По семестрам, темам и видам учебных занятий
(очная форма обучения – 5 лет)
№ п/п | Название разделов и тем курса | Всего часов | Количество аудиторных часов | Самост. работа | ||||||||
лекции | семинары | практические занятия | ||||||||||
Раздел 1. Введение | ||||||||||||
1. | Предмет и методы дифференциальной психологии | |||||||||||
2. | История развития дифференциальной психологии | |||||||||||
3. | Обзор теорий индивидуальности | |||||||||||
Раздел 2. Источники индивидуальных различий | ||||||||||||
4. | Психогенетические и психофизиологические основы индивидуально-психологических различий | |||||||||||
5. | Конституциональные основы индивидуально-психологических различий | |||||||||||
6. | Возрастные индивидуально-психологические различия | |||||||||||
7. | Гендерные индивидуально-психологические различия | |||||||||||
8. | Кросс-культурные индивидуально-психологические различия | |||||||||||
9. | Социальные факторы формирования индивидуально-психологических различий | |||||||||||
Раздел 3. Заключение | ||||||||||||
10. | Психодиагностическое измерение человеческих различий | |||||||||||
Всего: | ||||||||||||
(очно-заочная форма обучения – 6 лет)
№ п/п | Название разделов и тем курса | Всего часов | Количество аудиторных часов | Самост. работа | |||
лекции | семинарские занятия | практические занятия | |||||
Раздел 1. Введение | |||||||
Предмет и методы дифференциальной психологии | 7,5 | 0,5 | |||||
История развития дифференциальной психологии | 7,5 | 0,5 | |||||
Обзор теорий индивидуальности | 7,5 | 0,5 | |||||
Раздел 2. Источники индивидуальных различий | |||||||
Психогенетические и психофизиологические основы индивидуально-психологических различий | 7,5 | 0,5 | |||||
Конституциональные основы индивидуально-психологических различий | |||||||
Возрастные индивидуально-психологические различия | |||||||
Гендерные индивидуально-психологические различия | |||||||
Кросс-культурные индивидуально-психологические различия | |||||||
Социальные факторы формирования индивидуально-психологических различий | |||||||
Раздел 3. Заключение | |||||||
Психодиагностическое измерение человеческих различий | |||||||
Всего: | 6,5 | 1,5 | |||||
(заочная форма обучения – 6 лет)
№ п/п | Название разделов и тем курса | Всего часов | Количество аудиторных часов | Самост работа | |||||||||||
лекции | семинары | практич. занятия | |||||||||||||
Раздел 1. Введение | |||||||||||||||
Предмет и методы дифференциальной психологии | 6,5 | 0,5 | |||||||||||||
История развития дифференциальной психологии | 6,5 | 0,5 | |||||||||||||
Обзор теорий индивидуальности | 6,5 | 0,5 | |||||||||||||
Раздел 2. Источники индивидуальных различий | |||||||||||||||
Психогенетические и психофизиологические основы индивидуально-психологических различий | 9,5 | 0,5 | |||||||||||||
Конституциональные основы индивидуально-психологических различий | 7,5 | 0,5 | |||||||||||||
Возрастные индивидуально-психологические различия | 8,5 | 0,25 | |||||||||||||
Гендерные индивидуально-психологические различия | 8,5 | 0,25 | |||||||||||||
Кросс-культурные индивидуально-психологические различия | 7,5 | 0,5 | |||||||||||||
Социальные факторы формирования индивидуально-психологических различий | |||||||||||||||
Раздел 3. Заключение | |||||||||||||||
Психодиагностическое измерение человеческих различий | 0,5 | ||||||||||||||
Всего: | |||||||||||||||
IV. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
4.1 Семинарские занятия
Номера тем дисциплин | Тема семинара | Количество часов |
1,2,3. | Предмет и методы дифференциальной психологии». История развития дифференциальной психологии. Обзор теорий индивидуальности | |
5,6 | Конституциональные основы индивидуально-психологических различий. Возрастные индивидуально-психологические различия | |
Гендерные индивидуально-психологические различия | ||
8,9 | Кросс-культурные индивидуально-психологические различия. Социальные факторы формирования индивидуально-психологических различий. |
4.2 Практические занятия
Номера тем дисциплин | Тема практического занятия | Количество часов |
Психогенетические и психофизиологические основы индивидуально-психологических различий | ||
Психодиагностическое измерение человеческих различий |
V. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ
1. Понятие «индивидуальность» в психологии.
2. Обзор теорий индивидуальности.
3. Развитие дифференциальной психологии в 19-20 веках.
4. Место дифференциальной психологии в системе психологических наук.
5. Понятия индивидуальных различий, внутри- и межгрупповые различия.
6. Методы дифференциально-психологических исследований.
7. Основные математические категории, используемые для описания индивидуальных различий.
8. Наследственность и среда как источники индивидуально-психологических различий.
9. Роль наследственности в детерминации индивидуально-психологических различий.
10. Становление психогенетики как науки о детерминантах индивидуальных различий.
11. Основные методы психогенетических исследований.
12. Половой диморфизм. Теория В.А. Геодакяна.
13. Закономерности, выявленные в психологических исследованиях различий между полами.
14. Роль наследственности и среды в формировании половых различий.
15. Учет возрастных изменений психических функций в дифференциально-психологических исследованиях.
16. Современное состояние кросс-культурных исследований.
17. Генетические и средовые различия между расами.
18. Роль социальных факторов в формировании индивидуальности человека.
19. Основные требования к тестам, применяемым в дифференциально-психологических исследованиях.
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
Основная
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
4. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Изд-во «Речь», 2001.
5. Е.П.Ильин. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. Изд-во «Питер», 2006.
6. Е.П.Ильин. Психология индивидуальных различий. Изд-во «Питер», 2004.
7. Либин А.В. Дифференциальная психология. М., «Смысл», 2001.
8. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
9. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
10. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
11. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. «Педагогика»,1986.
12. Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 2000.
13. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., Изд-во МГУ, 1982.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.
15. Русалов В.М. Биологические особенности индивидуально-психологических различий. М., «Наука», 1979.
16. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.
17. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Изд-во «Речь», 2001.
18. Собчик Л. Психология индивидуальности. СПб.: Изд-во «Речь», 2003.
19. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.
20. Якунин В.А. История психологии. СПб.: Изд-во Михайлова, 2001.
21. Ярошевский М.Г. История психологии. М., «Мысль», 1985.
Дополнительная
1. Биологическое и социальное в развитии человека. / Отв. ред. Б.Ф.Ломов. М., 1977.
2. Брушлинский А.В. О взаимосвязи природного и социального в психологическом развитии человека. / Проблемы генетической психофизиологии. М., «Наука», 1998, с.11-12.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Пед. общество России, М., 2001.
4. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.,1976.
5. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. / Под ред. И.В. Равич-Щербо, М., Педагогика, 1988.
6. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения социальной теории индивидуальности. Психологический журнал. 1986, №4, с.23-35.