Неповторимо стандартные
Важнейшим отличием современной России от Запада является разнообразие людей. Это благо, к которому мы привыкли как к воздуху, и даже представить себе не можем, что где-то оно напрочь отсутствует. Если вам не нравятся какие-то из описываемых здесь черт западного менталитета, не утешайте себя мыслью, что вы найдёте в Европе некую прослойку людей, которым эти черты не свойственны. Не найдёте. Они одинаковые .
Из книги Дрю Лоней «Эти странные испанцы»:
«Найти эксцентриков среди испанцев довольно трудно… Самым распространённым эксцентриком является старых правил сеньор, разъезжающий на коне с видом человека, владеющего городом (что вполне возможно). Другой распространённый эксцентрик — это прилизанный молодой человек с длинным ногтем на мизинце — признак того, что он не занимается физическим трудом и презирает „чулос“ (сутенёров) и „хитанос“ (цыган)».
Поднимите мне веки и укажите, что в них такого эксцентричного? Да по сравнению с ними каждый второй русский — панк с ирокезом. Чувствуете разницу? Представляете себе, каковы остальные испанцы? А ведь испанцы — это отнюдь не самая обезличенная и пластмассовая европейская нация, не французы и не немцы. И ещё один поучительный аспект. Эти «эксцентрики» как раз хорошо отражают классический национальный испанский характер. И вот они то, самые испанистые испанцы, как раз и считаются в современной Испании эксцентричными.
При большом (очень большом) желании некоторые отклонения от стандарта можно найти среди следующих представителей современного европейского общества:
• те, кому за шестьдесят;
• иммигранты в первом поколении (но очень быстро озападниваются, это такая защитная реакция);
• жители отдалённых, малонаселённых регионов;
• теоретически существующие в реальности сказочные кинематографические персонажи (ну невозможно быть грабителем банков или руководителем спецслужбы и, одновременно, человеком толпы, променявшим мышление на готовые стереотипы и не делающим различия между собственными чувствами и их социально заданными шаблонами);
• может быть, кто-то из мира искусства.
Но всё это не столь значимо для нашего повествования, ибо в повседневной жизни, на работе или учёбе, вас встретят они самые, стандартные европейцы. Без всякой надежды на то, что среди них найдётся хоть какое-нибудь исключение, подтверждающее правило. Что поделать, это один из основных побочных эффектов развития современной западной цивилизации — приготовьтесь жить среди толпы совершенно одинаковых обывателей.
Что-то я всё на западные источники ссылаюсь, вот давайте из наших возьмём. Лимонов, «Дисциплинарный санаторий»:
«Всё большая универсализация стилей жизни, вкусов, потребностей и потребляемых продуктов сделала так, что различные отряды обществ (профессиональные, возрастные, с различной покупательской способностью etc.) слились в один, с единой социопсихологией — в People. Я намеренно отказался выделить в People буржуазию и мало употреблял термин middle class, поскольку сегодня поведенческая психология рабочего мало или совсем не отличается от психологии буржуазии».
Запад конечен в плане разнообразия типов людей. Скуден. А Россия бесконечна. Уж у нас-то сюрпризов сколько угодно, на любой вкус. Половине нашего населения, наверное, хотелось бы, чтобы их было поменьше, чтобы окружающие были более стандартными, понятными, предсказуемыми. Французам невозможно объяснить, что в России хорошо, потому что люди разные, интересно. Они просто представить себе не могут, что это такое. Важнейшее преимущество России вообще и Москвы в частности состоит в том, что чем бы вы здесь ни занимались, от собирания марок до воскрешения мёртвых, вы всегда найдёте себе единомышленников и учителей. Запад ужасен тем, что там наблюдается полная противоположность данной ситуации. Собирателей марок вы ещё найдёте, а вот людей, с которыми хотя бы интересно было бы поговорить — уже вряд ли.
Что всё это на практике означает для вас, будущего эмигранта? Во-первых, осознавайте, куда вы едете, и приготовьтесь к тому, что будет скучно. Ситуацию можно достаточно адекватно описать при помощи коэффициента одинаковости 100, отражающего именно сопоставимость психологического климата европейских и российских городов. Европейский мегаполис с десятью миллионами жителей. Делим на сто, получаем скучный городок — сто тысяч населения. Ну а город с полумиллионным населением — посёлок городского типа на пять тысяч жителей.
