Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины
Тема 1. Основные понятия теории систем
При изучении темы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.
Определение понятия «система» как методологического средства. Структура и функция системы. Система с отношениями. Мезоморфные и гомоморфные системы. Целое и развитие в теории систем. Различные подходы к общей теории систем. Сложность, устойчивость, адаптация, самоорганизация и синергетика систем. Принцип дополнительности и системный подход. Системный подход и междисциплинарные исследования.
При рассмотрении данной темы необходимо подчеркнуть особую роль системного мышления при рассмотрении сложных объектов; акцентировать внимание на различиях структурного, комплексного и целостного подходов, реализуемых в процессе системного исследования.
Литература по теме
1. Введение в психологию / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1996.
2. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.,1987.
3. Журавлев Г.Е. Системные проблемы развития математической психологии. -М.,1983.
4. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. - М.; Воронеж, 1996.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии -М..2003.
6. Психология. Учебник // Под ред. А.А.Крылова. -М., 1998.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 2001.—Т. 1,2.
Тема 2. Структурно–функциональная организация нервно–психической деятельности как система
При изучении темы необходимо рассмотреть следующие основные вопросы:
Органические предпосылки развития личности как системного явления. Особенности психического отражения как системное явление.
Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы, его функции и разновидности. Структурный и функциональный подход при классификации нейронов как единиц нервной системы.
Функциональная морфология нервной системы. Механизмы и структуры, обеспечивающие интегративную деятельность нервной системы. Понятия нервный центр, принцип доминанты, принцип общего конечного пути; концепция функционального состояния П.К.Анохина.
Особое внимание должно быть уделено вопросу об эволюции взглядов на психику как системное явление. Необходимо отметить значения, которые придается в современном мире системному подходу при организации и проведении различных исследований.
Литература по теме
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. — М., 1997.
2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.; Воронеж, 1996.
3. Бехтерев В.М. Объективная психология. — М., 1991.
4. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. — М., 1994.
5. Братко А.А.,Волков Г.П., Кочергнн А.Н., Царегородцев Г.М.: Моделирование психической деятельности. - М., 1969.
6. Ланге Н.Н. Психический мир. — М.; Воронеж, 1996.
7. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. - М.; Воронеж, 1996.
Тема 3. Системный подход и основные направления современной психологии
При изучении темы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
Системный подход и бихевиоризм. Системный подход и гештальт-психология. Системный подход и психоанализ. Системный подход и трансперсональная психология. Системный подход и когнитивная психология. Системный подход и концепция «физиология активности».
При рассмотрении данной темы необходимо обратить особое внимание на вопрос об элементах системности в различных психологических учениях. Надо подчеркнуть, что оптимальное решение различных проблем в психологии возможно только на основании использования системного подхода.
Литература по теме
1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.; Воронеж, 1996.
2. Введение в психологию / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1996.
3. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. - М.; Воронеж, 1996.
4. Петровский А.В. Психология в России. XX век. — М., 2000.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии -М., 2003.
6. Платонов Ю.Л. Социальная психология трудовой деятельности. - СПб., 1997.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 2001.—Т. 1,2.
8. Психологическая теория коллектива /под ред. Петровского А.В. М., 1999.
Тема 4. Системный подход и общепсихологическая теория деятельности
При изучении темы необходимо рассмотреть следующие вопросы:
Системный подход при отборе и расстановке кадров в процессе профессиональной деятельности. Оценка когнитивных, эмоциональных и мотивационных характеристик человека в рамках профотбора и профориентации как система.
Системный подход к изучению восприятия, воображения, внимания, памяти, эмоций, мышления и речи.
Системный анализ и теория тестов. Методы планирования эксперимента (наблюдения). Кибернетические модели обучения и целенаправленного поведения.
Системный подход и концепция доминанты. Проблема моделирования интеллекта. Системный анализ в психологической теории принятия решений.
Особое внимание должно быть уделено различным точкам зрения по реализации системного подхода в прикладных исследованиях.
Литература по теме
1. Введение в психологию / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1996.
2. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.,1987.
3. Журавлев Г.Е. Системные проблемы развития математической психологии. -М.,1983.
4. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. - М.; Воронеж, 1996.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.: Основы теоретической психологии - М.,2003.
6. Психология. Учебник // Под ред. А.А.Крылова. -М., 1998.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 2001.—Т. 1,2.