Психология взаимодействия
«Природа дала человеку два уха, но только один язык, тонко намекнув, что лучше больше слушать, чем говорить».
Общение – это специфическая форма взаимодействия между людьми, в которой реализуются различные социальные отношения. У общения есть несколько взаимосвязанных сторон. Например, в процессе обмена информацией осуществляется коммуникативная сторона общения, в организации взаимодействия между участниками – его интерактивная составляющая. Воспринимая и устанавливая взаимопонимание между коммуникантами, мы реализуем перцептивную часть общения, а изучая намерения общающихся, – интенциональную его сторону.
У общения есть определенные функции, позволяющие человеку в процессе межличностного взаимодействия формировать ту или иную сторону своего Я: прагматическая (деловая), формирующая, функция подтверждения и внутриличностная.
Общение бывает диалогическое(с установкой «на партнера») и монологическое (с установкой «на себя»). В терапевтической системе известного американского психолога Карла Роджерса диалогическое общение должно сопровождаться эмпатией, конгруэнтностью, бескорыстностной доброжелательностью и теплотой, безусловным принятием всех внутренних переживаний человека, с которым общаешься и которому хочешь помочь. Монологическое общение часто является директивно-манипулятивным. Для него характерны указы, запреты, наставления, не скрываемые от партнера.
Основные цели общения – это удовлетворение биологических потребностей (поддержание и развитие организма) и удовлетворение социальных потребностей (обеспечение личностного роста, расширение и укрепление контактов в окружающем человека социуме). Закономерности общения и поведения людей, включенных в различные социальные группы, а также психологические характеристики самих групп изучает социальная психология.
Впроцессе взаимодействия, обмениваясь информацией, человек использует тот или иной вид коммуникации. Односторонние коммуникации осуществляются в одном направлении, двусторонние предполагают наличие связи «отправитель – получатель», когда происходит обмен коммуникативными ролями. Если коммуникации осуществляются в форме приказов, инструкций, правил и предписаний, то они называются формальными. Неформальными будут являться такие коммуникации, которые строятся на основе неформальных социальных отношений.
Тот или иной вид коммуникации осуществляется в зависимости от специфики взаимодействия между участниками сторон и от условий, в которых она осуществляется. При двусторонней коммуникации существует обратная связь (прямая или косвенная) как реакция на то, что услышано, прочитано или увидено.
При любой форме взаимодействия могут существовать коммуникативные барьеры, служащие препятствием в общении и искажающие информацию. Внутриличностные барьеры обусловлены установками и социальными стереотипами. Человек, как правило, слышит того, кому доверяет, кто ему симпатичен, кто нравится. Межличностные барьеры могут возникать в случае несоответствия опыта, авторитета, возраста между участниками взаимодействия. Социально-культурные различия, религиозные установки, традиции являются причиной возникновения средовых барьеров. Кроме того, негативно сказываются на процессе общения ситуационные барьеры в виде плохой обратной связи или по причине различных психоэмоциональных состояний общающихся.
Как показали психологические исследования – каждый человек слушает лишь с 25% эффективностью. Важнейшим качеством эффективно функционирующего менеджера, как считают психологи, является умение слушать. Есть несколько правил, которые помогут вам развить качества хорошего слушателя:
– помогите говорящему снять волнение, напряжение;
– покажите, что вы готовы слушать;
– устраните раздражающие моменты;
– сопереживайте говорящему;
– будьте терпеливы;
– сдерживайте свои эмоции и характер;
– не допускайте споров или критики.
Используя различные приемы искусства общения, можно достичь гармоничных отношений с окружающими, можно избежать конфликтных ситуаций и научиться разрешать их, если они возникли, можно эффективно управлять людьми, не прибегая к прямым приказам. Одним из самых известных специалистов по решению межличностных проблем и наиболее популярный среди современных читателей является Эрик Берн[37] – автор трансактного анализа общения.
Трансактный анализ – это психотерапевтическая система, в основе которой теория эго-состояний. Эрик Берн разработал модель для объяснения различного поведения одного и того же человека в различных жизненных ситуациях. Модели включают три основные структуры (три эго-состояния), которые он назвал родитель, взрослый и ребенок(эго-состояния). Это внутреннее устройство психики каждого человека, независимо от его возраста и социального положения. В зависимости от того или иного эго-состояния человек вырабатывает определенные способы реагирования и поведения.