И во-вторых. Общаясь с местным населением, постарайтесь отучиться от привычки делиться с окружающими своими мыслями. И вообще, не усложняйте ваш имидж. Не оценят. Простота приветствуется. Навороченность по любому параметру пугает и вызывает подозрения. Западное общество унифицировано в гораздо большей степени, чем, например, российская армия. Соответственно, умников там ещё больше не любят. «Повторяю для тупых: радиостанция не на лампах и не на транзисторах, радиостанция на танке!»
Коллективизм
Почему-то считается чуть ли не аксиомой, что для России характерен коллективизм, а вот на Западе живут индивидуалисты. Почему же, вовсе нет! Может быть, во времена Достоевского это и было так, но отнюдь не сейчас. В наше время детерминированность личности социумом на Западе гораздо выше, чем в России. Одинокие волки там вообще не встречаются, вымерли. Другое дело, что нормального человеческого общения на Западе почти нет, всё крайне формализовано. Но быть частью коллектива там строго обязательно, иначе жизнь ваша в Европе не заладится.
Постарайтесь сразу выделить для себя некоторые важнейшие ритуалы, соблюдение которых указывает на принадлежность человека к данному коллективу. Вот, к примеру, обед у французов. Обедают они в строго установленное время, с 12-00 и до 14-00 (кстати, эти два часа — официально установленная продолжительность обеденного перерыва). Если спросить у француза, хочет ли он есть, француз посмотрит на часы. Следовательно, прежде всего:
1. Пообедать в ресторане или кафе в другое время затруднительно.
2. Не следует приходить в это время в какие бы то ни было организации, равно как и звонить им. Исключение составляют разве что большие супермаркеты.
Но речь не об этом. Важно то, что французский обед несёт в себе важнейшую социально-коммуникативную функцию. Обедают они обычно стадно, всей кучей, при этом треплются, треплются, треплются, потому и занимает это мероприятие целых два часа. К сожалению, придётся и вам в нём участвовать, если не хотите быстро и прочно испортить отношения с коллегами и начальством. Обедать одному крайне не рекомендуется, ибо это означает быть вне коллектива. Я знаю одну русскую девушку, которая приехала во Францию на трёхмесячную стажировку с перспективой получения стипендии для написания диссертации. Стипендию ей в итоге не дали, так как по итогам трёх месяцев французская начальница осталась ею крайне недовольна. Одной из немаловажных причин этого недовольства было то, что в обед девушка быстро и молча съедала бутерброды, а в сэкономленное за счёт этого время работала . То есть не вписывалась в коллектив. Вот уж не очень-то и хотелось! Пусть лучше толковые и независимые люди остаются в России — они и здесь неплохо устроятся, а заодно родной стране польза будет.
Во многих европейских странах ритуальную функцию причащения к коллективу выполняет утренний кофе часов в десять-одинадцать. Это лучше, так как данное мероприятие отнимет у вас не более сорока минут. Однако, ни в коем случае не игнорируйте подобные посиделки. Не следует, налив себе кофе, уходить в кабинет, за компьютер. Сидите и общайтесь с народом. И даже если у вас свободный график работы, на кофе желательно не опаздывать.
Вообще, постарайтесь не слишком выбиваться из установленного ритма жизни коллектива. Приходите на работу и уходите домой вместе со всеми, даже если официально вам разрешено приходить и уходить когда хотите. Участвуйте во всякого рода вечеринках и любых других общественных мероприятиях. Если все сотрудники в офисе решили вдруг не работать, сходить вместо этого на демонстрацию, также по возможности отправляйтесь туда, а не на рыбалку. Ну а если уж вы категорически не хотите идти на демонстрацию, так хотя бы воздержитесь от того, чтобы публично объяснять, почему вы туда не идёте.
К слову, демонстрации французы любят и относятся к подобным мероприятиям весьма серьёзно. Демонстрируются они против всего, что теоретически может содержать в себе хоть малейшую потенциальную угрозу их привычному жизненному укладу: против войны в Ираке, против террористов, которые против войны в Ираке, против возведения Израилем стены безопасности, против террористов, которые взрываются на улицах Израиля, за тотальный запрет партии Ле Пена, за укрепление демократии и многопартийности. Ну ничего, не расстраивайтесь. Поорать на свежем воздухе для здоровья полезно. А отделяться от коллектива не надо, хуже будет.
