Личностной сферы ребенка»
Методические рекомендации к выполнению контрольных точек по учебной дисциплине «Психология»
Для студентов очной формы обучения,
Обучающихся по группе специальностей 050000 «Образование»
Методические рекомендации к выполнению контрольных точек по учебной дисциплине «Психология» для студентов очной формы обучения, обучающихся по группе специальностей 050000 «Образование»
Автор
Попкова М.П. – преподаватель психологии
Методические рекомендации предназначены для студентов очной формы обучения, обучающихся по группе специальностей 050000 «Образование». Данные методические рекомендации составлены в расчете на обязательное количество часов по предмету в соответствии со стандартом, поэтому содержат перечень только обязательных контрольных точек, которые студент обязан выполнить за время изучения курса. В перечень контрольных точек входят как самостоятельные (домашние) работы, так и аудиторные (контрольные и практические). Контрольные точки соотнесены с темами рабочей программы. К каждой контрольной точке даны пояснения о результатах работы (в соответствии со стандартом), алгоритм работы, формы пересдачи неуспешных работ. Данные методические рекомендации позволят студентам выстраивать работу в индивидуальном темпе, в том числе и на опережение, а также при необходимости сдать задолженности по курсу. В методических рекомендациях также даны рекомендации по оформлению работ.
Сборник утвержден на научно-методическом совете ГБОУ СПО СО «РПК», протокол №3 от 9.10.13.
ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж», 2013
Содержание
Контрольная точка 1. «Структура психики»…………………………...4
Контрольная точка 2. «Разработка протокола наблюдения познавательной активности»…………………………………………….4
Контрольная точка 3. «Решение задач по проектированию познавательного развития»……………………………………………...5
Контрольная точка 4. «Составление характеристики познавательного развития сокурсника»……………………………………………………6
Контрольная точка 5. «Разработка протокола наблюдения волевых качеств ребенка»………………………………………………………….7
Контрольная точка 6. «Решение задач по проектированию развития личностной сферы ребенка»……………………………………………..8
Контрольная точка 7. «Составление характеристики личностного развития сокурсника»…………………………………………………....9
Контрольная точка 8. «Проект по развитию творчества на разных учебных предметах»…………………………………………………….10
Контрольная точка 9. «Основные понятия возрастной психологии»……………………………………………………………..11
Контрольная точка 10. «Решение ситуационных задач по возрастным особенностям младшего школьника»…………………………………12
Контрольная точка 11. «Возрастные особенности младшего школьника»……...………………………………………………………12
Контрольная точка 12. «Разработка программы профилактики школьной дезадаптации»……………………………………………….13
Контрольная точка 13. «Программа сплочения коллектива младших школьников»…………………………………………………………….14
Контрольная точка 14. «Пути профилактики возникновения девиаций в школе»…………………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………..16
Приложение 1. Рекомендации по оформлению самостоятельных и домашних работ…………………………………………………………19
Приложение 2. Правила разработки рекомендаций………………….20
Приложение 3. Правила определения и формулирования цели……..20
Приложение 4. Критерии оценки ответа студента…………….……...21
Приложение 5. Возможные дополнительные контрольные точки…..22
Контрольная точка 1.
«Структура психики»
Тип, форма, способ выполнения: контрольная работа (аудиторная, письменная, тест)
Возможности пересдачи:
1) письменная аудиторная работа в дополнительное время
2) домашняя работа. Написать по 5 примеров феноменов на каждый класс психических явлений: психические процессы, психические свойства, психические состояния (с понижением отметки)
Оцениваемые результаты:
- умение работать с основными понятиями психологии: психика, психология, психические явления, психические процессы, психические свойства, психические состояния, субъективное, объективное
- умение применять знания при решении педагогических задач
Примерные задания:
1) дать определение понятий,
2) выбрать из перечня явлений те, которые являются психическими
3) подобрать или классифицировать наблюдаемые феномены как психические процессы, психические свойства или психические состояния
Алгоритм подготовки:
1) выделить родовую и видовую часть каждого понятия,
2) начертить схему соотношений понятий,
3) потренироваться в классификации наблюдаемых в жизни явлений как психических и непсихических,
4) потренироваться в определении класса психических явлений, наблюдаемых в жизни (например, вы испытываете радость – это явление из какого класса: психические процессы, психические свойства или психические состояния?)
