Как успешного бизнесмена окрестили маменькиным сынком
Саратовец Игорь Ефремов к 30 годам успел добиться многого. Когда в девяностые годы, отец - единственная поддержка и опора - ушел из семьи, и они с матерью на неделю растягивали кастрюлю супа из кубиков, мальчишка пообещал, что никогда не позволит матери голодать. И сдержал обещание. Своя фирма по продаже недвижимости приносила стабильный доход, молодая жена уже заговаривала о ребенке, как вдруг Игорь решил «усовершенствоваться».
- Понимаешь, хочу добиться всего. А в первую очередь стабильности для вас с малышом, - коротко объяснил он супруге.
Куда именно Игорь отправился - родным не сказал. Его не было дома три дня, а вернулся он абсолютно другим человеком.
- Раньше он был упрямым, но спокойным. А теперь настроение у него скакало от «люблю» до «ненавижу». Сначала позвонил, сказал, что давно не виделись и он очень соскучился. А приехав на ужин, заявил, что я - причина всех его бед! Что я воспитала маменькиного сынка, слишком уж доброго и честного. И что это мешает ему идти по жизни и реализовывать планы, - чуть не плачет мать Игоря Наталья Ефремова. - Сноха тогда его попыталась одернуть, но он на нее накричал. Впервые за всю жизнь он повысил голос!
Дальше становилось только хуже. Игорь попытался объяснить супруге, что она неправильно воспринимает этот мир. Что ей тоже обязательно надо сходить на эти курсы. Только ей на первую ступень, а ему - уже на более продвинутый уровень.
- Домой постоянно звонили какие-то люди. Звали Игоря на эти курсы, говорили, что он - часть команды, и один не справится. А я просто побоялась туда идти, - вздыхает супруга Катя.
Дела в фирме тоже пошли под откос. Не выдержав попыток начальника перевоспитать их, ушли два ведущих специалиста. Рождение ребенка сначала отложилось на неопределенный срок, а потом Катя и вовсе ушла, не выдержав скандалов.
- Это было жуткое время. Как будто это не мой сын, а абсолютно чужой человек. Он закрылся ото всех. Казалось, если я сейчас умру - ему будет все равно, - тяжело вздыхает Наталья. - Я ходила и в церковь, и к психологам. Там рассказали, что это что-то вроде секты. И что с сыном нужно обязательно сохранить контакт.
Спасти мужчину помог случай. Им с матерью предстояла поездка на похороны родственницы - десять часов пути на машине. За это время матери удалось разговорить Игоря.
- Он говорил, что там, на курсах, выворачивают всю душу, начиная с самого детства. Просят рассказать самые больные обиды. То хвалят, то дружно ругают. Вроде как открывают глаза на причины проблем, но что делать с этим дальше - непонятно. Что команда - это семья, и без них он пропадет. И что нужно идти дальше, на продвинутую часть курса, - воспоминает тот разговор женщина. - К психологу он наотрез идти отказался, единственное, что пообещал, - не ходить туда больше.
После этого разговора Игорь постепенно начал приходить в себя. Правда, нет- нет да упрекнет мать в чрезмерной правильности.
«Продам дьяволу его душу. Со скидкой!»
История 28-летней Насти Степанчук до боли похожа на предыдущую. С той лишь разницей, что девушку в ее жизни... все устраивает. Окончив школу с отличием, а институт с красным дипломом, она устроилась администратором в частную медицинскую клинику. Дела шли не очень - сложно продать платные услуги, когда за углом в районной поликлинике их можно получить бесплатно. И начальство отправило новую сотрудницу на курсы. В одной из саратовских фирм предлагали программу по повышению эффективности продаж. Две недели занятий по выходным - и Настю стало не узнать. Она не только полностью информировала звонивших о достижениях их «самого продвинутого в городе центра», но и начала обзванивать различные компании, предлагая быстрое и дешевое обследование всего коллектива. Самое удивительное, что люди попадались на ее удочку.
- Пять минут задушевной беседы, две - рассказа о всевозможных болячках. И все - клиент готов, - хохотала девушка. - Теперь я даже дьяволу его душу продать могу. Правда, со скидкой, она ведь уже бэушная.
Единственное, что слегка расстроило девушку, - резкое сокращение количества подруг. Чем успешнее становилась Настя, тем меньше близких людей оставалось вокруг.
- Я так не могу больше! - пожаловалась Ирина, одна из них. - Каждый раз, когда Настька забегает на чашку чая, чувствую себя, как в толпе цыган - «позолоти ручку, а то несчастье будет». Она постоянно находит у меня какие-нибудь болячки и предлагает их у них в центре вылечить. Быстро и недорого. Это не дружба, а купля-продажа какая-то.
