Связь представления о своих способностях с мотивом
Асимметричность вывода о своих способностях после успеха и неуспеха у людей с мотивами достижения успеха и избегания неуспеха привела как Куклу (Kukla, 1972а, Ь), так и Мейера (Meyer, 1973b) к предположению о том, что мотивируемые
успехом люди воспринимают себя как более одаренные, чем мотивируемые неуспехом. При этом остается открытым вопрос о том, соответствует ли это связанное с мотивом различие представления о своих способностях действительным различиям в одаренности.
Уже довольно долго идут споры о том, считают ли мотивируемые успехом люди свои способности выдающимися, а мотивируемые неуспехом — недостаточными (см.: Heckhausen, 1980, S. 588 и далее и Meyer, 1984 a, b, S. 151 и далее). Вопрос заключается прежде всего в том, связаны ли различные типы атрибуции (см. главу 14) с различиями мотивов или же с различиями представления о своих способностях. В 8 из 13 релевантных этому вопросу исследований Мейер обнаружил знач и-мую взаимосвязь между мотивом достижения и оценкой своих способностей: мотивируемые неуспехом люди считали себя менее способными в соответствующей сфере деятельности.
Многие факты говорят в пользу того, что связь представления о своих способностях с мотивом зависит от использования для измерения мотива той или иной методики. Если для определения мотива избегания неуспеха применяется TAQ (Опросник экзаменационной тревожности) или другой опросник, то мотивация избегания неуспеха, помимо всего прочего, непосредственно определяется через низкую оценку своих способностей (Nicholls, 1984). Это было ясно продемонстрировано в корреляционных исследованиях Халиша и Хекхаузена (Halisch, Heckhausen, 1988; ср. главу 8). Различий в представлениях о своих способностях между обеими Мотивационными группами не возникает лишь в том случае, когда обе Мотивационные тенденции измеряются с помощью ТАТ.
Алфавитный указатель
А
агрессивность 50, 112
агрессия 27, 140, 169, 200, 351, 485, 546, 582, 599, 668, 719, 724
активации, теория 184
активации, уровень 719
активация понятие 184
уровень 102, 189, 197-198
альтруизм 443
альтруизма,парадокс 448
апперцепция 61
ассоциативный эквивалент 65
ассоциации сила 65
атрибуции, куб Келли 37, 52
атрибуции, теория 83
атрибуция 514, 615, 622, 627-628, 646, 649, 651, 655, 658-659, 668, 685, 707, 759, 766
асимметрия 656, 680, 713
исследования 668
теории 467, 616, 620, 664, 668, 688, 710, 716
атрибуция ответственности 663
аффекты 688, 695, 703
аффилиации, действия 368 а
аффилиация 50, 77, 443, 549, 561, 577, 605
мотив 388, 425, 546, 599, 602-603, 608, 613
мотивация 546, 569, 598-599
Б
базовые эмоции как рудиментарные системы 134 б
беспомощность 759, 764, 773
исследования 760, 768
теории 760, 768
бихевиоризм 99, 248, 250
близость 351
мотив 546, 572
мотивация 546, 549, 570
боязнь неудачи 380
В
валентность 75, 80, 176, 223, 230, 237, 292, 294, 400, 435, 636, 737
сила 247
валентность (продолжение)
функция 396, 435
Валинса, эффект 199 ВАРС 100-101, 103, 105, 184
власти, мотив 566, 574 власть 27, 77, 140, 351, 443, 487, 519 562, 575, 595, 719
действия 368, 579, 588
источники 578
мотив 579
мотивация 575, 580, 592, 597
объект 595
приобретение 599
влечение 72, 92, 99, 130, 144, 151, 155, 160, 166, 169, 179, 185, 193, 223, 254, 265, 351
индукции теория 275
индукция 265
редукции модель 73
редукции теория 153, 264
редукция 91, 96, 100, 158, 164,
171, 189, 250, 265 сила 156, 164, 167, 178, 180,