Контрольная точка 2.
«Разработка протокола наблюдения познавательной активности»
Тип, форма, способ выполнения: аудиторная (практическая, письменная)
Оцениваемые результаты:
- умение выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности человека
- знание познавательных особенностей человека
Задание:
1) разработать протокол наблюдения для исследования особенностей функционирования познавательных процессов у учащихся
Алгоритм выполнения:
1) выбрать один из познавательных процессов человека, с вашей точки зрения наиболее важный для эффективного обучения ребенка
2) выписать наиболее требуемые свойства данного процесса
3) составить по одному-два наблюдаемому факту, позволяющему оценить уровень проявления выбранного свойства познавательного процесса
4) проверить качество наблюдаемых фактов: отвечают ли они выбранному процессу и соответствующему качеству, выражают ли они поведение ребенка здесь и сейчас (не содержат ли интерпретаций и оценок)
5) оформить табличный вариант протокола. Например:
познавательный процесс | свойства процесса | наблюдаемые факты |
внимание | концентрация | |
объем | ||
переключение |
Контрольная точка 3.
«Решение задач по проектированию познавательного развития»
Тип, форма, способ выполнения: аудиторная, практическая, письменная
Форма контроля:письменное решение задачи
Оцениваемые результаты:
- знание особенностей функционирования всех психических процессов: памяти, мышления, речи, внимания, воображения, восприятия, ощущения.
- умение определять и проектировать условия для полноценного функционирования познавательных процессов,
- умение определять условия, необходимые для развития познавательных процессов у ребенка
Задание:
1) изучить психологические рекомендации по развитию и созданию условий для эффективного функционирования познавательных процессов
2) решить задачу по исследованию и проектированию условий для развития познавательной сферы ребенка
Алгоритм выполнения:
1) внимательно изучить учебное пособие «Психологические рекомендации для обучающихся по организации условий для развития и наилучшего функционирования познавательных процессов у детей»
2) четко определить для себя: какие условия нужно создать для запоминания, для успешного решения задачи, для полноценного высказывания ребенка и т.д.
3) определить 3-5 основных рекомендаций, которые вы могли бы использовать для развития конкретных познавательных процессов у детей при наличии проблемы в развитии этого процесса
4) прочитать задачу, персонально полученную у преподавателя, оформить лист ответа в соответствии с рекомендациями по оформлению домашних и самостоятельных работ (Смотри в приложению к данному пособию)
5) выделить в функционировании каких процессов наблюдаются сложности или недостаточная эффективность
6) дать развернутые рекомендации по каждому процессу, выводы обосновать (т.е. объяснить, как вы пришли к такому выводу)
7) сдать работу преподавателю в течение дух недель после начала изучения темы
Контрольная точка 4.
«Составление характеристики познавательного развития сокурсника»
Тип, форма, способ выполнения: практикум (письменная, аудиторная, по алгоритму)
Оцениваемые результаты:
- умение выявлять индивидуальные особенности функционирования познавательной сферы,
- умение проектировать условия для развития познавательной сферы учащегося (на примере сокурсника)
- умение анализировать и обобщать наблюдения, выделять проблемные области развития
- умение давать рекомендации по учету особенностей познавательного развития ребенка в процессе организации его деятельности и общения.
Задание:
Написать развернутую характеристику познавательного развития сокурсника по итогам наблюдения его деятельности
Алгоритм выполнения:
1) изучить лекции по разделу «Человек как субъект познания», уточнить характеристики, виды, свойства каждого познавательного процесса,
2) определить наблюдаемые признаки функционирования каждого познавательного процесса,
3) в течение двух недель вести наблюдение за проявлениями познавательных процессов у одного из сокурсников в учебной и внеучебной ситуациях, по ходу наблюдения зафиксировать наблюдаемые факты и промежуточные выводы,
4) по окончании срока наблюдения проанализировать полученные факты, обобщить наблюдения, сделать обобщенные выводы по каждому познавательному процессу,
5) письменно изложить выводы, подтверждая их наблюдаемыми фактами. Фамилию и имя сокурсника указать в работе!