Ещё один важнейший аспект данного вопроса: постарайтесь почаще проявлять так называемую «дурную инициативу», а также не препятствуйте окружающим, когда они проявляют её по отношению к вам. То есть почаще лезьте в чужие дела и давайте всем окружающим побольше всяких советов. Полезных или бесполезных — не важно, главное — душою болейте за коллектив. Французы это очень ценят, у них это называется être social.
У народов Северной Европы данный тип поведения выражен несколько слабее. Менее стадны, к примеру, англичане, за это их во Франции и не любят. А вот южане — наоборот. Испанцы, например, куда более коллективисты, чем французы. Достаточно поругаться с одним испанцем, чтобы все они перестали с вами здороваться. Ну а лидерами здесь являются пожалуй что американцы. Вот в интернете хорошую иллюстрацию нашёл (приводится в сокращении):
Приехала мама погостить на месяц. Английский на уровне «hello», «yes», «I'm sorry». Я ей распечатал детальные карты местности и указал свой домашний адрес как исходную точку. Сегодня мама нашла на карте озеро и решила сходить на него посмотреть.
Рассказывает мама: «Иду, совсем немного осталось до озера. Достаю карту. В этот момент подходит ко мне американка, смотрит на меня, на карту, улыбается и начинает что-то говорить. А я её не понимаю. Значит, берёт меня эта американка под руку, разворачивает в обратную сторону и ведёт. Ну, я думаю, она решила мне достопримечательности показать. Идём, улыбаемся друг другу. И тут я замечаю, что мы подходим к нашему дому. Я наконец-то сообразила, что она увидела адрес на карте и ведёт меня по этому адресу. Я останавливаюсь и начинаю упираться, объяснять (по-русски), что мне домой не надо, мне к озеру, тычу пальцем в него. А она не отпускает меня, тащит к дому. Ну, упираться бесполезно, дам ей довести себя до подъезда, а потом развернусь и опять пойду к озеру. Захожу в подъезд, постояла минуту и выглядываю. А американка стоит тут как тут и меня пасёт. Начала опять загонять меня в подъезд. Я зашла домой, подождала полчаса, затем вышла и опять пошла к озеру. Подхожу к тому месту, где меня перехватила американка. Достаю карту. Смотрю на неё и тут замечаю, что ко мне чешет вторая американка. Всё повторилось как в дурном сне — „hello“, „hello“, „yes“. Берёт она меня под руку и ведёт домой…»
Кстати, в этой истории есть и ещё один интересный аспект. Представителю современной западной культуры действительно невозможно сказать «отстань», «секрет» или «не твоё дело». Эффект будет как в случае говорящего осла из мультфильма «Шрек» — не только не отстанет, прилипнет с удвоенной энергией.
Ну а завершу я эту главу цитатой из одного знакомого француза, заявившего мне однажды: «Если тебе действительно всё равно, что мы, окружающие люди, о тебе думаем, тогда ты вообще не человек». Как вам такой «индивидуализм»? Коллективизм в современном западном обществе стал уже столь само собой разумеющимся, что его неприятие у европейцев даже в голове не укладывается.
Запретные темы
Ещё один русский миф о Западе — стойкая убеждённость в том, что там, в странах с развитой демократической системой, уж свобода слова-то царит полнейшая. Реальность же близка к ситуации в Советском Союзе времён Брежнева, где эта свобода тоже официально декларировалась, но все прекрасно знали, что лучше уж ей не злоупотреблять. Как и у нас при Брежневе, за «политически некорректные» высказывания никто вас не расстреляет, да и в тюрьму скорее всего не посадят, но на неофициальном и полуофициальном уровне проблемы будут, причём в избытке. Так что давайте разберём подробнее, что можно и что нельзя говорить в Европе.
Прихожу в лабораторию, французы за кофе скорбят по погибшим пилотам двух столкнувшихся над Персидским заливом американских вертолётов. Спрашивают, что я об этом думаю. Мне на общественное мнение уже глубоко и радостно наплевать, скоро уезжаю. Поэтому говорю то, что думаю: «Американцы над заливом погибли — ну так это же их профессия, они по собственной воле туда полезли. Кроме того, они — оккупанты в конце-то концов. И ведь их даже никто не сбивал. Сами столкнулись. Наверное, вследствие высокого профессионализма пилотов». Общий шок у слушателей, я доволен сделанной гадостью. Вот уеду сейчас в Россию, и ничего мне за это не будет, поздно!
