По семестрам, темам и видам учебных занятий

(очная форма обучения – 5 лет)

№ п/п Название разделов и тем курса Всего часов Количество аудиторных часов Самост. работа
лекции семинары практические занятия
Раздел 1. Введение
1. Предмет и методы дифференциальной психологии  
2. История развития дифференциальной психологии  
3. Обзор теорий индивидуальности  
Раздел 2. Источники индивидуальных различий
4. Психогенетические и психофизиологические основы индивидуально-психологических различий  
5. Конституциональные основы индивидуально-психологических различий  
6. Возрастные индивидуально-психологические различия  
7. Гендерные индивидуально-психологические различия  
8. Кросс-культурные индивидуально-психологические различия  
9. Социальные факторы формирования индивидуально-психологических различий  
Раздел 3. Заключение  
10. Психодиагностическое измерение человеческих различий  
Всего:
                         

(очно-заочная форма обучения – 6 лет)

№ п/п Название разделов и тем курса Всего часов Количество аудиторных часов Самост. работа
лекции семинарские занятия практические занятия
Раздел 1. Введение    
Предмет и методы дифференциальной психологии 7,5 0,5  
История развития дифференциальной психологии 7,5 0,5  
Обзор теорий индивидуальности 7,5 0,5  
Раздел 2. Источники индивидуальных различий  
Психогенетические и психофизиологические основы индивидуально-психологических различий 7,5   0,5
Конституциональные основы индивидуально-психологических различий  
Возрастные индивидуально-психологические различия  
Гендерные индивидуально-психологические различия  
Кросс-культурные индивидуально-психологические различия  
Социальные факторы формирования индивидуально-психологических различий  
Раздел 3. Заключение  
Психодиагностическое измерение человеческих различий  
Всего: 6,5 1,5
               

(заочная форма обучения – 6 лет)



№ п/п Название разделов и тем курса Всего часов Количество аудиторных часов Самост работа
лекции семинары практич. занятия
Раздел 1. Введение
Предмет и методы дифференциальной психологии 6,5 0,5    
История развития дифференциальной психологии 6,5 0,5    
Обзор теорий индивидуальности 6,5 0,5    
Раздел 2. Источники индивидуальных различий
Психогенетические и психофизиологические основы индивидуально-психологических различий 9,5 0,5  
Конституциональные основы индивидуально-психологических различий 7,5   0,5
Возрастные индивидуально-психологические различия 8,5   0,25
Гендерные индивидуально-психологические различия 8,5   0,25
Кросс-культурные индивидуально-психологические различия 7,5 0,5    
Социальные факторы формирования индивидуально-психологических различий    
Раздел 3. Заключение    
Психодиагностическое измерение человеческих различий 0,5  
Всего:
                               

IV. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

4.1 Семинарские занятия

Номера тем дисциплин Тема семинара Количество часов
1,2,3. Предмет и методы дифференциальной психологии». История развития дифференциальной психологии. Обзор теорий индивидуальности
5,6 Конституциональные основы индивидуально-психологических различий. Возрастные индивидуально-психологические различия
Гендерные индивидуально-психологические различия
8,9 Кросс-культурные индивидуально-психологические различия. Социальные факторы формирования индивидуально-психологических различий.

4.2 Практические занятия

Номера тем дисциплин Тема практического занятия Количество часов
Психогенетические и психофизиологические основы индивидуально-психологических различий
Психодиагностическое измерение человеческих различий

V. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

1. Понятие «индивидуальность» в психологии.

2. Обзор теорий индивидуальности.

3. Развитие дифференциальной психологии в 19-20 веках.

4. Место дифференциальной психологии в системе психологических наук.

5. Понятия индивидуальных различий, внутри- и межгрупповые различия.

6. Методы дифференциально-психологических исследований.

7. Основные математические категории, используемые для описания индивидуальных различий.

8. Наследственность и среда как источники индивидуально-психологических различий.

9. Роль наследственности в детерминации индивидуально-психологических различий.

10. Становление психогенетики как науки о детерминантах индивидуальных различий.

11. Основные методы психогенетических исследований.

12. Половой диморфизм. Теория В.А. Геодакяна.

13. Закономерности, выявленные в психологических исследованиях различий между полами.

14. Роль наследственности и среды в формировании половых различий.

15. Учет возрастных изменений психических функций в дифференциально-психологических исследованиях.

16. Современное состояние кросс-культурных исследований.

17. Генетические и средовые различия между расами.

18. Роль социальных факторов в формировании индивидуальности человека.

19. Основные требования к тестам, применяемым в дифференциально-психологических исследованиях.

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

4. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Изд-во «Речь», 2001.

5. Е.П.Ильин. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. Изд-во «Питер», 2006.

6. Е.П.Ильин. Психология индивидуальных различий. Изд-во «Питер», 2004.

7. Либин А.В. Дифференциальная психология. М., «Смысл», 2001.

8. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

9. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

10. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.

11. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. «Педагогика»,1986.

12. Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 2000.

13. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., Изд-во МГУ, 1982.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

15. Русалов В.М. Биологические особенности индивидуально-психологических различий. М., «Наука», 1979.

16. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

17. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Изд-во «Речь», 2001.

18. Собчик Л. Психология индивидуальности. СПб.: Изд-во «Речь», 2003.

19. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.

20. Якунин В.А. История психологии. СПб.: Изд-во Михайлова, 2001.

21. Ярошевский М.Г. История психологии. М., «Мысль», 1985.

Дополнительная

1. Биологическое и социальное в развитии человека. / Отв. ред. Б.Ф.Ломов. М., 1977.

2. Брушлинский А.В. О взаимосвязи природного и социального в психологическом развитии человека. / Проблемы генетической психофизиологии. М., «Наука», 1998, с.11-12.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Пед. общество России, М., 2001.

4. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.,1976.

5. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. / Под ред. И.В. Равич-Щербо, М., Педагогика, 1988.

6. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения социальной теории индивидуальности. Психологический журнал. 1986, №4, с.23-35.

Наши рекомендации