6) выделить проблемные зоны познавательного развития испытуемого
7) дать рекомендации по работе с данным учащимся (требования к рекомендациям смотри в приложении к данному пособию)
Контрольная точка 5.
«Разработка протокола наблюдения волевых качеств ребенка»
Тип, форма, способ выполнения: аудиторная (практическая, письменная)
Оцениваемые результаты:
- умение выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности человека
- знание индивидуальных особенностей человека
Задание:
1) предварительно до начала занятия выписать из словаря 7-8 волевых качеств личности вместе с определением
2) разработать протокол наблюдения для исследования волевых качеств учащихся
Алгоритм выполнения:
1) выбрать из заготовленного перечня волевых качеств пять наиболее важных
2) составить по одному наблюдаемому факту, позволяющему оценить уровень проявления конкретного волевого качества
3) проверить качество наблюдаемых фактов: отвечают ли они выбранному процессу и соответствующему качеству, выражают ли они поведение ребенка здесь и сейчас (не содержат ли интерпретаций и оценок)
4) оформить табличный вариант протокола. Например:
волевое качество | наблюдаемые факты |
целеустремленность | |
самоконтроль |
Контрольная точка 6.
«Решение задач по проектированию развития
личностной сферы ребенка»
Тип, форма, способ выполнения: самостоятельная (домашняя, устная по выданным учебным материалам)
Форма контроля:письменное решение задачи (по разработкам преподавателя)
Оцениваемые результаты:
- знание особенностей всех психических особенностей и состояний человека: самосознания, самооценки, характера, темперамента, способностей, эмоций, чувств, волевых качеств, потребностей, интересов и т.п.
- умение определять и проектировать условия для развития отдельных личностных качеств,
- умение учитывать личностные особенности ребенка в работе с ним
Задание:
1) изучить психологические рекомендации по развитию личностных особенностей ребенка
2) решить задачу по исследованию и проектированию условий для развития личностной сферы ребенка
Алгоритм выполнения:
1) внимательно изучить учебное пособие «Психологические рекомендации для обучающихся по организации условий для развития личностных особенностей у детей»
2) четко определить для себя: какие условия нужно создать для нормализации самооценки, для появления у ребенка новых интересов, стремлений, развития высших чувств и т.д.
3) определить 3-5 основных условия, которые вы могли бы создать для развития конкретных личностных свойств у детей при наличии проблемы в развитии конкретного свойства
4) прочитать задачу, персонально полученную у преподавателя, оформить лист ответа в соответствии с рекомендациями по оформлению домашних и самостоятельных работ (смотри в приложению к данному пособию)
5) выделить какие свойства личности недостаточно развития или в каких наблюдаются искажения развития
6) дать развернутые рекомендации по каждому свойству, выводы обосновать (т.е. объяснить, как вы пришли к такому выводу)
7) сдать работу преподавателю в течение двух недель после начала изучения темы
Контрольная точка 7.
«Составление характеристики личностного развития сокурсника»
Тип, форма, способ выполнения: самостоятельная (письменная, по алгоритму)
Оцениваемые результаты:
- знание закономерностей развития человека как субъекта деятельности и отношений
- умение выявлять индивидуально-типологические особенности ребенка
- умение работать с профессиональной информацией (анализировать, систематизировать, обобщать, выводить умозаключения и т.п.)
- умение презентовать результаты исследований, оформлять отчеты
Задание:
Составить развернутую характеристику личностной сферы сокурсника.Фамилию и имя сокурсника указать в работе!