Теперь комментарии. Итак, даже такого рода ответы, в которых, вообще-то говоря, не содержится никакого экстремизма, расизма и прочих запрещённых «измов», европейцев просто шокируют, вполне могут у кого-нибудь из них нервный тик вызвать. Что не замедлит сказаться на вашем служебном положении, то есть создаст вам в жизни весьма немалое количество проблем. В этой истории содержится два поучительных аспекта, разберём их последовательно.
Прежде всего, крайне осторожно с политическими вопросами. Если не хотите забивать себе мозги постоянными сомнениями о том, что можно говорить, а что нельзя, лучше сразу скажите, что политика вас не интересует и вы в ней ничего не понимаете. Это покажется европейцам странным и «непрогрессивным», но и только. Пусть лучше думают, что вы — человек ограниченный, чем считают вас воплощением мирового зла. Не тешьте себя иллюзиями, политкорректность — это всего лишь политкорректное название цензуры. Полезным будет, пожалуй, ещё раз подчеркнуть, что даже если ваше высказывание формально не запрещено юридически, не содержит в себе какой-нибудь там расовой нетерпимости или призывов к насильственному свержению чего-нибудь, это совсем не значит, что его следовало бы озвучивать — общественное мнение мыслит отнюдь не в юридических категориях.
Приехала одна американка в Россию, зашла в гости к своим русским друзьям и увидела на диване громадного толстого плюшевого медведя. «Ути-путеньки, а как его зовут?». «Пол Пот». «Как?!!» «Пол Пот. Это моя дочка младшенькая придумала». Хорошо, что дело было в России, а не в Америке.
К вопросу о нелогичности и непредсказуемости запретных тем с точки зрения здравомыслящего человека, приведу выдержку из книги Стефани Фол «Эти странные американцы»:
«Американцы зубами и когтями держатся за права человека, записанные в американской конституции… Поскольку в Америке существует давняя традиция доводить каждую здравую идею до полного абсурда, права эти иногда истолковываются как право публикации массовым тиражом инструкции по изготовлению атомной бомбы, право резать цыплят в ходе религиозной церемонии, право устраивать политическую демонстрацию в поддержку нацизма, право смотреть телевизор в тюремной камере и право заказать по каталогу многозарядный карабин с доставкой на дом».
Поражает неконгруэнтность высказывания. В одном списке приводятся действительно социально опасные действия и никому не мешающие мелочи, которые, даже при самом отрицательном к ним отношении, вряд ли достойны чего-то большего, чем мелкого штрафа или пятиминутной душеспасительной беседы в ближайшем отделении милиции. То же, в ещё большей степени, касается и запретных тем. Так что не удивляйтесь, если на ваше упоминание о том, что Платон относил демократию к порочным видам общественного устройства реакция будет такой же, как на призыв Бен Ладена начать священную войну против западной цивилизации.
Теперь некоторые частности — что конкретно нельзя говорить ни в коем случае, хотя никакими законами это и не запрещено. Прежде всего запомните, что равенство — святая святых западной идеологии, примерно соответствует образу коммунизма в идеологии советской. Все равны, независимо от расовой и национальной принадлежности, уровня интеллекта, культуры, степени полезности для общества и т. д. Не пытайтесь доказать европейцам, что это не так. Мусорщик равен директору завода, и если у директора больше прав и возможностей — с этим надо бороться. И не спорьте.
Далее, нельзя говорить «политически некорректные» вещи. Например, не любить демократию. «Не люблю демократию» звучит здесь так же дико, как «Долой КПСС!» в Советском Союзе. Уезжаю, напоследок куражусь и экспериментирую по полной программе. Как-то в разговоре о судьбах России заявил некоему французу, что демократия нам не нужна. И так же, как сделал бы это любой советский запуганный законопослушный гражданин, французский запуганный законопослушный гражданин испугался, заткнулся и убежал. Даже не попытался меня разубедить, что было бы естественно для свободных интеллигентных людей в свободной стране, тем более для французов с их любовью к пространным, длительным и абсолютно бесполезным дебатам. Живя на Западе, запомните: демократия — это абсолютное благо, противоположность ей — абсолютное зло. На самом-то деле всё не так смешно. В реальности под этим термином на Западе давно уже подразумевается не политический строй, а попросту западная система, западный образ жизни. Поэтому, посягая на демократию, вы посягаете на их образ жизни в целом, на их сущность как таковую. Постарайтесь этого не делать.
Про цветных в Европе и почему нельзя о них говорить — смотрите в следующей главе. А пока просто запомните — нельзя.
