По сигналу готовности на короткое время включают и тут же выключают свет. В момент вспышки сидящие в кругу стараются как можно точнее запомнить положение позирую-щих. После вспышки в темноте позировавшие в центре участ-ники возвращаются на свои места. Затем включают свет, и члены группы, за исключением позировавших, совместными усилиями пытаются восстановить то, что они видели. Натур-щиков возвращают в круг и «лепят» из них те же позы, в кото-рых, по мнению группы, они находились во время вспышки света. После того, как споры улягутся и группа придет к како-му-то общему решению или к нескольким альтернативным, участники в центре круга демонстрируют свои действитель-ные позы.
ПУТАНКА
Выбирают водящего. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. Пожалуйста! По команде водящий выходит из комнаты и возвращается туда, когда его позовут. Пока он отсут-ствует, остальные игроки начинают запутываться, меняя свое по-ложение в круге, но не отрывая рук друг от друга. Когда водя-щий войдет, ему нужно отгадать, в каком же порядке изначально стояли игроки. Учитель: «Итак, взялись за руки. Водящий, по-смотрите, кто за кем. Выходите, зайдите, когда вас позовут. На-
чали! Водящий, заходите, определите исходную последователь-ность. Пожалуйста!
А теперь водящим может быть любой из вас. Повторим игру несколько раз. Ведущий, берите инициативу в свои руки. Нача-ли! Спасибо, игра окончена».
РАЗВЕДЧИК
Выбирают одного из участников — «разведчика». Ведущий про-износит: «Замерли!» — и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участ-ников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одеж-де, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изме-нения сделаны, «разведчик» открывает глаза (или возвращается). Его задача — обнаружить все перемены.
Глава 3. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Следует отметить, что для развития мышления учащихся мо-гут использоваться и сами различные диагностические методи-ки, например, те, которые предлагаются в книге «Методики пси-ходиагностики в спорте» (под ред. ВЛ.Марищука).
логичность
Обследуемым предъявляется бланк, на котором даны задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод-умозаключение (силлогазм). Умозаключения частично даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требуется опре-делить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. На бланке следует зачеркнуть неверные ответы.
Бланк задания «Логичность»
1. Все металлы проводят электричество. Ртуть — металл.
Следовательно, ртуть проводит электричество.
2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед — араб.
3. Некоторые капиталистические страны — члены НАТО. Япония — капиталистическая страна. Следовательно, Япония — член НАТО.
4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина.
Следовательно, Иванов — Герой Советского Союза.
5. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Медный всадник» — сочинение Пушкина. Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь.
6. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уго-ловной ответственности.
Л. мошенничеством не занимался.
Следовательно, Л. не привлечен к уголовной ответственности.
7. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику.
Следовательно, Смирнов — слушатель высшей школы.
8. Некоторые студенты МГУ — бывшие военнослужащие. Петров — студент МГУ.
Следовательно, Петров — бывший военнослужащий.
9. Все колхозы Московской области выполнили план хлебозаго-товок.
Колхоз «Зареченский» не является колхозом Московской области.
Следовательно, колхоз «Зареченский» не выполнил план хле-бозаготовок.
10. Некоторые работники 2-го управления — юристы. Фомин — юрист.
Следовательно, он работник 2-го управления.
11. Все граждане России имеют право на труд. Иванов — гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.
12. Все металлы куются. Золото — металл. Следовательно, золото куется.
13. Коренные жители Конго — негры. Мухамед — негр.
Следовательно, Мухамед — житель Конго.
14. Все студенты Ленинградского университета изучают историю отечества.
Н. изучает историю отечества.
Следовательно, Н. — студент Ленинградского университета.
15. Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши всех домов мокрые. Следовательно, идет дождь.
16. Некоторые спортсмены являются профессионалами. Иванов — спортсмен.
Следовательно, Иванов — профессионал.
17. Все студенты 3-го курса выполнили норму 2-го разряда. В. выполнил норму 2-го разряда.
Следовательно, В. — студент 3-го курса.
18. Все коммунисты выступают против войны. Б.Иванов выступает против войны. Следовательно, Иванов — коммунист.