184, 250 теории 94, 151, 157, 163, 167, 172, 192 теория 175 теория (Халл) 232
влечения, теория 351
внимание 61, 358, 365, 421, 427, 651
гипотеза 358
внутренние стимулы 193
внушение 306
ностгишютическое 306
возбуждение 98
возбуждения, потенциал 188-189, 191
волеиос действие 66
волевой акт 58, 61, 66, 75, 304, 308
первичный 306
волевые процессы 30, 44, 50, 58, 61,
81, 219, 304
воли, проблема 304
воли, сила 65 воля 29, 54, 304
врожденный запускающий механизм 511
врожденный пусковой механизм 70
выбора риска, модель 350, 386, 674, 688, 699, 709, 713, 731, 740-741, 744, 750
выученная беспомощность 681, 752, 761
Вюрцбургская школа 58, 64, 67, 72
г
гнев 194, 201, 496
годологические понятия 234
групповой отбор 445
д
давление ситуации 47, 77
двигательная реакция 63
двухфакторнаятеория эмоций Шахтера 193, 196
действие 54, 61, 66, 83, 147
инициирование 43
путь 234
результат 296
цель 27, 39
депрессия 761, 764
десенсибилизация 365
детерминирующая тенденция 58, 63-64, 67, 75, 227
деятельность 27 динамическая действия 382, 745
решетка устремлений 120 действия 42, 50, 53, 80
диссонанс83
диссонансакогнитивного редукция 207
диссонанса, редукция 622
доминирование 491, 497
достижения 140, 362, 367, 719
деятельность 81, 147, 148, 669, 688, 710, 722, 737, 776
мотив 39, 81, 148, 168, 361, 369, 372, 385, 388, 416, 419,428, 437, 442, 562, 564, 565, 574, 599, 609, 705,711, 713, 737, 776,782,789
мотивация 84, 217, 367, 372, 375, 394, 439, 563, 598, 599, 606, 739, 769
ситуация 562
Ж
жизненное пространство 235
задания, сложность 723, 739, 762 закон эффекта 88, 93, 153, 250, 254,
259, 260
замещающие действия 245 Зейгарник, эффект 229,.241, 377,
414, 745, 778
И
избеганию, научение 173, 270, 754, 763 избегания, реакции 173 иллюзия контроля 653, 768 инерционная тенденция 80 инстинкт 54, 56, 67, 86, 122-123, 125, 134, 226
дискуссия об инстинктах 69, 90, 124, 153
теории 69
инстинкта, понятие 122, 125, 157 инстинктивное поведение 70 инструментальное(оперантное) обусловливание 57, 98-99, 152, 173, 267,
270, 470
инструментальность 77, 295, 517, 736, 742
модель 294, 731
теории 76, 81, 225, 276, 292, 737
теория (Врум) 300
интеллект 226
иптсракциопизм 127
дискуссия об инерракционизме 109
интроспекция 60, 64, 98, 619
информация
переработка 361, 620, 720, 779
й
Йеркса—Додсона, правило 46,80, 184
К
Катарсис гипотеза 536
каузальная атрибуция 462
каузальные схемы 644, 673
квази потребность 46, 65, 75, 229, 239, 242, 253, 760
классификации, проблема 149
классическое обусловливание 57, 93, 153, 171, 194, 212, 263, 267, 270, 470, 752
ковариация модель 515, 638, 646, 658
принцип 639
когнитивный дефицит 768
диссонанс 193, 205, 622
консумматорная реакция 162
контроль мотивация 628, 665
контроль (продолжение)
над действием 45, 67, 139
над усилиями 427
конфликт 175-176, 248
модель 94, 177, 180, 182
теория 192
конфликтная ситуация 176
критериальные параметры 639
Л
лабораторные исследования 512
латентное научение 253, 263, 268, 271,275
личности и окружения, отношения 118, 126, 143
личности и ситуации, взаимодействие 28,41
личностные диспозиции 33, 67, 111, 382, 475, 481
личность модель 227, 237, 246, 256
локус контроля 669, 684
Лувенская школа 66
м
ментальная хронометрия 63
мета- атрибуция 629
метаволя 62
метамотивация 62
модель выбора риска 28, 79, 80, 225, 276, 284, 295
модель ожидаемой ценности 28, 41, 553
моральность цели 585
мотив 26, 30, 35, 38, 49, 51, 54, 108, 115,117, 126, 142, 147, 150, 350, 706
актуализация 126
измерение 370
сила 424
мотивации, сила 417