«Родитель» – это набор состояний Я, повторяющих состояние Я его родителей или заменяющих их взрослых. Родитель может быть критикующим, тогда он использует формы поведения, характерные для этого эго-состояния. Он может запретить, приказать, заставить действовать так, как принято в его семье. Для эго-состояния «Родитель заботливый» характерно стремление помочь, оказать заботу и внимание, ободрить и поддержать.
«Ребенок» – это набор состояний Я, когда человек действует, думает, чувствует так, как это было в его детстве. «Приспосабливающийся Ребенок» ведет себя как покорный, боязливый, жалующийся, неуверенный, виноватый. «Бунтарский Ребенок» может быть своенравным, грубым, агрессивным и капризным. Если «Ребенок свободный», то для него характерна естественность, спонтанность, любознательность, игривость, порой хитрость и бесстыдство.
Эго-состояние «Взрослый» актуализирует личный опыт и познания, то, что человек пережил. Это активное состояние, когда трезво и по-деловому оцениваются факты, учитывается реальное положение вещей, используется накопленный ранее опыт. В этом состоянии человек способен решать проблемы, конструктивно действовать, строить деловые отношения, преодолевать трудности.
Общения между двумя определенными эго-состояниями осуществляется при помощи трансакций. Если трансакции параллельные, то коммуникация конструктивна и прогнозируема, поскольку у собеседников эго-состояния предсказуемы. При перекрестных трансакциях общение временно прерывается или прекращается вовсе, поскольку эго-состояния общающихся приводят к неадекватным реакциям. В некоторых случаях общение осуществляется при помощи скрытых трансакций, когда партнеры манипулируют эго-состояниями друг друга и вызывают преднамеренную реакцию.
В трансактном анализе можно выделить четыре основные позиции или жизненные установки, которых придерживается личность относительно себя и других.
- У меня все в порядке – у вас не все в порядке.
Это высокомерная позиция, когда люди, придерживающие ее ищут недостатки и ошибки у других, не обращая внимания на свои. С самого начала они знают, где следует искать виновных.
- У меня плохо – у тебя тоже.
Люди, стоящие на такой позиции, нуждаются в поддержке близких, друзей, а может быть, и в помощи психотерапевта. Это позиция отчаяния.
- У меня не все в порядке – у тебя все хорошо.
Это депрессивная позиция, для которой характерна низкая самооценка, неуверенность в своих силах, сверхосторожность.
- У меня все в порядке – у тебя тоже.
Это именно та позиция, к которой необходимо стремиться. Ее легко придерживаться, если человек общается с людьми, в которых он не видит ничего, что бы омрачало его настроение. Сила позитивного мышления помогает придерживаться этой установки, даже если есть «помехи» в общении.
Психология конфликта
Конфликт – это осознанное противоречие, которое требует разрешения. Процесс нарушения общения происходит на уровнях: «Я – Я», «Я – другой», «Я – группа», «Группа – группа». В соответствии с этим конфликты бывают внутриличностные, межличностные, личностно-групповые и межгрупповые. На каждом из уровней могут возникать препятствия, приводящие к нарушению общения и возникновению конфликтной ситуации. Специалисты–конфликтологи выделяют несколько видов таких ограничений или барьеров общения:
– различные уровни познавательной сферы у общающихся между собой людей;
– отсутствие эмпатии между общающимися;
– отсутствие условий для самореализации у одной из сторон общения;
– несовместимость характеров коммуникантов;
– экстремальные ситуации, нарушающие привычный процесс взаимодействия;
– барьер отвращения (брезгливость).
– нарушение межличностной дистанции:
– интимная – до 20 см;
– личностная – от 45 см до 1,5 м;
– социальная – 1,2 м - 3,5 м;
– публичная – от 3,5 м;
– манипулирование в процессе общения одной из сторон;
– сексуальный барьер (самый сильный физиологический фактор).
Изучение причин возникновения барьеров общения может значительно облегчить положение участников и тем самым избежать возможных противоречий. Знание простых правил общения помогает человеку выработать правильную тактику поведения в любой жизненной ситуации. Специалистам известно, что 55% информации передается при помощи неречевого общения, 38% – при помощи голоса, высоты тона, тембра и лишь 7% информации приходится на сами слова и содержание сказанного.