Алгоритм выполнения:
1) изучить лекции по разделу «Человек как личность», уточнить характеристики, виды, свойства каждого психического свойства или состояния,
2) определить наблюдаемые признаки способностей, характера, темперамента, мотивации, волевого развития, эмоционально-чувственных проявлений и т.п.,
3) в течение двух недель вести наблюдение за проявлениями личностных свойств у одного из сокурсников в учебной и внеучебной ситуациях, по ходу наблюдения зафиксировать наблюдаемые факты и промежуточные выводы,
4) по окончании срока наблюдения проанализировать полученные факты, обобщить наблюдения, сделать обобщенные выводы по каждому психическому свойству или состоянию, ставшего личностной чертой,
5) письменно изложить выводы, подтверждая их наблюдаемыми фактами.
6) выделить проблемные зоны личностного развития испытуемого
7) дать рекомендации по работе с данным учащимся (требования к рекомендациям смотри в приложении к данному пособию)
Контрольная точка 8.
«Проект по развитию творчества на разных учебных предметах»
Тип, форма, способ выполнения: подготовленная аудиторная (практическая, письменная)
Оцениваемые результаты:
- умение применять знания по психологии при решении педагогических задач
- знание закономерностей развития человека как личности, как субъекта деятельности
- знание основ психологии творчества
Задание:
1) разработать групповой проект по развитию творческих способностей детей в ходе учебного процесса (кроме предметов эстетической направленности)
Алгоритм выполнения:
1) объединиться в группы по 3-4 человека, выбрать учебный предмет общий для данной подгруппы
2) до начала занятия каждому члену подгруппы собрать приемы, методики, процедуры, задания, игры и т.п., которые позволяют развивать различные качества ребенка, составляющие творческие способности (5 штук): гибкость мышления, нестандартность решений, оригинальность образов, идей и суждений, способность видеть предмет под разными углами зрения, готовность действовать в нестандартной ситуации и без опоры на алгоритм или образец.
3) на занятии членам группы проанализировать собранный материал и сгруппировать его по составляющим творческих способностей.
4) представить материал на общее обсуждение в группе,
5) оформить материал в электронном варианте.
Контрольная точка 9.
«Основные понятия возрастной психологии»
Тип, форма, способ выполнения: контрольная (письменная, аудиторная, тест)
Возможности пересдачи:
письменная аудиторная работа в дополнительное время
Оцениваемые результаты:
- владение основными понятиями: условия развития, факторы развития, предпосылки развития; период развития, возраст, возрастная норма, идеальная норма; развитие, созревание, рост,
- умение проектировать среду для развития ребенка
Примерные задания:
1) установить соотношение понятий (условия, факторы, предпосылки развития; возраст, возрастная норма, идеальная норма; развитие, созревание, рост)
2) привести примеры условий, факторов, предпосылок развития, роста, созревания, развития,
Алгоритм выполнения:
1) выделить родовую и видовую часть каждого понятия,
2) начертить схему соотношений понятий,
3) подобрать примеры факторов, условий, предпосылок собственного развития, признаки роста, созревания, развития в собственном организме и психике
Контрольная точка 10.
«Решение ситуационных задач по возрастным особенностям младшего школьника»
Тип, форма, способ выполнения: аудиторная, решение задачи
Возможности пересдачи:
1) взять готовую задачу и решить ее письменно дома (с понижением отметки)
2) самостоятельно описать наблюдения за ребенком и сделать заключение об уровне развития младшего школьника: достигает ли он нормы развития.
Оцениваемые результаты:
- знание механизма психического развития в младшем школьном возрасте: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, новообразования,
- знание возрастных закономерностей развития ребенка,
- знание закономерностей развития ребенка как субъекта учебной деятельности
- умение применять знания по психологии при решении педагогических задач
Задание:
Определить степень достижения ребенком нормы развития
Алгоритм выполнения:
1) определить описанные в тексте признаки развития интеллектуальной сферы, личностной сферы, психосоциальной сферы, сгруппировать наблюдения и выводы по трем указанным сферам,
2) сопоставить выделенные признаки с нормой развития в младшем школьном возрасте, сделать промежуточные выводы,
3) сделать общий вывод о развитии разных сфер с указанием проблемных линий развития.
Контрольная точка 11.
«Возрастные особенности младшего школьника»
Тип, форма, способ выполнения: контрольная аудиторная (письменная)
Возможности пересдачи:
1) письменная аудиторная работа в дополнительное время
2) домашняя работа. Составить схему (карту) возрастных особенностей младших школьников (познавательного, личностного, социального).