Мотивационная тенденция 28, 30, 41, 412
Мотивационные диспозиции 109, 116, 150, 167
Мотивационным закон трудности 46, 67
мотивация 28, 30, 40, 50, 54, 111, 115 150, 154, 223, 250, 254, 350, 400, 404, 419, 443
исследования 25
модель 362
внешняя 717. 726
внутренняя 717, 733
мотивы классификация 112, 115, 121-122
н
навык 57, 91, 351
надежда на аффилиацию 553, 555, 559, 564, 568
на успех 376, 379
намерение 328, 341, 349
образование 43
приписывание 468, 514
напряжения, состояние 228, 242
напряженная система 229
настойчивость 411, 421, 690, 699, 702, 710, 787
научение 164, 224, 249, 261, 267
по образцу 520
неконгруэнтность 186
неудача 655, 661, 668, 736, 748,
756, 769, 773
номотетическая ловушка 34, 52, 85, 111,121
норма взаимности 459, 468, 477
ответственности 455
социальной ответственности 455, 459, 479, 505
О
обусловливание 352
обязательство 210, 219
Овсянкиной, эффект 414
ожидание результата действия 519
ожидаемой пользы, модель 785
ожидаемой ценности, матрица 255
ожидаемой ценности модель 30, 77,
97, 483, 518, 599, 699, 732
теории 224, 241,257, 272, 292-293, 303
ожидание 28, 35, 41, 44, 48, 222-223, 233, 234, 248, 254, 257, 269, 270, 298, 301, 553, 569, 657
изменение 682, 714
ситуация—результат 737, 743
успеха 681
успеха и валентность 282
эффекты 652
оказание помощи 27, 140
окружения, модель 223, 227, 230, 232, 248, 256
опросник экзаменационной тревожности 357, 789
организационный климат 607
ориентация на действие или на состояние 770
на достижения 358
осуществление возможность 33
отбор давление 549 .
ответственность 452
диффузия 453
за интеллектуальные достижения 678,
отрицание 457
оценка со стороны 670, 689, 739
п
первичный волевой акт 65
персеверативная тенденция 64
перспектива наблюдения 32-33
побудительность 28, 223, 230, 232, 241, 245
поведение 45, 223, 250, 638
в ситуации конфликта 175, 553
наивное объяснение 31
поведенческое поле 33
повседневный опыт 26
подкрепление 158, 222-223, 455
подкрепления, теория 223-224
поле теория 76, 176, 205, 225, 240, 297, 577
ПОМОЩЬ
мотив 449, 471, 476
мотивация 466, 471, 478, 483, 490
оказание 351, 443, 448, 463, 472, 477, 481, 546, 582, 668, 719
последовательность 36, 51, 52, 672
парадокс 34, 51, 85
последствия действия 267, 295
результата действия 76, 149
поток - активности 25, 127
переживание 723, 725, 734
потребление алкоголя 585
потребности напряжение 238
редукция 164
состояние 223, 253, 254, 256, 260, 265, 272
удовлетворение 229, 267
потребность 72, 99, 126, 130, 144, 151, 154, 157, 229, 237-238, 245, 255, 294, 626, 630
аффилиации 129
потребность (продолжений) в достижении 129
в заботливости 443
во власти 129
представление
о своих возможностях 683, 714
о своих способностях 777, 785
о себе 776
принцип обесценивания 623
принятие на себя ответственности 466, 784
пробы и ошибки 152, 158, 250
психология здравого смысла 223, 617
Р
рассогласование 79
теории 191
расхождение в перспективе 659, 666
расхождения эффект 208, 209
расширенная модель мотивации 81
реактивное сопротивление 463
реакции на тест 362
результирующая тенденция 41, 44
родственный отбор 491, 548
С
самовосприятие 620
теория 728
самонаблюдение 112
самооценивание 528, 688, 705, 745, 776
самооценка 81, 353
повышение 442, 696
самоподкрепление 79, 438, 472 i
самостоятельность 394
самоуважение 131
самоэффективность 345
сверхмотивация 345
сверхобоснованности, эффект 728, 732
связанный с властью стресс 602
сила 247
симпатия 551
синдром подавленного мотива власти 601
ситуации, восприятие 454