Помимо запретных тем как таковых, не следует также забывать, что «…с точки зрения американской широкой публики, любой человек, который слишком много знает, выглядит подозрительно» (С. Фол, «Эти странные американцы»). Поверьте, и с точки зрения европейской широкой публики тоже. Не болтайте. Всегда лучше недосказать, чем сказать лишнее.
Не философствуйте, даже на самые абстрактные, самые нейтральные темы. Тем более что это только вам они кажутся нейтральными. Не надо блистать интеллектом и эрудицией, всё сказанное может быть использовано против вас. Пифагорейцы учились молчать годами. Ваша задача ещё сложнее — вам придётся годами поддерживать пустой бессмысленный разговор. Ну что ж, поддерживайте. Болтайте о всякой ерунде и не огорчайтесь из-за того, что вы не такой, как все. Стоит ли волноваться из-за каких-то мыслей, волноваться стоит из-за их отсутствия. Однако постарайтесь держать ваши мысли при себе. А будете говорить «нехорошие» вещи — у вас неизбежно будут проблемы, и устроят их вам каким-нибудь полуофициальным путём, «решением трудового коллектива».
Ну да бог с ними, с политикой и философией. Теперь второй аспект обсуждаемого вопроса — то, что нельзя говорить в области межличностных взаимоотношений. То, что у нас допустимо и обыденно, а там крайне нежелательно.
Общее правило для общения с аборигенами — не говорить им ничего, что может вызвать у них какие бы то ни было отрицательные эмоции. Они называют это вежливостью. Прежде всего, будьте очень осторожны с высказыванием местным жителям чего бы то ни было, что может им лично не понравиться. Даже в мелочах, и, пожалуй, прежде всего именно в мелочах. Десять раз подумайте, нужно ли. Здесь это просто не принято, за исключением случаев, когда вы намеренно хотите кого-то задеть. Общаясь с человеком, вы, в норме, говорите друг другу почти исключительно взаимоприятные вещи. «Иначе зачем общаться?» — удивится любой нормальный европеец, тем более француз. Будете от балды сообщать собеседникам, что вам в них нравится, а что нет («Не, лыжам тебе ещё учиться и учиться. Вот на сноуброде ты действительно профессионал!») — будут обижаться. Они же как дети малые.
Во-вторых, избегайте в разговоре всего, что связанно со смертью, войной, насилием, тяжёлыми заболеваниями, психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией и тому подобным. Всего, что может ассоциативно вызвать отрицательные эмоции. Если какому-нибудь маргиналу захочется чего-нибудь подобного, он тихо в одиночестве посмотрит фильм ужасов. А большинству населения этого не надо, даже если это упоминается вами вскользь и совершенно к месту. Если вы обсуждаете, к примеру, войну в Ираке — ну не стоит заострять внимание на подробном описании пыток в американских тюрьмах. Если какой-нибудь псих-наркоман в вашем доме покончил жизнь самоубийством, лучше употребить какой-нибудь эвфемизм, вроде «скоропостижно трагически скончался». И уж никак не «сдох, чего и следовало ожидать». Русские любят обсуждать всякие ужасы окружающего мира, действительные и мнимые («ой, Семёновна, а ты слыхала…»). Нам это, вроде бы, как-то даже на пользу идёт, мозги прочищает. Такая вот кустарная групповая психотерапия. Ни один нормальный европеец этого слышать не хочет, и говорить о чём-либо подобном там не принято. В том числе, категорически недопустим чёрный юмор в стиле «Дедушка в поле гранату нашёл…». Да и войдите, в конце концов, в положение европейского обывателя: у него психика неподготовленная, неустойчивая, тепличная. Вам лишь бы потрепаться, а он серьёзную эмоциональную травму получит.
Совершенно не принято также обсуждать размер чьей-либо зарплаты. Не потому, что серые доходы скрывают, и не потому, что боятся наезда каких-нибудь бандитов. По совершенно иной, весьма неожиданной для нас причине — чтобы не создавать атмосферу зависти и нездоровой конкуренции, чтобы человек с небольшой зарплатой не чувствовал себя ущербным. Не принято хвастаться крутизной, как это нередко любят делать у нас в России. Вы можете рассказать про свои карьерные успехи, про то, что вас недавно назначили на новую должность. Но отнюдь не про то, как вы в результате этого «поднялись». Не очень принято и хвастаться связями — об этом можно упомянуть непосредственно при возникновении такой необходимости, но совершенно не следует этим бравировать. Впрочем, именно такое отношение к разговорам о деньгах и связях последние годы всё более заметно и в Москве. Оно и правильно, нечего зря пальцы гнуть.