19. Ряд капиталистических стран Европы входит в состав Обще-го рынка.
Австрия — капиталистическая страна в Европе. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка.
20. Все ученики 3 «Б» класса — отличники. Петя Смирнов — отличник. Следовательно, Петя Смирнов — ученик 3 «Б».
Оценка за выполнение теста «Логичность» выводится в ус-ловных баллах:
Оценка, баллы | |||||||||
Количество правилъкых ответов | - | 16-17 | 14-15 | 12-13 | 10-11 |
Задание может даваться на слух. После зачитывания дается 12 секунд на обдумывание и запись ответа. Например: № 1 — вер-но. При предъявлении задания на слух оценка несколько иная:
Оценка, баллы | |||||||||
Количество правильных ответов | 16-17 | 13-15 | 11-12 | 7-8 |
Инструкция обследуемьш при предъявлении задания на слух: «Вам будут зачитываться два связанных между собой суждения и вытекающий из них вывод. Например, "Советские люди не же-лают войны. Колхозники нашей страны — советские люди. Сле-довательно, колхозники не желают войны". Если вы с таким вы-водом согласны, то пишите: № 1 — неверно. Переспрашивать не разрешается. На обдумывание дается 12 секунд. Будьте внима-тельны. Что непонятно? (Ответить на вопросы.) Приготовиться! Начали!» По окончании теста: «Стоп!»
ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ
Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родо-вые признаки, логические связи с определенным обобщающим
словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из пяти слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.
1. Сад(растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Река(берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Город(автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай(сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
5. Куб(углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление(класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. Кольцо(диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).
8. Чтение(глава, книга, картина, печать, слово).
9. Газета(правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).
10. Игра(карта, игроки, штрафы, наказания, правила).
11. Война(аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).
12. Книга(рисунки, война, бумага, любовь, текст).
13. Пение(звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
14. Землетрясение(пожар, смерть, колебания почвы, шум, на-воднение).
15. Библиотека(город, книги, лекция, музыка, читатель).
16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).
17. Спорт(медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).
18. Больница(помещение, сад, врач, радио, больные).
19. Любовь(розы, чувство, человек, город, природа).
20. Патриотизм(город, друзья, родина, семья, человек).
Оценка результатов:
Оценка, башіы | |||||||||
Количество правильных ответов из 20 | — | 16-17 | 14-15 | 12-13 | 10-11 |
Задание может предъявляться на слух, тогда после зачитыва-ния каждой строки отводится по 10 секунд на записывание стол-биком номера каждого ответа и по два соответствующих слова. В таком варианте нормативы существенно облегчаются:
Оценка, баллы | |||||||||
Количество правильных ответов | 14-16 | 12-13 | 10-11 | 8-9 | 6-7 |
Инструкция при работе с бланками: «Возьмите бланки. На них в каждой строчке перед скобкой одно слово, выделенное жирным шрифтом, и пять слов, заключенных в скобки. Необхо-димо из пяти этих слов подчеркнуть два, которые находятся в наиболыией связи с обобщающим словом, стоящим перед скоб-кой. Например, обобщающее слово "сад" и следующие за ним слова. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений — не может. Значит, надо подчеркнуть слова "земля" и "растения". Какие вопросы? (Отве-тить на вопросы.) Продолжительность работы 3 минуты. Нача-ли!» (Включить секундомер.)
ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Обследуемым зачитывают пять слов, из числа которых четыре объединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к данному понятию. Требуется заслушать эти слова и в течение последующих 10 секунд записать «лишнее» слово. Затем зачиты-вают следующие пять слов и т.д. Задание повторяют 15 раз.
Пример задания:
1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
4. Лист, почка, кора, чешуя, сук.
5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
9. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.
12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.
13. Хата, печь, дым, хлев, будка.
14. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.
15. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.
16. Секунда, час, год, вечер, неделя.
17. Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.
18. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
19. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.
