Развитие архетипов-помощников
Если юный Гефест получит высшее образование, то, вероятно, у него разовьются навыки общения (Гермес), объективный взгляд на мир (Аполлон) и, возможно, даже амбиции (Зевс). Эти аспекты личности очень помогут ему находить мотивацию и эффективно функционировать в мире (в том числе, на работе). Они дают Гефесту возможность приобрести и развить навыки, позволяющие найти работу по душе, договориться о достойной оплате, добиться признания, найти свое место, продать свои творения. Одним словом, они помогают ему следовать своей природе и творчески работать руками. Однако эти более ценимые в мире архетипы могут и не развиться, а мир часто не жалует Гефеста. Тогда мужчина (или женщина) может всю жизнь заниматься делом, которое никогда не станет чем-то большим, чем работа ради заработка, как бы высоко он ни поднялся по служебной лестнице. Лично для него это занятие не будет иметь особого значения, а поэтому не принесет глубокого удовлетворения и не даст возможности для творческого самовыражения. Будучи искусным ремесленником, Гефест получит больше удовлетворения, чем работая в самом роскошном офисе; научные исследования ему намного интереснее, чем работа в отделе продаж; труд хирурга намного увлекательнее, чем управление хирургическим отделением.
Стать чем-то большим, чем Гефест
Когда Гефест находит дело по душе, возникает еще одна проблема: он настолько погружается в работу, что не развивает другие грани своей личности и даже не оставляет для них места. Другие потенциалы в нем заперты, и, даже если он отождествляет себя с позитивными качествами Гефеста, этот архетип его ограничивает. В таком случае мужчине нужно пробудить в себе потребность стать чем-то большим, чем Гефест, чтобы высвободить время и энергию и предпринять шаги для роста.
Избранник Афродиты
Афродита, богиня любви и красоты, выбрала себе в мужья Гефеста. Он не боролся за эту женщину, однако завоевал или добился ее. Точно так же любовь к красивым вещам может от рождения присутствовать в душе мужчины, не являясь результатом образования или даже привычки жить среди красивых вещей. Это дар богини любви и красоты, которая таким образом "выбирает" его. Затем, когда Гефест делает любые вещи, как бы функциональны они ни были, красота и любовь обязательно проявятся в форме, пропорциях, материале. Сделать иначе противно его природе ремесленника и эстета. Чтобы сохранить верность этим внутренним стандартам и достичь новых вершин мастерства, он должен чтить этот союз. Другие могут не ценить либо мастерство, либо эстетическую составляющую работы Гефеста, – и у него самого может возникнуть соблазн недооценивать одну из сторон. Но тогда он утратит радость и удовлетворение от труда. Когда работа рождается от союза Гефеста с Афродитой, он в процессе творчества ощущает прикосновение божества. Гефест становится вдохновенным инструментом, благодаря которому красота проявляется в материи.
Новые родители для Гефеста
Если миф отобразится в жизни, Гефесту могут потребоваться "приемные родители" – люди, которые заменят ему отца с матерью, помогут ему утвердиться, оценят, обучат и, возможно, даже помогут материально. Если кто-то из настоящих родителей отвергает Гефеста за то, что он не отвечает их ожиданиям, это очень ранит его, – но рана может затянуться, если другие люди его оценят, заменив отца или мать. Часто Гефесту нужны "земные" родители, которые научат его работать руками и таким образом заменят "небесных" родителей, отвергающих его за неумение стремиться к успеху и карабкаться по общественной лестнице.
В конечном счете Гефесту нужно найти и развить в себе способность поддерживать и ценить себя и собственные дела. А затем, если он будет работать над развитием своих талантов, миф о Гефесте обещает, что ему удастся преодолеть все несчастья, унижения и препятствия.
Глава 10
ДИОНИС, БОГ ВИНА И ЭКСТАЗА:
мистик, любовник, странник
Утверждать дионисийское начало – значит признавать и понимать ту роль, которую играет в жизни боль и смерть, приветствовать весь спектр ощущений от жизни до смерти, от боли до экстаза, включая травматический опыт, когда человек "рождается", выходя из лона постылого и отупляющего соответствия культурным и семейным ожиданиям.
Том Мур, из книги "Puer Papers" (под редакцией Джеймса Хиллмана)
Дионис – это бог блаженного экстаза и восторженной любви. Но кроме того, он преследуемый бог, страдающий и умирающий бог. Все, кого он любит и кто следует за ним, вынуждены разделить его трагическую судьбу.
Вальтер Ф. Отто, "Дионис. Миф и культ"
Дионис как бог и как архетип близок к природе и к женщинам. Ему хорошо знакомы мистическое царство и мир женщин. Он часто предстает в мифологии как нежеланная и неспокойная стихия, причина конфликтов и безумия, – такую же роль Дионис может играть и в психике мужчины.
Дионис как бог
Дионис (у римлян Бахус) – бог вина и виноделия, а также "бог экстаза и ужаса, неистовства и самого блаженного освобождения"1. Младший из олимпийцев, он единственный среди них, у кого мать – смертная. Виноградная лоза, плющ, фиговое дерево (инжир) и ель – растения, дорогие его сердцу. Его символы в животном мире: бык, козел, пантера, олень, лев, леопард, тигр, осел, дельфин и змея. Его царство "распространяется на всю природу, и в особенности на ее животворную и оплодотворяющую влагу: текущий в дереве сок, пульсирующая в венах кровь, жидкий огонь винограда, таинственные неуправляемые приливные процессы в природе – то, что приходит и уходит"2.
В мифах и ритуалах Диониса окружали женщины: пока он был божественным ребенком, это были мамки и няньки, а потом – очарованные любовницы, неистовые менады и вакханки, одержимые богом Дионисом. Его изображали либо в образе ребенка, либо чаще в образе юноши, завернутого в звериную шкуру, с венком из плюща или винограда на голове и с тирсом в руке (тирс – это жезл, увенчанный еловой шишкой и часто увитый виноградом или плющом).