Основные исторические этапы развития психологии

В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй, когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н.э. - середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй (середина XIX в. - настоящее время) больше столетия. По словам Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю. (Boring E.A. History of Experimental Psychology)

Выделение этих двух периодов не требует специальных обосно­ваний, так как его критерии очевидны. Но поскольку каждый из этих периодов растягивается на столетия, необходима более дробная периодизация. Ее можно проводить по различным признакам - хронологическому (например, история психологии XVII в., XVIII в. и т.п.), можно различать периодизацию мировой и отечественной психологии. Один из возможных вариантов периодизации психологии, разработанный Степановым В.Е. и Ступницким В.П., приведен в таблице. В ней история отечественной психологической мысли включена составной частью в историю развития мировой науки. В качестве основания для разделения этого процесса на этапы были выбраны содержательные критерии, определявшие смену взглядов на природу психического и отличающие каждый из этапов (табл. 1).

Таблица 1

Развитие психологии в рамках философии

Хронология Предмет изучения Важнейшие итоги
VI в. до н.э. -Vb. Душа Формирование двух направлений - мате­риализма и идеализма - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые импирические знания о психологических процессах и явлениях - ощущении (воспри­ятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состо­яниях (сон, экстаз). Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приоб­ретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души
V- XVI вв. Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования
XIV-XVI вв. Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомофизиологических открытий XIV - XVI вв. Отказ от души как предмета иссле­дования и объяснительного принципа телесных и психических явлений. Введение термина "психология"
XVII-сер. XIX вв. Внутренний опыт как данные самонаблюдения сознания   Формирование эмпирической интрос­пективной психологии. Понятие о бессознательной психике
Нач. XIX-60-е гг. XIX в. Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов Формирование естественно - научных предпосылок психологии как самос­тоятельной науки. Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятий. Формирование психофи­зики. Учение о рефлексе
60-е гг. ХГХв.-конец XIX в. Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией и поведении Проникновение экспериментальных методов в психологию. Формирование теоретических программ психологии. Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру. Возникновение прикладных исследований в психологии. Возник­новение новых областей в психологии
10-е гг. XX в. -сер. 30-х гг. ХХв Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно-исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с истории-чески возникшими ценностями. Развитие высших психических функций. Психологическое исследование деятельности Открытый кризис в психологии. Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, геш-тальтпсихология, французская социо­логическая школа, индивидуальная психология, аналитическая психология и др. Возникновение советской психо­логии: теория установки, поведенчес­кие направления, культурно-историчес­кая теория, теория деятельности. Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психо­логии. Развитие естественно-научных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов
Конец 30-х гг. XX в. -50-е гг. ХХв. Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетичес­кая психология, персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии  
60-е гг. XX в.-конец ХХв. Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманисти­ческая психология, логотерапия, когни­тивная Психология. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного общения и др.  
         


Краткий экскурс в историю психологии, представленный Л.Д. Столяренко, выглядит так.

1. Первые представления о психике были связаны с анимизмом(от латинского «анима» - дух, душа) -древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

2. Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма.

А. Материалисты-философы древности Демокрит (ок. 460-370 до н.э.), Лукреций (1 в. до н.э.), Эпикур (341-270 до н.э.) понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» из предметов. Душевные явления или факты психической жизни они объясняют физическими и механическими причинами.

Б. Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427-347 гг. до н.э.), который был учеником и последователем Сократа (470-399 гг. до н.э.), душа - это что-то божественное, отличающееся от тела. Существует некий идеальный мир, в котором расположены души или идеи вещей, т.е. совершенные образцы, становящиеся прообразом реальных вещей и предметов. Реальные предметы являются результатом соединения души (идеи) с неодушевленной материей. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании - воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество - в груди, вожделение - в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей». Поскольку душа - самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье больше, чем о здоровье тела. В зависимости от того, какой образ жизни вел человек, после его смерти его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир, в мир идей, который существует вне материи и вне индивидуального сознания. «Не стыдно ли людям заботиться о деньгах, о славе и почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была лучше?» - спрашивают Сократ и Платон.

В. Великий философ Аристотель (384-322 до н.э.) в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Аристотель по праву считается основателем психологии (как и целого ряда других наук).

Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к ней феномена. Душа, или «психе», - это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Так и душа человека -это сущность живого тела, это осуществление его бытия, - считал Аристотель. Главная функция души, по Аристотелю, - реализация биологического существования организма. Центр, «психе», находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозак­лючений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной. Высшие способности возникают из низших и на и-х основе. Первичная познавательная способность человека - ощущение, оно принимает формы чувственно воспри­нимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа». Ощущения оставляют след в виде представлений - образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым, указав основные виды связей - ассоциаций психических явлений. Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. Таким образом, на первом этапе психология выступала как наука о душе.

3. В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

4. С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.

Французский философ Р. Декарт (1596-1650) считается родоначальником рационалистической философии. Он приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической. Суть ее в том, что духовная субстанция (душа) имеет свои атрибуты и проявления (главный из которых - мышление), а телесная субстанция (тело, природа) - свои (главный атрибут - протяжение), при этом обе субстанции абсолютно противоположны друг другу и могут лишь фактически соединиться в человеке с помощью третьей (божественной) субстанции.

Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу, которые эти нервы расширяют. Это позволяет «животным душам», находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам - двигательным нервам - в мышцы, которые надуваются, что приводит к отдергиванию конечности, подвергнувшейся раздражению, или заставляет совершать то или иное действие.

Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Этот декартовский дуализм - тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозгу.