Оценка выводится в условных баллах:
Оценка, баллы | |||||||||
Количество правильных ответов | 15-16 | 13-14 | 12—11 |
Инструкция: «Я буду зачитывать по пять слов, из которых че-тыре объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится или относится в меньшей мере. Такое слово вам следует определить и записать его на своем бланке под соответствующим номером. Например, я зачитываю первые пять слов: кирпич, камень, глина, известА, дом. Первые четыре слова имеют общее родовое понятие — "строительный материал", по-следнее слово в этой группе "лишнее". Нужно записать: № 1 — дом. Затем будет зачитана вторая группа слов и т.д. На запись вам дается по 10 секунд. Если не успели определить нужное сло-во, лучше пропустить запись, чем писать наобум. Какие вопро-сы? (Ответить на вопросы.) Приготовиться! Начали!»
АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ ПОНЯТИЙ
Исследуем предъявляемый бланк, на котором представлена исходная пара слов, находящихся в определенном отношении (например, лес — деревья), и затем слово (например библиотека) и пять других (например: сад, двор, город, театр, книги) слов, из которых только одно (книги) в том же отношении, как и в паре исходных слов (в лесу — деревья, в библиотеке — книги). Ос-тальные четыре слова должны быть отвергнуты.
Всего предъявляется 20 заданий на 3 минуты. Во втором ряду в каждом задании нужно подчеркивать одно нужное слово. Оценка выставляется в условных баллах.
1. Школа — обучение.
Больница — доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.
2. Песня — глухой.
Картина — хромой, слепой, художник, рисунок, больной.
3. Нож — сталь.
Стол — вилка, дерево, стул, пища, скатерть.
4. Рыба — сеть.
Муха — решето, комар, комната, жужжать, паутина.
5. Птица — гнездо.
Человек — люди, птенец, рабочий, зверь, дом.
6. Хлеб — пекарь.
Дом — вагон, город, жилище, строитель, дверь.
7. Пальто — пуговица.
Ботинок — портной, магазин, нога, шнурок, шляпа.
8. Коса — трава.
Бритва — сено, волосы, сталь, острая, инструмент.
9. Нога — сапог.
Рука — калоши, кулак, перчатка, палец, кисть.
10. Вода — жажда.
Пища — пить, голод, хлеб, рот, еда.
11. Электричество — проводка.
Пар — лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение.
12. Паровоз — вагоны.
Конь — поезд, лошадь, овес, телега, конюшня.
13. Алмаз — редкий.
Железо — драгоценный, железный, сталь, обычный, твердый.
14. Бежать — стоять.
Кричать — молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.
15. Волк — пасть.
Птица — воздух, клюв, соловей, яйцо, пение.
16. Театр — зритель.
Библиотека — актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель.
17. Железо — кузнец.
Дерево — пень, пила, столяр, кора, ветка.
18. Нога — костыль.
Глава — палка, очки, зрение, нос, слезы.
19. Утро — ночь.
Зима — мороз, день, январь, осень, сани.
20. Спортсмены — тренеры.
Студенты — институты, воспитатели, учителя, преподавате-ли, родители.
Оценка, баллы | |||||||||
Количество правильных ответов | — | 15-17 | 13-14 | 11—12 |
Инструкция: «Перед вами 20 заданий, представляющих собой пары слов. В первой строчке дана пара слов, которые находятся в определенном отношении, например: лес — деревья (целое и часть, можно сказать: в лесу деревья). Во второй строчке даны
слово и пять слов, одно из которых относится к этому, первому слову так же, как и в соответствующей паре слов из первой строч-ки, например: библиотека — книги (в библиотеке книги, биб-лиотека целое, книги — часть библиотеки). В этом случае во второй строке следует подчеркнуть слово книги. Какие вопросы? (Ответить на вопросы) Приготовились! Начали!»
Включить секундомер. Через 3 минуты подать команду «Стоп!»
СЛОЖНЫЕ АССОЦИАЦИИ
Обследуемым предъявляется бланк с набором из 20 пар слов. Каждая пара находится в определенных отношениях. Представ-лены также 6 пар слов в шифре, обозначенных буквами. Надо определить, какой паре слов из шифра соответствует по сходству пара слов в наборе. Запись ответов ведется обследуемым на лис-те бумаги следующим образом — пишется номер пары слов из набора и через черточку ответ — буквой.