Ну и особая тема, на порядок более важная, чем предыдущая, при всей важности предыдущей. Не критикуйте нацию. Ни в чём. Ну не воспринимает этого их менталитет. У нас никто не удивится и не обидится, если услышит от иностранца что-нибудь вроде «Всё-таки вы, русские, чрезмерно много алкоголя потребляете, это вас портит». В Европе обидятся даже на дурацкое заявление «Вы, французы, не способны выпить и трети того количества, которое можем выпить мы!» Им абсолютно не важно, что они на самом-то деле и не хотят уметь пить в русском понимании этого слова. Главное — их критикуют, они чего-то не умеют. А каждый француз знает, что Франция — лучшая страна в мире. И хочет услышать от иностранцев лишь подтверждение этого тезиса. Не критикуйте, даже если вас об этом попросят. Когда вас спросят, что вам во Франции не понравилось, совершенно не следует излагать свои мысли по этому вопросу. Лучше скажите что-нибудь нейтральное, вроде «снега у вас мало». Есть и несколько стандартных ответов по существу, неких клише с телевизора, которые европейцы готовы услышать и не обидеться. Для французов это: «люди слишком замкнутые», «здесь не любят говорить по-английски», «мне кажется, у вас ещё встречаются люди, испытывающие расовую неприязнь к арабам» и т. п. Но эти клише надо знать. Со временем узнаете. А сами не экспериментируйте, а то ляпните что-нибудь такое, что вас с работы выгонят («Мне кажется, большинство французов совершенно смирились с фактом наличия во Франции большого количества люмпенизированных арабов»).
Вообще, попридержите себя первые год-два жизни в новой стране, пока не освоились. Слишком уж многого вы пока не знаете. Вот один знакомый русский, только что приехал во Францию, а тут у него день рождения. Он всему офису водки выставил. Французам понравилось, устроили посиделки — русская экзотика. Позже слышал от наших эмигрантов комментарии по этому поводу: «Вот, именно так и надо в чужую культуру входить — просто и не напрягаясь, открыто, со всей душой». Да вот именно так-то и не надо! С водкой он угадал наобум. А если бы не угадал? А если был бы, например, у французов бзик, что любой человек, пьющий не вино, а водку — законченный деградировавший алкоголик? Или что распитие водки прямо в офисе — это дикость, а человек, предлагающий такое — враг всего свободного мира? А что, нормальные бзики, нисколько не дурнее множества здесь уже описанных. Так что поменьше экспериментируйте, побольше наблюдайте. Русской экзотики вообще не надо, она и так из вас прёт, в объёме раз в сто большем, чем вам кажется. В разговорах намеренно не выходите за рамки нейтральных суждений на нейтральные темы. С течением времени вы с удивлением обнаружите, что эта ваша искусственная нейтральность является здесь общепринятой и естественной нормой, исключений из которой вокруг почти не видно.
Цвет нации
Речь здесь пойдёт о так называемых «цветных французах», «цветных немцах» и прочих, то есть, собственно, об арабах, турках и других выходцах из азиатских и африканских стран. Сразу оговорюсь, что дискриминацию людей по расовым признакам как таковым считаю явлением, происходящим не от большого ума. Здесь разговор о другом: о представителях этих уважаемых народов как о социокультурном феномене современной Европы.
Прежде всего, суть вопроса — для тех, кто не очень знаком с современными западными реалиями. Уже в течение нескольких десятилетий многочисленные представители азиатских и африканских народов всеми правдами и неправдами перебираются из своих неустроенных стран в сытую Европу. Эмиграция происходит, как правило, по колониальному принципу — жители бывших колоний переезжают в метрополию. В частности, Францию заселяют арабы. Турки стремятся в Германию — страну, которая хоть и не была их метрополией, но всё-таки имела в своё время с Турцией очень тесные связи. Индусы и пакистанцы обосновываются в Великобритании. Ну и так далее. Кстати, знаете, в чём настоящая причина того, что Франция и Германия не поддержали войну в Ираке? На территории этих стран уже слишком много мусульман, власти опасаются резких массовых выступлений с их стороны. Не избежали этой участи и страны, которые колоний и протекторатов сроду не имели. Даже в относительно симпатичной мне Норвегии, расслабленной и малонаселённой стране на окраине континента, где ещё местами сохранился оттенок старой доброй Европы, даже там — засилье пакистанцев.
