Психология и педагогика. Редактор Л. И. Турусова
Редактор Л. И. Турусова
Компьютерная верстка М. Б. Позина
Корректор Т. В. Старченкова
Университет Натальи Нестеровой
115230, Варшавское шоссе, 38
тел. / факс 961-31-55, тел. 113-10-65
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
[1] Эрих Фромм (1900 – 1980) – немецко-американский философ, психолог. Область своих исследований определил как «гуманистический психоанализ». Люди – живые открытые системы, в равной степени подверженные влиянию как бессознательных, так и общественных сил. Важнейшая тема его произведений – изоляция и одиночество человека, отчужденность от природы и других людей. Обретая все большую свободу, люди чувствуют себя все более одиноко. Разработал социальную характерологию на основе фрейдовской концепции характера.
[2] Христиан Вольф (1679 – 1754) – немецкий философ, физик, математик; один из учителей Ломоносова. Преобразовал философию Лейбница и превратил ее в господствующее философское учение своей эпохи; его ученики занимали кафедры философии почти во всех немецких университетах. Большинство трудов написано по-немецки, что положило начало немецкой философской терминологии.
[3] Нужно ввести в практику периодические профилактические массовые тестирования, чтобы любой ребенок проходил стандартное комплексное психологическое обследование, как проходят обследование медицинское. Необходимо преодолевать предубеждение против массовых тестирований, так как только с их помощью можно вовремя обнаружить зарождение проблемы, которую еще не видят ни родители, ни педагоги. («Психологическая газета» №4, 1999).
[4] Привлекательная и более подробная информация об ученых дана в разделе 3.
[5] Анна Анастази (1908, США). Ее имя стало синонимом «психометрики» для многих поколений студентов и профессиональных психологов – настолько популярны стали разработанные ею тесты. Тесты возникли из курсов, которые она читала во время своей университетской карьеры. Ее книгу «Психологическое тестирование» называют энциклопедией западной тестологии.
[6] Роршах Герман (1884–1922, Швейцария) – в детстве у него было прозвище «Клекс», намекающее на его способности к рисованию («klecksen» по-немецки «малевать, мазать, сажать кляксы»). Жена русская, эмигрировал в Россию, но вскоре вернулся. Хотел объединить историю религии, социологию и психопатологию в рамках одной дисциплины.
[7] Абрахам Маслоу (1908–1970) – главный представитель движения за человеческий потенциал, которое он называл «третьей силой» в американской психологии. Критиковал другие направления – психоанализ и бихевиоризм за их пессимистические, негативные и ограниченные концепции человека.
[8] Максуэлл Мольц – не психолог по образованию. Он пластический хирург – человек, многие годы отдавший устранению недостатков внешности своих пациентов. Его уникальные, богатейшие по психологическому содержанию наблюдения изложены в книге «Я – это Я, или Как стать счастливым».
[9] Уильям Джеймс (1842 – 1910) – американский мыслитель, философ, психолог; основатель функционализма в психологии. Считал, что «сознательная жизнь представляет собой непрерывный поток», а не состоит из ряда отдельных (дискретных) элементов.
[10] Данные взяты из книги «Психология подросткового и юношеского возраста» Ф. Райса.
[11] Дуглас Хамблин – известный в английской педагогике специалист, автор ряда пособий для учителей по классному руководству и индивидуальной работе с учащимися. Его книга «Формирование учебных навыков» посвящена актуальной сегодня проблеме «научить учиться».
[12] Гештальтпсихология (от нем. гештальт – форма, организация, конфигурация) – течение в Германии в начале XX века. Сторонники этого направления утверждали, что окружающий нас мир состоит из организованных форм и наше восприятие мира также организовано. Общий смысл их утверждений можно выразить следующим образом: целое не равно сумме его отдельных частей.
[13] Жан Пиаже (1896 – 1980) – швейцарский психолог, имеющий мировое признание как исследователь детской психологии. Поставив перед собой задачу выяснить, каким образом индивид познает реальный мир, он пришел к изучению мышления и его развития у ребенка.
[14] Ананьев Борис Герасимович – выдающийся отечественный психолог. Специалист в области психологии чувственного познания, возрастной и дифференциальной психологии.
[15] Франсуа де Ларошфуко (1613–1680) – французский писатель-моралист. В его «Мемуарах» и «Максимах» в афористической форме переданы философские итоги наблюдений над природой человеческого характера.
[16] Б. В. Зейгарник – отечественный психолог, крупный специалист в области патопсихологии. Свое исследование, выявляющее зависимость памяти от динамики мотивационной сферы, Зейгарник выполнила в Берлине под руководством немецкого психолога Курта Левина.
[17] С. Л. Рубинштейн – выдающийся отечественный психолог и философ. Непревзойденный систематизатор, автор одного из лучших учебников «Основы психологии». Основные работы посвящены философским и методологическим проблемам психологии, и прежде всего проблемам сознания, деятельности и личности. Выполнил ряд экспериментальных исследований в области психологии восприятия, мышления и др.
[18] Дэвид Векслер– американский ученый, создавший в 1939 г. первую шкалу интеллекта для взрослых, а через 10 лет – шкалу интеллекта для детей. Эти тесты были стандартизированы во многих странах и до сих пор пользуются признанием со стороны профессионалов. Кстати, сам он считал, что тестирование не является совершенным методом оценки.
[19] Лазурский Александр Федорович (1874–1917) – русский психолог, сотрудник В. М. Бехтерева, автор методики «естественного эксперимента», автор работ в области характерологии и классификации личностей.