Исходя из всего вышесказанного, перечислим основные правила общения для предупреждения конфликтов.
- Уделяйте внимание неречевым (невербальным) проявлениям собеседника. Если слова и чувства говорящего не совпадают, выносите это на открытое обсуждение.
- Избегайте ложных предположений или установок. Ошибки обсуждайте открыто.
- Избегайте неясностей. Если что-то непонятно вам или собеседнику – выясните или дайте объяснение.
- Научитесь правильно слушать. Проявляйте заинтересованность и уважение к говорящему. Не прерывайте и не осуждайте собеседника.
Специалистами-психологами, занимающимися проблемой разрешения конфликтов, выделены несколько основных стилей (тактик) поведения, которыми используют люди в проблемной ситуации. Выбирая ту или иную тактику, человек избегает внутриличностных противоречий и достигает своей цели.
Стиль противоборства используют в случае, когда собеседник не очень заинтересован в сотрудничестве, но способен на волевые решения. В этом случае удовлетворяются собственные интересы в ущерб интересам других. Этот стиль эффективен, когда человек обладает достаточной властью, когда его решение правильно и он может настаивать на нем.
Избегание используется в нескольких случаях: когда проблема не столь важна для человека, когда он не прав, когда у человека недостаточно власти или когда он в безнадежном положении. Хорошо использовать данный стиль поведения при общении со сложными людьми, когда у человека нет оснований для продолжения сотрудничества, когда требуется отсрочка в решении проблемы или когда он сознательно уклоняется от решения.
Уступка как тактика используется в том случае, если исход дела важен для другого человека, когда у него больше власти, когда он жалеет другого. Использовать его можно для отсрочки решения, для смягчения конфликта и восстановления гармонии.
Компромисс – это обмен уступками, в этом случае частично удовлетворяются желания обеих сторон. Эффективность этого стиля поведения очевидна, если люди желают одного и того же, но одновременное выполнение этого невозможно.
Сотрудничество требует обязательного обсуждения проблем и желаний обеих сторон, следовательно, необходимо наличие большего времени и значительных волевых усилий. Это возможно, когда ясен источник неудовлетворенности и выяснены все скрытые нужды партнеров. Реализовать этот самый эффективный стиль взаимодействия можно лишь при открытом обсуждении всех нужд и желаний партнеров.
Особое внимание в конфликтологии уделяется взаимоотношениям с особой группой людей, которых называют трудными. Каждый человек имеет собственную классификацию трудных людей, основанную на личных качествах и жизненном опыте. Но помимо специфических случаев классификации, существуют определенные типы, выделенные в группы специалистами-конфликтологами. Обозначение и описание таких типов облегчает работу с ними, поскольку человек становится предупрежденным и уже знает, как общаться с человеком такого типа.
В классической книге М. Бремена «Общение с трудными людьми» выделено около дюжины разных типов. Перечислим основные характеристики некоторых из них.
1. «Агрессивисты»
– тип «паровой каток» – это грубые, бесцеремонные люди, считающие, что все вокруг должны уступать им дорогу, они убеждены в своей правоте и хотят, чтобы о ней знали все окружающие. Для таких людей подрыв их «имиджа» – ужасная перспектива. Тактика поведения: уйдите с дороги или уступите (успокойте его); дайте ему «спустить пар», затем спокойно и уверенно выскажите свою точку зрения; не ставьте под сомнение его правоту, поскольку столкнетесь с враждебной реакцией; подавите ярость собственным спокойствием.
– тип «скрытый агрессор» – это люди, старающиеся причинять человеку неприятности с помощью закулисных махинаций, колкостей и других скрытых проявлений агрессии. Они выполняют роль тайного мстителя, восстанавливая справедливость. Причина такого поведения – отсутствие достаточной власти и невозможность действовать открыто. Тактика поведения: сохраняйте спокойствие, чтобы им не показалось, что вы агрессивно настроены по отношению к ним; приведите несколько разоблачительных примеров, чтобы они понял, что маска с них сорвана. В этом случае они либо прекратят нападки на вас, либо открыто признают их.
– тип «разгневанный ребенок» по своей природе не является злым. Эти люди взрываются как дети, у которых плохое настроение; своим эмоциональным взрывом они пытаются взять ситуацию под контроль. Тактика поведения: дайте человеку накричаться; убедите своим поведением, что слушаете его; дипломатично и доброжелательно предложите обсудить возникшую проблему. После такой ответной реакции эти люди обычно смущаются. Вам необходимо принять их извинения, если они последуют, и они будут чувствовать себя лучше.