ситуаций, эквивалентность 114
сложность 720
совладание 203
сомнения в себе 360
соотносительно-нормативная ориентация 436, 736
соотносительные нормы 405, 430, 434, 441, 735
соотносительные нормы индивидуальные 431
соотносительные нормы (продолжение)
оценки достижений 438
социальные 431
сопереживание 468
социальная ответственность 477
тревожность 551
социального научения, теория 289, 508, 527, 538, 544
социобиология 444, 491
специфичность 37, 52
способность 439, 627, 658, 669, 739, 757, 773, 785
стимул 27, 63, 92, 98, 104, 136, 151, 170, 179, 250, 254, 259, 269, 273, 425, 496, 750
стимул—реакция
связь 57, 90, 151, 158, 163, 178, 250
теория 152
стимульная ситуация 166
стимульно-реактивные модели 750
страх 112, 171, 173, 179
отвержения 554, 555, 557, 564, 567, 568
перед властью 586
реакция 97, 195
редукция 173
стремление к успеху 394
т
таксономия мотивов 143 ТАТ 351, 367, 371, 376, 379, 385, 393, 399, 512, 527, 530, 539, 554, 566, 570, 573, 585, 590, 612, 749, 789
ТАТ, Мюррея 77, 129
тенденция к действию 29, 139
теория активации 192
когнитивного диссонанса 82
научения 482
принятия решений 276
результирующей валентности 279
справедливости 452, 463
терапия 365
торможение 98, 525, 540
тревожность 93, 106, 111, 167, 351, 362
У
универсальность 145
уровень адаптации 78, 191, 720
притязаний 40, 75, 79, 81, 114, 224, 241, 274, 379, 385, 403, 405, 409, 416, 422, 433, 688, 707, 711, 723, 778, 784
усилия 46, 83, 632, 656, 739, 758, 763, 785
условный стимул 173
успех 368, 374, 396, 655, 668, 736, 748, 756, 765, 773, 788
вероятность 80, 403, 413, 417, 421 732, 736, 740, 748, 750, 777, 787 мотив 379 вероятность 420
Ф
фрустрационная теория агрессии 508, 509, 536
фрустрация 169, 487, 498, 509, 516, 524, 535, 760
эффект 169
X
характерология 112
ц
целенаправленность 223, 249, 254, 271
ценности и ожидания, аспект 44, 137
ценностные диспозиции 26, 39
ценность подкрепления 291
ч
чувства 87, 119, 124
ш
шкала
выраженной тревожности 167
мотивации достижения 386
э
эго-ориентированные индивиды 440
эквивалентности классы 35, 51, 109, 111, 119, 121, 143
эквифинальность 51, 111, 632
экзаменационная тревожность 354, 356, 362, 385, 427, 552, 769
эмоциональность 360, 378, 385
эмоция 60, 472, 500, 696
эмпатические эмоции 474,481
эмпатия 447, 470, 474, 481 эрги 87, 118
эффект схождения 209
терапевтического вмешательства 365
эффективность 423
[1] Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Под редакцией Б. М. Величковского В 2 т М : Педагогика, 1986.
[2] Можно вспомнить, например, книгу Гордона Оллпорта «Личностью (Allport G. W. Personality: A psychological interpretation. New York: Holt, 1937) и переведенную на русский язык работу Улрика Найссера «Познание и реальность» (М.: Прогресс / Под ред. Б. М. Величковского.).
[3] Murray H. Explorations in personality. N.Y.: Oxford University Press, 1938.
[4] Левин К. Динамическая психология: избранные труды / Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой. М.: Смысл, 2001. См. об этом: Леонтьев Д. А, ПатяеваЕ. Ю. Курт Левин — методолог научной психологии //Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М: Смысл, 2001. С. 3-20.
[5] См. об этом: Леонтьев Д. А, ПатяеваЕ. Ю. Курт Левин — методолог научной психологии //Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М: Смысл, 2001. С. 3-20.
[6] См., например, Goschke Th. Volition und kognitive Kontrolle. In J. Musseler & E. Prinz (Hrsg.). Lehr-buch Allgemeine Psychologic. Heidelberg: Spektrum Akademischer Verlag, 2002.