Оценка выставляется в условных баллах.
Шифр: А. Овца — стадо.
Б. Малина — ягода. В. Море — океан. Г. Свет — темнота. Д. Отравление — смерть. Е. Враг — неприятель.
1. Испуг | — бегство | АБВ ГД Е |
2. Физика | — наука | АБВГДЕ |
3. Правильно | — верно | АБВГДЕ |
4. Грядка | — огород | АБВ ГДЕ |
5. Пара | — два | АБВ ГД Е |
6. Слово | — фраза | АБВ ГД Е |
7. Бодрый | — вялый | АБВГД Е |
8. Свобода | — воля | АБВ ГДЕ |
9. Страна | — город | АБВ ГДЕ |
10. Похвала | — брань | АБВ ГДЕ |
11. Месть | — поджог | АБВ ГДЕ |
12. Десять | — число | АБВ ГД Е |
13. Плакать | — реветь | АБВ ГД Е |
14. Глава | — роман | АБВ ГД Е |
15. Покой | — движение | АБ В ГД Е |
16. Смелость 17. Прохлада 18. Обман 19. Пение 20. Тумбочка | — геройство — мороз — недоверие — искусство — шкаф | АБВ ГД Е АБВ ГД Е АБВ ГД Е АБВ ГДЕ АБВ ГД Е | ||||||||||
Оценка, баллы | ||||||||||||
Количество правильных ответов | 12-14 | 10-11 | 8-9 | |||||||||
Инструкция обследуемым: «Возьмите бланк "Сложные ассоциации". Перед Вами на таблице сверху шесть пар слов под названием "Шифр". Каждая из этих пар слов находится в какой-то логической связи и отмечена буквой. Внизу 20 пар слов под номерами. Эти пары слов также находятся в какой-то логической связи. Необходимо к этим парам слов подобрать наиболее близкие к ним по аналогии (по ассоциации) пары слов из шифра. Ставьте на своем листке номер каждой пары слов, а за ним букву соответствующей пары из шифра. Например, первая пара слов: испуг — бегство. Отношение между ними: испуг — причина, следствие — бегство. Этому соответствует в шифре: отравление — смерть. Значит, пишем № 1 и рядом букву "Д" и т.д. На задание дается 7 минут. Какие вопросы? Приготовились! Начали!» Через 7 минут подается команда «Стоп!».
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Обследуемым предлагают ряд однотипных логических задач. Исходными суждениями в этих задачах являются хорошо усвоенные отношения предметов по количественной величине. Нужно сделать умозаключение и определить отношение (больше — меньше) двух величин, вынесенных в знаменатель.
определить, что больше — В или А? Ясно, что А больше В (это видно из того, что если А = 9, то Б = 1, если Б = 1, то В = 4. Следовательно, А = 9 больше В = 4).
Составляют несколько вариантов заданий по 18 задач; на каж-дый вариант предоставляют по 5 минут.
Оценка, баллы | |||||||||
Количество правильных ответов | 14-15 | 12—13 | 10—11 | 8-9 | 6-7 |
Инструкция: «Всем предстоит решить 18 логических задач в течение пяти минут. Путем рассуждений нужно определить, боль-ше или меньше величина в знаменателе, на основании сравнения двух численных отношений в числителе (показать и разъяснить пример на доске). Переходите от задачи к задаче по порядку их номеров. Главное — не делайте ошибок. Какие вопросы? Нача-ли. ...Стоп!»
ВОПРОШАЙКА
В качестве материала к игре можно использовать любую сю-жетную картинку, имеющую проблемное содержание. Игра стро-ится по-разному, в зависимости от возраста и обстоятельств. Младшим школьникам предлагается задавать взрослым вопросы обо всем, что он хочет узнать. Если взрослый не сможет отве-тить, то выигрывает ребенок. Подростки могут играть между собой.
После того, как школьник спросил все, что мог, полезно по-просить его составить небольшой рассказ по этой картинке и обратить внимание на то, на какие вопросы ребенок дал ответы, а на какие не дал. Отмечается также характер вопросов, склон-ность к стереотипам, четкость и т.д.
КАЮЧ К НЕИЗВЕСТНОМУ