Оцениваемые результаты:
- знание возрастных особенностей обучающихся,
- умение учитывать возрастные особенности детей в образовательном процессе
Примерные задания:
1) составляющие механизма психического развития,
2) особенности функционирования познавательных процессов,
3) особенности развития личности,
4) особенности общения,
5) задачи типа «определить: насколько развитие ребенка соответствует норме»
Алгоритм подготовки:
1) выделить по 1-2 важнейшие характеристики для познавательной, личностной, социальной сферы, придать им максимально краткую формулировку
2) вспомнить (например с практики) или пронаблюдать (при возможности) примеры проявления выделенных качеств у реальных детей. Подобрать наиболее яркие примеры проявления возрастных особенностей у конкретных реальных детей.
Контрольная точка 12.
«Разработка программы профилактики школьной дезадаптации»
Тип, форма, способ выполнения: аудиторная (практическая, письменная)
Оцениваемые результаты:
- умение применять знания по психологии при решении педагогических задач
- соотношение понятий «адаптация» и «дезадаптация»
- знание понятия, причин, мер профилактики и коррекции дезадаптации,
- знание возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников
Задание:
1) разработать и оформить в печатном виде (можно в электронном варианте) программу профилактики дезадаптации в школе
Алгоритм выполнения:
1) изучить теоретический материал по вопросам адаптации и дезадаптации ребенка в школе
2) определить цель работы педагога в первые полгода обучения ребенка в школе
3) определить круг субъектов заинтересованных и способных обеспечить условия для успешной адаптации ребенка в школе
4) определить перечень типичных проблем, возникающих у ребенка в период адаптации (вспомнить виды деятельности ребенка, новые условия с которыми он сталкивается в школе по сравнению с детским садом)
5) перечислить индивидуальные особенности детей, которые позволяют отнести его к группе риска
6) на основании выделенных субъектов и возможных проблем сформулировать задачи педагогической деятельности по профилактике дезадаптации
7) планировать мероприятия (что конкретно делать), позволяющие не допустить возникновение проблемы
8) оформить программу в табличном варианте
задача деятельности | мероприятие и ли мероприятия | планируемый результат мероприятия | сроки |
Контрольная точка 13.
«Программа сплочения коллектива младших школьников»
Тип, форма, способ выполнения: самостоятельная (разработка рекомендаций для учителя)
Оцениваемые результаты:
- знание особенностей общения в младшем школьном возрасте,
- знание понятий «группа», «коллектив», «сплоченность», «психологический климат»,
- умение применять знания по групповой динамике в решении педагогических задач
Задание:
Разработать рекомендации для учителя по сплочению класса и формированию климата в нем в определенной ситуации.
Примерные ситуации:
1) дети в классе сильно различаются по уровню развития
2) конфликтный класс,
3) только что образованный класс (первоклассники)
4) формирование коллектива путем объединения частей 2-3 классов
5) пассивные дети
6) очевидное расслоение класса на детей из обеспеченных и малообеспеченных семей
Алгоритм выполнения:
1) изучить требования к составлению рекомендаций,
2) внимательно изучить описание ситуации в группе, выделить проблему,
3) поставить цель работы учителя с классом (смотри Приложения к данному пособию)
4) составить последовательность мероприятий (игр, классных часов, встреч, коллективных дел, вечеров, внеучебных мероприятий и т.п.), обосновать выбор и последовательность каждого мероприятия.
Контрольная точка 14.
«Пути профилактики возникновения девиаций в школе»
Тип, форма, способ выполнения: самостоятельная, практическая, индивидуальная
Форма контроля: презентация группе
Оцениваемые результаты:
- знание понятия, причин, мер профилактики и коррекции девиантного поведения,
- умение применять знания по психологии при решении педагогических задач,
- знание возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников
Задание:
1) подобрать в источниках (и/или откорректировать) или разработать конспект классного часа с целью профилактики возникновения девиантного поведения
Алгоритм выполнения:
1) определить тип девиации, с которой вы считаете актуально работать в настоящее время,
2) поставьте цель работы,
3) подберите разработку классного часа, которая удовлетворяет цели,
4) продумайте форму представления данного классного часа группе ваших сокурсников
Список литературы
Основные источники
1. Возрастная психология: Детство, юношество, отрочество: Хрестоматия /сост. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М: «Академия», 1999.
