Упражнение «Кузнец Родион»
Участники, объединенные в подгруппы, слушают отрывки из рассказа А. П. Чехова «Новая дача». Затем они должны словами кузнеца Родиона попробовать передать слова инженера Кучерова — так, как их понял, по их мнению, Родион.
Рассказ «Новая дача» был выбран потому, что в нем есть
|авильный ответ»: кузнец Родион действительно передает е слова инженера Кучерова. [ри подведении итогов упражнения каждая подгруппа мо-сверить свою формулировку с чеховской. Отрывки из рассказа Чехова -«Новая дача» ...В усадьбе по вечерам жгли бенгальские огни и ракеты, и мимо Обручанова проходила на парусах лодка с красными фонариками.
Однажды утром приехала на деревню жена инженера Елена Ивановна с маленькой дочерью в коляске с желтыми колесами, на паре темно-гнедых пони.
Это было как раз в навозницу, и кузнец Родион, высокий, тощий старик, без шапки, босой, с вищми через плечо, стоял около своей грязной, безобразной телеги и, оторопев, смотрел на пони, и видно было по его лицу, что он раньше никогда не видел таких маленьких лошадей...
Елена Ивановна посматривала на избы, как бы выбирая, попом остановила лошадей около самой бедной избы, где в окнах было столько детских голов — белокурых, темных, рыжих. Сте-панида, жена Родиона, полная старуха, выбежала из избы, пла-пок у нее сполз с седой головы.
~ Это твоим детям, — сказала Елена Ивановна и подала ей Щи рубля.
Степанида вдруг заплакала и поклонилась в землю. Родион т°же повалился, показывая свою широкую, коричневую лысину, и при этом едва не зацепил вилами свою жену за бок...
-Лычковы, отец и сын, захватили у себя на лугу двухрабочихло-
шодей, одного пони и мордатого альгаузского бычка, и вместе сры-
*"* Володькой, сыном кузнеца Родиона, пригнали в деревню. Поз-
вали старосту, набрали понятых и пошли смотреть на потраву...
Вечером инженер прислал за потраву пять рублей, и обе ло-
оди, пони и бычок, не кормленные и не поенные, возвращались
°мой, понурив головы, как виноватые, точно их вели на казнь...
ГЛАВА 4
В деревне бабы не спали всю ночь и беспокоились. Родион то-же не спал.
— Нехорошее дело, — говорил он, ворочаясь с боку на бок и вздыхая. — Осерчает барин, тягайся потом... Обидели барина... ох, обидели, нехорошо.
Как-то мужики, и Родион в их числе, ходили в свой лес делить покос, и, когда возвращались домой, им встретился инженер../-;
— Здравствуйте, братцы! — сказал он. Мужики остановились и поснимали шапки.
— Я давно уже хочу поговорить с вами, братцы, — продолжал он. — Дело вот в чем. С самой ранней весны каждый день у мент в саду и в лесу бывает ваше стадо. Все вытоптано, свиньи изрыли ■ луг, портят в огороде, а в лесу пропал весь молодняк. Сладу неж с вашими пастухами; их просишь, а они грубят. Каждый день у мёШ ня потрава, и я ничего, я не штрафую вас, не жалуюсь: между тем вы загнали моих лошадей и бычка, взяли пять рублей. Хорошо ли' это? Разве это по-соседски? — продолжал он, и голос у него был такой мягкий, убедительный, и взгляд не суровый. — Разве так поступают порядочные люди? Неделю назад кто-то из ваших срубил у меня в лесу два дубка. Вы перекопали дорогу в Ереснево, и теперь мне приходится делать три версты кругу. За что же вы вредите мне на каждом шагу? Что я сделал вам дурного, скажите, Бога ради? Я и жена изо всех сил стараемся жить с вами в мире и согласии, мы помогаем крестьянам как можем... Вы же за добро платите нам злом. Вы несправедливы, братцы. Подумайте об этом. Убедительно прошу вас, подумайте. Мы относимся к вам по-человечески, платите и вы нам тою же монетою.
Повернулся и ушел. Мужики постояли еще немного, надели шапки и пошли. Родион, который понимал то, что ему говорили, не так, как нужно, а всегда как-то по-своему, вздохнул и сказал'.
— Платить надо. Платите, говорит, братцы, монетой...
Инженер, по-видимому, стал раздражителен, мелочен и в каждом пустяке уже видел кражу или покушение... Как нарочно, кто-то (из мужиков или босяков — неизвестно) снял с телеги новые колеса и обменял их на старые, потом, немного погодя, унесли две уздечки и клещи, и даже в деревне начался ропот...
Как-то шли толпой из леса, и опять по дороге встретился инженер. Он остановился и, не поздоровавшись, глядя сердито по на одного, то на другого, начал:
— Я просил не собирать грибов у меня в парке и около двора> оставлять моей жене и детям, но ваши девушки приходят чуть
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АДЛЕРА
веп, и потом не остается ни одного гриба. Проси вас или не проси — это все равно. Просьба, и ласки, и убеждение, вижу, все бесполезно.
Он остановил свой негодующий взгляд на Родионе и продолжал:
— Я и жена относились к вам как к людям, как к равным, а вы? Э, да что говорить! Кончится, вероятно, тем, что мы будем вас презирать. Больше ничего но остается!
И, сделав над собой усилие, сдерживая свой гнев, чтобы не сказать еще чего-нибудь лишнего, он повернулся и погиел дальше.
Придя домой, Родион помолился, разулся и сел на лавку рядом с женой.
— Да... — начал он, отдохнув. — Идем сейчас, а барин Кучеров навстречу... Да...
Вопрос: Как передал слова инженера Кучерова кузнец Родион своей жене? Что он ей сказал? Попробуйте сформулировать это его словами.
При обсуждении итогов упражнения важно обратить внимание на то, насколько многозначно могут быть истолкованы наши собственные или чужие слова и насколько необходимы уточнение и проверка нашего понимания другого человека. Кроме того, чеховская проза каким-то образом дает эффект психологического расширения, раздвигая горизонты психологического видения.