2. «Жалобщики» встречаются двух типов: реалистические и параноидальные, жалующиеся на воображаемые обстоятельства. Эти люди часто охвачены какой-то идеей и обвиняют других – кого-то конкретно или весь мир – во всех грехах. В одном случае – вы предмет их жалоб, в другом – вы благодарный слушатель. Тактика поведения: поддакивайте им; выслушивайте, не важно, прав он ли нет. «Жалобщики» страстно желают быть услышанными! Это одна из причин, почему они постоянно недовольны Необходимо переключить их внимание на решение проблемы и занять нейтральную позицию.
3. «Молчуны/тихони» – скрытные, замкнутые люди. Это происходит часто по причине того, что они не хотят оскорбить чувства других, считая, что их мнение не принимается во внимание, а иногда они просто пугливы. С ними легко потерять терпение, потому что от них так трудно добиться ответа. Тактика поведения: покажите им, что вы благодарны за то, что они разговаривают с вами, независимо от того, согласны вы с ними или нет; дайте им время выговориться; не настаивайте на продолжении беседы, если почувствуете, что они сопротивляются.
4. «Сверхпокладистые» люди кажутся приятными во всех отношениях и не создающими трудностей в общении, так как всегда уступают, чтобы понравиться другим. На этих людей трудно положиться, поскольку оказывается, что их слова расходятся с делом. Тактика поведения: покажите, что вы хотите правдивости с их стороны; настаивайте на том, что хотите знать, что на самом деле думают эти люди.
5. Другие типы
«Всезнайки»: считают себя выше других, так как полагают, что знают все на свете; желают, чтобы об их «превосходстве» знали другие. Они ведут себя как «пузыри», переполненные осведомленностью.
«С-ума-сводящие» могут попросить вас о чем-либо, а потом создают обстановку, в которой выполнение их просьбы становится невозможным.
«Скрытные» держат все в себе, а потом внезапно набрасываются на вас, когда вы считаете, что все идет прекрасно.
«Невинные лгуны» заметают следы ложью или обманом, так что вы перестаете понимать, во что верить, а во что – нет.
Контакт с «трудным» человеком может вызвать гнев, огорчение, растерянность, подавленность и другие чувства, выбивающие вас из колеи. Один из первых шагов, который нужно сделать – взять под контроль свои эмоции или дать эмоциям другого человека выйти наружу, если вы решили продолжать с этим человеком общение. Не принимайте на свой счет слова и поведение «трудных» людей – они ведут себя аналогичным образом со всеми. Напоминайте себе это всякий раз, когда общаетесь с ними, чтобы избежать отрицательных эмоций. Если трудный человек напоминает вам кого-то, с кем у вас в прошлом было затруднено общение, отделите ваше восприятие этого человека от тех чувств, которые вы испытывали к тому человеку, которого он вам напоминает. Используйте творческую визуализацию (например, представьте его крошечным и поместите в воображаемый стакан) или иной способ успокоения для овладения эмоциями, которые вы испытываете.
Общение в семье
«Истинная любовь не в том, чтобы смотреть друг другу в глаза, а в том, чтобы вместе смотреть в одном направлении».
Сент-Экзюпери.
Притча о Рае и Аде
Правоверный пришел к пророку Илье с просьбой показать Рай и Ад. Они пришли в большой зал, где вокруг большого котла с кипящим супом теснилось множество народа. У каждого в руках была громадная металлическая ложка с человеческий рост, обжигающе горячая, и лишь самый конец ручки был деревянный. Худые, алчные, голодные, они жадно совали ложки в котел, с трудом вынимая оттуда суп и пытаясь дотянуться ртом до чашечки. При этом они обжигались, ругались, дрались и кричали друг на друга. Пророк сказал: «Это – Ад» и повел в другой зал. Там было тихо, такой же котел и такие же ложки, но почти все были сыты, потому что разбились на пары и попеременно кормили друг друга. Пророк сказал: «Это – Рай».
Основные функции семьи:
- Воспитательная. Основная задача – обеспечить социализацию подрастающего поколения.
- Хозяйственная – служит удовлетворению материальных потребностей.