2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. Дружинина В.Н. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.
3. Дубровина Л.В., Данилова Е.Н., Прихожан A.M. Психология. - М.: Академия, 1999.
4. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М: «Академия», 1997.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М: «Академия», 2003.
Дополнительные источники
1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов на Дону, 2000.
3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов на Дону «Феникс», 2000.
4. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М: «Смысл», «Академия», 2004.
5. Венгер Л.А., Мухина Б.С. Психология. - М., 1987.
6. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия // И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М: «Академия», 1998.
7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2-х частях. – М: ВЛАДОС, 2005.
8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова М.А. Возрастная и педагогическая психология. – М: Педагогическое общество России, 2003.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996.
10. Голубева Э.Б. Способность и индивидуальность. - М., 1993.
11. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. – М: «Академия», 2005.
12. Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения. – М: «Академия», 2004.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов на Дону: «Феникс», 1997.
14. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – М: Академия, 2004.
15. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб: «Питер», 2008.
16. Крайг Г. Психология развития. –2002.
17. Крысько В.Г. Педагогика и психология. Вопросы и ответы. Опорные схемы. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М: «ТЦ Сфера», 2001.
19. Маклаков А.Н. Общая психология. – СПб.: Питер-пресс.
20. Марцинковская Т.Д. Психология развития. – М: «Академия», 2001.
21. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: «Просвещение», 1995.
22. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Психология образования.
23. Обухова Л.В. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.
24. Общая психология: Курс лекций. /Сост. Рогов Е.И. – М.:ВЛАДОС, 2001.
25. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. – М: ИНФРА-М, 2007.
26. Пономарев А.Я. Психология творчества. – Издательство «Наука», 1976 г.
27. Психологический словарь / под ред. Зинченко В.П, Мещерякова Б.Г. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.
28. Психологический словарь/под ред. Петровского, Ярошевского
29. Психология личности в трудах зарубежных психологов / сост. А.А.Реан. – СПб: «Питер», 2000.
30. Психология младших школьников. /Под ред. З.В. Давыдова. - М., 1990.
31. Психология человека от рождения до смерти / ред А.А.Реан – СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2002
32. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - Спб., 1999.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер-пресс, 2003.
34. Столяренко Л.Д, Столяренко В.Е. Психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000.
35. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Р/на Дону: «Феникс», 2000.
36. Теплов В.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
37. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М: «Академия», 2002.
38. Черемошкина Л.В. Психология памяти. – М: «Академия», 2002.
39. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М: Акаденмический проект, Трикста, 2005
40. Эльконин Д.В. Детская психология. – М: «Академия»,2004.
41. Эльконин Д.В. Психология развития. – М: «Академия»,2001.
РЕСУРСЫ Internet
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php Библиотека Гумер – психология (книги)
http://psibook.com/ Психология человека/ Статьи по всем разделам психологии (общая, возрастная, гендерная, теории личности и т.д.)
http://humanpsy.ru/ Психология человека/ Сайт учебного и учебно-методического творчества кафедры психологии человека РГПУ им. Герцена А.И. (Санкт-Петербург)
http://psycheia.ru Психология для студентов
http://www.modern-psychology.ru/ Современная психология/ Официальный сайт психолога Иванова М.П. (статьи)
http://www.psyznaiyka.net/ Статьи по общей психологии (разные психические качества, процессы, свойства)
http://azps.ru/articles/cmmn/index.html Материал по разным понятиям психологии
http://www.voppsy.ru/ Журнал Вопросы психологии
http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html Психологический журнал
http://www.psychology.su/ Журнал «Психология»
http://psyjournals.ru/ Портал Психологических периодических изданий
Приложение 1