[20] Рэймонд Кэттелл(1905–1998, США) – внес фундаментальный вклад в теорию личности. Он полагал, что ядро структуры личности образуют общие и уникальные черты, т. е. постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Основные черты выявляются опросником Кеттелла «16 PF» (1965, 1978).
[21] Льюис Термен (1877–1956) – вошел в историю благодаря вкладу в тестирование интеллекта. Находился под влиянием идей Гальтона и Бине. Высчитав, что коэффициент интеллекта у Гальтона в детстве равнялся 200, он предложил прослеживать истории жизни и деятельности людей, доказавших свою одаренность.
[22] Ллойд де Моз (1931) – о нем пишут, что он «вероятно, первый ученый, который провел доскональное исследование истории детства, не замалчивая при этом факты». Его книги переведены на семь языков. Директор Института психоистории в Нью-Йорке.
[23] Вильгельм Вундт (1832–1920, Германия) – «отец экспериментальной психологии» и «основатель современной психологии». Лейпциг, 1875 – открытие первой лаборатории, центра для всех тех, кто испытывал серьезный интерес к психологии. Все последующие лаборатории создавались по образцу и подобию вундтовской. В его лабораторию приезжали учиться со всего мира. Необычайно плодовит, написал больше, чем Гегель, Дарвин и Маркс вместе взятые. Он был энциклопедист и систематик, имел почти непревзойденную способность к сведению громадной массы фактов в систему.
[24] Эмпедокл (487–424 до Р. Х.) – дрвнегреческий философ и врач. Называл себя врачом, жрецом и чудотворцем. Был почитаем своими учениками как бог. Говорят, что Аристотель называл его изобретателем риторики.
[25] Клавдий Гален (II век) – классик античной медицины, основатель экспериментального метода изучения анатомии и особенно нервной системы; личный врач императора Марка Аврелия; философ греческого происхождения. Считал, что настоящий врач должен быть и философом. «История философии» – учебник, составленный им для студентов-медиков. Сохранилось около ста его трактатов.
[26] Иммануил Кант (1724–1804, Кёнингсберг) – родоначальник немецкой классической философии, философии критицизма, или трансцендентальной философии. Из семьи, где было 12 детей. Имел большой успех как преподаватель.
[27] Эрнст Кречмер (1888–1964) – немецкий психолог, автор знаменитой работы «Строение тела и характер», в которой попытался найти связи, существующие между строением тела человека и его психическим складом.
[28] Уильям Шелдон – американский ученый, в 40-е годы нашего века разработавший свою концепцию темперамента, основанную на выводе о существовании трех основных моделей строения человеческого тела, развивающихся из трех зародышевых слоев и максимально не похожих друг на друга.
[29] Павлов Иван Петрович(1849–1936) – физиолог, лауреат Нобелевской премии 1904 г. Знаменитые «Павловские среды» проходили в его лаборатории с 1921 г. Он заложил основы современной теории научения. На 15-м Международном физиологическом конгрессе был провозглашен самым выдающимся физиологом мира.
[30] По книге А. А. Реана и Я. Л. Коломинского «Социальная педагогическая психология». – СПб., 1999.
[31] Джером Каган(1929, США) – изучал роль биологических факторов в развитии ребенка и их индивидуальные различия. Более поздние исследования касались качеств характера, соотносимых с поведенческими реакциями на незнакомое.
[32] Курт Левин (1890–1947) – крупный немецкий психолог, создатель теоретико-полевой концепции личности и группы в психологии. Исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, которые, воздействуя на него, создают напряжение, заставляющее человека, в свою очередь, стремиться к разрядке и тем самым удовлетворять свои потребности.
[33] Леви Владимир Львович– известный психолог, психотерапевт, врач, исследователь. Автор множества книг и статей, цель которых – помочь, насколько это возможно, каждому человеку лучше понимать себя и других, лучше управлять собой.
[34] Анна Фрейд (1895–1982, Австрия) – младшая среди шестерых детей Фрейда. Увлеклась исследованиями отца в 14 лет. Никогда не была замужем, посвятила жизнь лечению детей с эмоциональными расстройствами, заложила основы новой области исследований – детского психоанализа.
[35] Карен Хорни (1885–1952, Германия) – ранняя представительница феминистского движения. Первая женщина в Германии, получившая разрешение изучать медицину. «Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной», – признавалась она позже. Хорни возражала против теории инстинктов Фрейда и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации.
[36] Ф. Райс «Психология подросткового и юношеского возраста» (СПб.: Издательство «Питер», 2000).
[37] Эрик Берн, американский психотерапевт и теоретик психоаналитического направления, основатель трансактного анализа. «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений», 1961 г. и «Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы», 1972 г. – книги, ставшие бестселлерами. Они переведены на многие языки. Задача автора – помочь людям решать конфликтные ситуации, разбираться в причинах конфликтов.
[38] Виктор Франкл – известный австрийский психиатр и психотерапевт. В своих работах обращается к наиболее важным проблемам человеческого существования, которые стоят за симптомами тех или иных психических нарушений. Человек – это телесно-душевно-духовное целое, и именно эти понятия определяют психическое здоровье человека.
[39] Невроз (гр. neuron – нерв, osis - суффикс, означающий болезнь), термин введен в 1776 г. Психогенные нервно-психические расстройства, заболевания личности. Три классические формы: неврастения (астенический невроз – раздражительная слабость, повышенная возбудимость, легкая истощаемость) возникает при переутомлении, недосыпании; истерический невроз; невроз навязчивых состояний.