- Эмоциональная – удовлетворяет потребности в симпатии, уважении, психологической защите, эмоциональной поддержке.
- Важнейшая функция духовного общения.
- Функция социального контроля позволяет обеспечить выполнение социальных норм, таких как забота, помощь больным, пожилым, детям.
- Сексуально-эротическая – служит удовлетворению физиологических потребностей и биологическому воспроизводству.
Как и в любом процессе взаимодействия, в семейных отношениях существуют причины, мешающие реализации основных ее функций. Это могут быть личностные особенности ее членов, различия в характере, темпераменте, ценностных ориентациях. Причиной нарушений может явиться стиль взаимоотношений, к которому привыкли члены семьи и уровень их сплоченности. Не менее важным для формирования благоприятного климата в семье имеют условия жизни.
Следует особо выделить факторы, которые могут привести к нарушению одной из самых важных функций семьи – воспитательной. Прежде всего – это педагогическая и психологическая неграмотность родителей или родственников, окружающих своей заботой и вниманием ребенка. В не меньшей степени, как было сказано выше, влияют негативные взаимоотношения между родителями, их высокая конфликтность, и как следствие – неполный состав семьи. Иногда причиной разногласий в вопросах воспитания детей является вмешательство со стороны родственников.
В своем развитии семья проходит ряд этапов. На стадии зарождения семьи происходит психологическая и сексуальная адаптация молодых людей. Решаются социальные проблемы, связанные с приобретением жилья, имущества, накоплением стартового капитала. На этом этапе вырабатывается особый, принятый именно в данной семье стиль взаимоотношений. Следующий этап – рождение детей, который часто сопровождается эмоциональным остыванием вследствие высоких нагрузок и перенапряжения, а также трудностями, связанными с воспитанием. На новый, качественно иной уровень переходит семья, когда дети вырастают и покидают родительский дом. Благополучный переход на этот этап во многом зависит от того, какова духовно-нравственная атмосфера, сформировавшаяся в семье к этому времени.
Каждая семья в своем развитии проходит несколько кризисных периодов, которые могут привести к ее распаду. По статистике они чаще всего возникают к концу первого года семейной жизни, между тремя и семью годами существования семьи и между 17 и 25 годами с начала ее зарождения. Устойчивость семей специалистами объясняется по-разному.
- Семьи, умеющие решать проблемы. Супруги опознают проблему, осознают ее и умеют найти наиболее подходящее решение для ее устранения.
- Семьи, умеющие приспособиться к неблагоприятным условиям. Супруги проявляют гибкость во взаимоотношениях, очень сплоченны, как правило, не придерживаются строгой ролевой регуляции.
- Семьи с латентными нарушениями. Спорадически возникающие конфликты вследствие нарушения взаимопонимания быстро разрешаются, благодаря умеренному уровню конфликтности и умению избегать давления на «слабые места».
Назовем еще ряд возможных причин нарушения общения в семье, которые могут привести к ее распаду.
– Несходство установок, которое выражается в несовпадении вкусов, наличии диаметрально противоположных личных интересов, неумении проводить свободное время и т. п.
– Использование в общении между супругами упреков, обвинений, угроз, скандалов, постепенно разрушающих даже самую дружественную атмосферу. Такое поведение порождает тревожность, чувство незащищенности и непонимания.
– Утрата смысла жизни на каком-либо из этапов, вследствие чрезвычайных обстоятельств.
– Особое состояние психологического дискомфорта, определенное Виктором Франклом[38] как ноогенный невроз[39], разновидностью которого является «невроз выходного дня».
...Движущая сила в жизни человека (деятельности, поведении), его психология определяется по Франклу волей к смыслу, т.е. стремлением к смыслу собственного существования… Утрата смысла собственного существования ведет к ноогенной, или экзистенциальной фрустрации. Озабоченность и даже отчаяние человека является духовным страданием, но ни коим образом не психическим заболеванием. Поиски смысла существования или сомнение в нем не порождают болезнь, это лишь кризис роста и развития человека. Ноогенные неврозы возникают не из конфликтов между влечением и сознанием, а из моральных конфликтов, из конфликтов между ценностями, из духовных проблем.
Для укрепления душевного здоровья человеку необходимо напряжение между тем, что достигнуто, и тем, что он еще должен осуществить; или тем, что он есть, и тем, чем он должен стать.