Сама же Анастасия ничего странного в своем поведении не видит.
- Да, я сходила на тренинг. И теперь у меня в жизни все хорошо. Я могу добиться всего, чего захочу! А они? Эти инертные создания мне просто завидуют! А в своей жизни ничего менять не хотят! - огорошила согласившаяся пообщаться по телефону Анастасия. И бросила трубку.
Если лекарство горькое - обязательно поможет!
Тренинги - явление относительно новое, но их изучением уже занялись и профессиональные психиатры, и специалисты по сектам. Оказалось, что все эти фирмы условно можно разделить на две категории. Специалисты первой из них действительно оказывают психологическую помощь, поддерживая людей в сложной ситуации. Вторых заботит лишь финансовая выгода, а что будет с пациентом - их не волнует.
- Есть организации, которые строят свои тренинги по модели сект. На занятиях психику человека раскачивают, как маятник, от радости до слез. И заставляют выражать свои эмоции. Поэтому жизнь в группе кажется такой яркой и правильной, а вне ее - серые безэмоциональные будни. У человека формируется зависимость от тренингов и педагога, - объясняет заведующая консультативным отделением ГУ «Центр помощи семье и детям города Саратова» Марина Путилина. - На самом же деле, осознанное создание зависимости у пациента - это профессиональное преступление. А люди верят. У нас считается: если лекарство горькое, то оно обязательно поможет. На самом же деле любую проблему можно решить более щадящими методами, не доводя до истерик и нервных срывов.
По словам специалистов, хуже циничных профессионалов только активные дилетанты - те, кто прошел тренинг и решил сам стать учителем. Такие люди могут нанести серьезный вред психике клиентов. Правда, подсчитать реальное количество пострадавших невозможно. Редко кто из «усовершенствованных» обращается за профессиональной помощью. Да и четкой юридической базы для наказания преступников пока не существует. Поэтому единственный способ защитить себя - тщательно проверять все документы фирм. У профессионалов должно быть профильное психологическое образование и лицензия на данный вид деятельности. Полагаться на «сарафанное радио» не стоит - большинство окончивших курсы просто не видят существующих проблем. А если вдруг во время тренинга почувствуете, что происходит что-то не то, обратитесь за помощью к государственным специалистам.
МНЕНИЕ ЗА:
Александр Паращенко, главный внештатный психиатр Саратовской области:
- В принципе, в самих тренингах ничего плохого нет. Психологи для того и существуют, чтобы оказывать помощь и поддержку в сложных жизненных ситуациях. Причем не решать проблемы за человека, не указывать, как ему жить, а помочь найти самому верное решение. Но проблема в том, что на рынке психологических тренингов очень много шарлатанов. Чтобы не стать жертвой мошенников и не лишиться денег, необходимо очень тщательно проверять документы у этих фирм. У специалиста должны быть диплом по специальности, сертификат и лицензия на работу.
МНЕНИЕ ПРОТИВ:
Александр Кузьмин, руководитель Саратовского отделения центра религиоведческих исследований:
- Последние годы количество психотренингов резко увеличилось. Нам обещают повысить мотивацию, уровень продаж, креативность и даже компьютерную грамотность. Но проблема в том, что большинство из них - самые обыкновенные секты. Причем стать жертвой может любой человек, стремящийся к саморазвитию. Схема проста донельзя. Вас легко убедят, что вы можете больше, нужно только пройти курсы. На курсах расскажут, что ваш успех тормозят ваши же родственники: инертный муж, дети-двоечники или болеющие родители. Что они - не близкие люди, а якорь, тянущий вас на дно. И вы сами начнете с ними ругаться. Если же человек попытается включить голову, его убедят на курсах: «ты что, такой дурак, что попал в секту». А никто не любит признавать своих ошибок. Тем более если за курсы заплачены деньги. А суммы здесь достаточно внушительные. На таких зависимых «учениках» и тех, кого они приводят, руководители сект зарабатывают огромные деньги. В среднем финансовый оборот одной секты равен годовому бюджету небольшого государства.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
- 60 сект действуют на территории Саратовской области, из них активные - около 40;
- около 10 000 человек вовлечены в них;
- 300 рублей составляет минимальная плата за курсы;
- 140 тысяч рублей максимальная для Саратова стоимость недельного курса;
- миллион рублей в среднем отдает каждый, попавший в секту.
Юлия Цветкова. Комсомольская Правда, 1 Декабря 2011 года.288