Проблема состоит прежде всего в том, что ни один нормальный, находящийся в здравом уме и сносно устроивший свою жизнь азиат в Европу не поедет — с чего бы это ему уезжать из своей страны и становиться человеком второго сорта на чужбине. Едут, конечно же, самые низы. Запретить эмиграцию практически невозможно — во всех странах Европы существует весьма сильное лобби, проталкивающее поступление малоквалифицированной рабочей силы, готовой выполнять любую грязную и низкооплачиваемую работу. Только вот затея это одноразовая. Работает в лучшем случае только первое поколение азиатских иммигрантов, те, кому нужно получить гражданство и как-то устроиться на новом месте. А их дети чаще предпочитают сидеть на пособии по безработице или торговать наркотиками. Есть, конечно, и множество исключений, но общая тенденция именно такова. Менталитет не тот. Ведь это дети даже не просто случайно выбранных представителей жарких, ленивых, не слишком деловых азиатских и африканских стран. Это дети представителей самых низов этих стран. Результат наблюдается соответствующий. Работать они в целом не хотят, а уж получают образование и делают что-либо действительно толковое вообще единицы из них. Зайдите в любой французский НИИ, вы не увидите там ни одного неевропейского лица.
Теперь о количественных оценках данного явления. Они поражают. Азиаты валят в Европу толпами, при этом у них традиционно высокая рождаемость. Рождаемость же среди белых наций невелика. В итоге, если вы зайдёте в детский сад где-нибудь на окраине Парижа, вы не поверите своим глазам — белый там только каждый третий. И так везде. По неофициальным данным, в том же Осло только каждый пятый рождающийся — белый. Данные, конечно же, неофициальные, так как исследования расового вопроса в странах Запада либо полностью запрещены, либо крайне не поощряются. Можно напечатать сведения о количестве иностранцев в стране, но никто не даст вам собирать и тем более массово публиковать данные о расовой принадлежности граждан страны в роддомах и детских садах. А именно они-то как раз очень показательны.
Что из всего этого следует? Громадная социокультурная проблема. Я совершенно не представляю себе, как власти европейских стран собираются её решать — по-моему, они давно уже живут одним днём. Расы и народы плохо уживаются между собой, это всегда грязь и напряг. Особенно, когда они столь различны. Дружить приятно на уровне международных конференций ООН, а ежедневно жить бок обок с представителями низов совершенно иной культуры мало кому понравится. Тем более что азиаты интегрироваться в западную культуру, как правило, не хотят. Первое поколение иммигрантов обычно с большой неохотой и только в самом минимально необходимом объёме изучает язык новой родины, предпочитая в основном общаться в своём кругу. Второе поколение, нынешняя европейская цветная молодёжь, создаёт собственную субкультуру городских окраин, где нормальные люди не появляются. Анекдот из жизни французских арабов:
Заходит араб в оружейный магазин: «У вас пистолеты есть?» «Нет». «А автоматы?» «Нет». «Ну а гранаты?» «Нет, и вообще, иди отсюда!» Выходит он грустный на улицу. Тут как тут появляется перед ним представитель организации SOS-racisme, борец за права некоренного населения. «Что, обижают?» «Угу. Не продают мне ни пистолетов, ни автоматов, ни гранат». «Какой ужас!» — кричит правозащитник и врывается в магазин: «Вы имеете что-нибудь против арабов?!!» «Успокойтесь, мсье, любые проблемы решаемы. Вот, пожалуйста: пистолеты, автоматы, гранаты».
Многие европейцы, конечно, внутренне полны ксенофобии, и даже к приличным представителям азиатов относятся с презрением. Ещё один анекдот для иллюстрации:
Решил французский араб стать приличным человеком. Долго учился, получил диплом юриста. Зашёл в первую попавшуюся небольшую компанию, назначил встречу с генеральным директором и говорит ему: «Хочу у вас работать». Удивился генеральный директор, развёл руками: «Ну, ладно». Привёл он араба в шикарный кабинет, отделанный красным деревом — это твой будет. «О!» — сказал араб. Подвёл он араба к окну, показал новенький «мерседес» на стоянке: «Это теперь твой служебный, с водителем». «Ого!» — сказал араб. «А на работу можешь вообще не ходить, я же знаю, что вы, арабы, этого не любите». — «Вы что, издеваетесь?!» — «Но вы же сами первым начали!»