...В XX веке увеличилось свободное время, многие не знают, что с ним делать. Шопенгауэр писал: «Человечество осуждено колебаться между лишениями и скукой». Скука, по Франклу, – это форма проявления экзистенциального вакуума. Депрессии выходного дня или ноогенные неврозы возникают из-за осознания пустоты и бессмысленности жизни, а это порождает алкоголизм, стремление к обогащению, сексуальную гиперактивность и т. п.
Еще несколько столетий тому назад англичане утверждали, что глупо считать временное опьянение страстной любовью достаточным основанием для принятия решения о заключении брака. Но соблюдение ряда условий увеличит вероятность того, что супруги счастливо проживут в браке и он не распадется. Исследованиями Д. Майерса (1995) и др. установлено, что люди обычно остаются в браке, если они:
– стали супругами в возрасте не моложе 20 лет;
– оба выросли в стабильном доме с двумя родителями;
– встречались в течение длительного периода времени до женитьбы;
– хорошо обеспечены и примерно с одинаковым уровнем образованием;
– имеют хорошую работу и стабильный доход;
– живут в маленьком городке;
– не имели сожителя и не забеременели до брака;
– верующие;
– одного возраста, вероисповедания и образования.
Для улучшения взаимопонимания молодым супругам полезно обращать внимание на нормы и обычаи, принятые в их родительских семьях. Это поможет понять, какое поведение ждет один партнер от другого и какие критерии оценки тех или иных поступков использует каждый из них. Реальный источник конфликтов – несоответствие идеалу. Столкнувшись со значительными рассогласованиями между реальным партнером и тем образом, который они себе нарисовали, молодые супруги зачастую оказываются не в силах справиться с разочарованием, скорректировать собственное поведение, изменить свой идеал и вынуждены расстаться.
Жизненные роли супругов в будущей семье во многом определены тем, как складывались отношения между ребенком и его родителями. Выбрав оптимальную для себя модель поведения в детстве, они автоматически переносят ее в свою взрослую жизнь.
Мужчина–сын: как правило, недостаточно самостоятелен, психически и физически инфантилен, часто зависим, склонен к капризам, конформен. Имеет тенденцию искать жену старше себя, поскольку чувствует себя уверенней, надежней и уютней, если рядом опытный и практичный человек.
Мужчина–отец: чаще покровительствующий, наставляющий, обучающий. Ценит женственность, понимаемую им как слабость и отзывчивость на его желания, способность восхищаться им и угадывать его вкусы. Предпочитает женщин, ориентированных на подчинение своих интересов семье и полностью «растворяющихся» в муже.
Женщина–дочь: очень капризна, инфантильна, до старости неприспособлена и беззащитна. Идеальный муж для нее – человек зрелый, значительно старше по возрасту и опытности. В его присутствии она ощущает себя маленькой, слабой и беззащитной.
Женщина–мать: всегда рассудительная, сильная, особенно любит больных, неудачливых, слабых. Способна ободрить, воодушевить и поддержать в трудной ситуации.
Интересные психологические зарисовки национального характера жителей Таиланда были сделаны в свое время знаменитой американской исследовательницей Рут Бенедикт. По характеру поведения в семье она разделила тайских женщин на следующие типы:
1. «Младшие сестры»: верны и нежны, с трепетом ждут улыбки мужа в качестве награды за свое любовное к нему отношение. Делают все, чтобы исполнять желания любимого. Собственные импульсы и настроение подавляются.
2. «Старшие сестры»: стараются не создавать поводов для скандала, внимательно следят за внешним видом своего мужа. Если что-то в его поведении не нравится, то жены терпеливо ждут случая, когда можно будет указать на недостатки.
3. «Матери»: постоянно ищут случая порадовать сердце мужчины, для которого живут, мечтают увидеть в нем образец для подражания и ради этого готовы жертвовать собой.
4. «Друг»: стремится добиться равного положения с мужем любой ценой. Если у мужа плохой характер, она воспитывает в себе те же качества. Готова спорить по любому поводу и все, что говорит и делает муж, она воспринимает критически. Муж должен найти подход к своей жене, чтобы получить ее помощь и поддержку, а иначе отказ будет решительным и категоричным.
5. «Грабитель»: единственное желание при выходе замуж – овладеть кошельком мужа, которого она хочет превратить в раба.