Психологическая защита: виды и характеристика
Основные виды психологических защит:
вытеснение как процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств;
регрессия как механизм осуществления неосознанного нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания;
проекция как механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает;
интроекция как символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта;
рационализация как защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы;
интеллектуализация как защитный механизм, предполагающий преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств;
компенсация как бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков;
реактивное формирование как защитный механизм, подменяющий неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями;
отрицание как механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне;
смещение как механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене.
Компоненты структуры личности
Понятие о потребностях. Классификация потребностей (по А.Маслоу). Понятие установки. Методы формирования установки. Понятие мотива и мотивации. Классификация мотивов. Формирование и развитие мотивов в спортивной деятельности. Понятие о задатках и способностях. Классификация и уровни развития способностей. Знания, умения и навыки как уровни освоения действия. Понятие ценностной ориентации личности.
Потребность – отсутствие блага. Благом выступает любой объект, желаемый человеком для получения. Классификация человеческих потребностей (пирамида потребностей по А.Маслоу):
самоактуализации | |||||||||||
эстетические | |||||||||||
познавательные | |||||||||||
уважения (признание социума) | |||||||||||
принадлежности и любви | |||||||||||
безопасности | |||||||||||
физиологические (органические) | |||||||||||
Рис. 8. Пирамида потребностей человека по А.Маслоу.
Установка – готовность действовать определенным образом в определенной ситуации. Воспитание можно рассматривать как процесс формирования комплекса установок.
Мотив – побуждение к действию. Мотивация является совокупностью мотивов, обусловливающих поведение человека. Классификация мотивов: органические, материальные, социальные, духовные и т.д. Формирование и развитие мотивов («хочу – могу – надо»).
Задатки – врожденные (природные) и приобретенные (социальные) качества, на основе которых развиваются способности. Характеристика способностей как качеств, которые обусловливают успех в определенной деятельности. Классификация способностей: специальные (в конкретной области) и общие (сенсомоторные, интеллектуальные и творческие). Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность.
Знание – информация об объекте, его особенностях, возможных операциях с ним и т.д.
Умение – способность реализовать знание, т.е. выполнить действие под контролем сознания.
Навык– автоматизированное выполнение действия с минимальным, но все же контролем сознания, что отличает навык от рефлекса.
Способности | |||||||||||||
Специальные | Общие | ||||||||||||
Психомоторные | Интеллектуальные | Творческие (креативные) | |||||||||||
Рис. 8. Классификация способностей
Задатки – врожденные особенности, на основе которых развиваются способности.
Способности – качества, которые повышают успешность выполнения определенной деятельности.
Выделяют следующие уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Способности могут быть потенциальные и проявиться после определенной подготовительной работы, и актуальные, т.е. доступные для проявления в текущий момент.
Оценка потенциальных способностей производится при отборе к долгосрочной деятельности, когда есть время для их проявления, например, при профотборе. Актуальные способности определяются перед отбором для конкретной деятельности, например, для участия в конкурсе или соревновании.
Ценностная ориентация личности – совокупность жизненных приоритетов конкретного человека, его способ разделения объектов по значимости.
Выделяют терминальные (цели) и инструментальные (средства) ценности личности и их роль в деятельности человека. Существует соционический подход к типологии личности, где в типе комплексно характеризуются поведенческие характеристики. Понятие об индивидуальном стиле деятельности.
Совместимость – способность эффективного взаимодействия. Можно выделить биологическую (между биологическими видами – селекция, генетика и др.), физиологическая (в рамках одного вида на уровне отдельных организмов – группа крови, запах и т.п.) и психическая совместимость.