Такая вот восточная сказка.
Итак, количество азиатов и африканцев в Европе стремительно растёт, при этом с коренным населением они уживаются плохо. Как же решается эта проблема? Да очень просто — отрицанием. Категорическим запретом на любые, даже самые косвенные упоминания о её существовании. Массовым и неустанным, изо дня в день, внедрением в сознание населения этого запрета. Официально это называется «борьбой с расизмом». Вот уж при чём здесь расизм как таковой, этого мне никогда не понять. Особенно учитывая, что арабы и европейцы — представители одной и той же расы, европеоидной. Реальность же состоит в том, что эта «борьба с расизмом» уже давно приобрела в Европе характер массовой истерии, и чем больше разрастается сама проблема, тем шизоидней становится анитрасистский психоз.
Араба нельзя называть арабом. Вот немца можно назвать немцем, русского русским. Причём независимо от того, какое у русского или немца в данный момент гражданство. Этически-то он всё равно остаётся немцем или русским. А араба нельзя. В крайнем случае, если уж никуда не деться — алжирцем, марокканцем, тунизийцем. Но никак не арабом. И то, если он действительно гражданин какой-нибудь из этих стран. Если же он гражданин Франции — тогда он только француз, как ни глупо это звучит. Так что не удивляйтесь, когда арабы называют себя французами, а турки — немцами. Я даже хотел когда-то написать об этом издевательский рассказ на французском, про политкорректность, права человека и расположенный в Страсбурге суд по этим вопросам. «На берегах Рейна, там, где Турция граничит с Алжиром, расположен город Страсбург…» Сейчас смешно, а вот интересно, как это лет через двадцать будет звучать.
Не рекомендуется спрашивать у арабов и любых других цветных, даже явно вновь приехавших, из какой они страны. Захотят — сами скажут. Вы можете спросить это у любого белого, и он с радостью ответит. А скорее всего, даже подробно расскажет вам про свою любимую Швецию, Польшу или Италию. Но не надо спрашивать об этом у арабов — ответят они весьма неохотно, а окружающие подумают про вас «вот какой расист!»
Никогда, ни при каких обстоятельствах не трогайте национальный вопрос. Это категорически запрещено и действительно опасно. Представьте себе, сколько негативной энергии скопилось на Западе за последние годы вокруг этой проблемы! Она копится, копится и копится, и выхода не находит. Ведь каждый нормальный европеец совершенно уверен, что злиться на хулиганов, отнявших у него мобильник на ночной улице, категорически нельзя, это расизм. Поэтому не нашедшая выхода энергия ищет реализации в своей противоположности — в «антирасистском» психозе. И тут вы, для поддержания светской беседы: «Хотел новую квартиру снять. Приехал, посмотрел, а там в доме одни арабы…» Растерзают! Хотя объективно ничего крамольного вы не сказали. Если бы в доме были одни немцы или одни американцы, и вы бы не захотели снимать там квартиру, так как предпочитаете жить среди французов, никто бы и бровью не повёл.
Поймите, что думать над подобными вопросами в Европе давно разучились. Там массовая истерика. Слова «расизм» является всеобщим пугалом, инструментом охоты на ведьм. Его можно навесить уже практически на что угодно, изначальное его значение забыто. Рассказываю одному образованному и на первый взгляд неглупому французу о том, как проходит отбор иммигрантов в Канаду: там пускают в страну не кого попало, а людей, набравших достаточный рейтинг по итогам заполнения иммиграционной анкеты. Рейтинг составляется из образования, опыта работы по специальности, знания английского и французского языков, возраста и т. д. Ответ француза меня просто поразил: «Но это же расизм!!!» Ну да, конечно. Давай толковый словарь откроем и прочитаем, что же такое расизм: «дискриминация людей по расовым признакам, а также утверждения о неполноценности какой-либо расы в каких бы то ни было проявлениях». Ну и где у канадцев дискриминация по расовым признакам или утверждения о чьей-либо неполноценности? А дискриминация по уровню образования пока ещё нигде не запрещена, даже если она проводится среди цветных. Подумал француз и признал, что, пожалуй, это действительно так. Он ведь всё-таки умный и образованный француз. Отсюда общий вывод, касающийся предстоящих вам в эмиграции бесед с местным населением: нехорошо смеяться над людьми, которые ниже вас интеллектом, это расизм!!!