Таким образом, понятие «Душа» стало превращаться в понятие «Разум», а позднее - в понятие «Сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю, значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология - она сделала своим предметом сознание.

5. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632-1677). Он утверждал, что нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.

6. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. «Убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она сознает, - подчеркивал он, - является величайшим источником заблуждений». Он разделил психическое явление и его представленность на уровне сознания. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Лейбниц, доказывая, что существующее в сознании обусловлено не физиологическими, а бессознательными психическими актами, стал родоначальником учения о психической причинности, содержавшего рациональный момент, т.к. оно ставило вопрос о реальной динамике психических явлений, существующей независимо от того, что и как представляется рефлексирующему сознанию.

7. Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII века X. Вольфом (1679-1754) для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие «ассоциации» - связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает изучению умственной деятельности и сознания.

Локк считал, что существует два источника всех знаний человека: первый источник - это объекты внешнего мира, второй - деятельность собственного ума человека. Деятельность ума, мышления познается с помощью особого внутреннего чувства - рефлексии. Рефлексия - по Локку - это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность», это направленность внимания человека на деятельность собственной души. Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня - восприятия, мысли, желания (они есть у каждого человека и ребенка); процессы второго уровня – наблюдение или «созерцание» этих восприятий, мыслей, желаний (это есть только у зрелых людей, которые размышляют над самими собой, познают свои душевные переживания и состояния). Этот метод интроспекции становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей.

8. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений - психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях. Также связано с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

Развитию экспериментальной психологии предшествовало следующее. В конце XIX начале XX века в психологии разразился кризис - метод психологии пришел в противоречие с предметом. В научном знании в это время властвуют естественные науки: физика, механика и т.д. Их главный метод - эксперимент. Психология с методом интроспекции(проверки состояния собственной психической жизни) наукой в строгом смысле этого слова стать не может. Интроспекция подвергнута сомнению.

Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоя­тельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832-1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. В лаборатории Вундта учились будущие знаменитости психологии - 136 человек. И среди них три россиянина - Бехтерев В.М., Ланге Н.Н. и Чиж В.Ф.

Вскоре, в 1885 г. В.М. Бехтерев организовал подобную лабора­торию в России.

Вундт определяет психологию как науку о непосредственном опыте. При этом субъект психологии и объект исследования сливаются. Предметом изучения остаются явления сознания, но изучаются они экспериментальным методом.

В области сознания, полагал Вундт, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. «Психология - это наука о структурах сознания» - это направление назвали структуралистский подход. Использовали метод интроспекции, самонаблюдения.

Один психолог сравнивал картину сознания с цветущим лугом: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания - все это может находиться в сознании одновременно. В поле сознания выделяется особенно ясная и отчетливая область - «поле внимания», «фокус сознания»; за пределами ее находится область, содержания которой неотчетливы, смутны, нерасчленены - это «периферия сознания». Содержания сознания, заполняющие обе описанные области сознания, находятся в непрерывном движении. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки метронома в восприятии человека непроиз­вольно ритмизуются, т.е. сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. Вундт пытался изучать такую характеристику сознания, как его объем. Эксперимент показал, что ряд из восьми двойных ударов метронома (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания. Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения.

Ощущения являются объективными элементами сознания. Есть еще и субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил три пары субъективных элементов: удовольствие - неудовольствие, возбуждение - успокоение, напряжение - разрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость - это удовольствие и возбуждение, надежда - удовольствие и напряжение, страх - неудовольствие и напряжение.

Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.

9. Функционалистский подход. Американский психолог Уильям Джемс (1842-1910) предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспо­собиться к различным ситуациям, повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. Согласно представлениям функционалистов: «Психология - это наука о функциях сознания». Они использовали методы интроспекции, самонаблюдения, фиксации времени решения задач.

Джемс отразил в понятии «поток сознания» - процесс движения сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни их них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые процессы называются непроизвольными, вторые - произвольными.

10. В XIX веке в России представитель идеалистического направления профессор Петербургского университета А.И. Введенский(1856-1925) в своей работе «Психология без всякой метафизики» (1914) считал, что задачей психологии является исследование состава каждого душевного явления и влияния душевных явлений друг на друга.

Другими представителями идеалистического подхода в России XIX и начала XX века можно назвать Владиславлева М.И. (1840-1890), Троицкого М.М. (1835-1899), Грота Н.Я. (1852-1899).

Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

В своей работе «Кому и как разрабатывать психологию» (1873) Сеченов писал, что научная психология не может быть ничем иным, как рядом учений о происхождении психических деятельностей, об их сочетании и воспроизведении. При этом психическая деятельность рассматривалась по аналогии с сердечной деятельностью,, деятельностью мозга и т.п. Сеченов считается родоначальником программы построения психологии в России.

11. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Позитивной стороной деятельности института являлась высокая экспериментальная культура исследований, проводившихся под руководством Челпанова. Он отстаивал форму эксперимента как единственно возможную в психологии, считал, что предметом изучения служат показания самонаблюдения.

12. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И.П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности. По мнению Бехтерева В.М. предметом изучения психологии должна стать сочетательная деятельность как система сочетательных рефлексов, которые представляют реакцию психики на внешнее раздражение. И.П. Павлов же считал, что психология должна изучать субъективный мир и использовать достижения физиологии.

Ланге Н.Н. (1858-1921) был сторонником экспериментального изучения психических явлений. Он считается одним из основателей экспериментальной психологии в России.

На примере России мы видим, что во второй половине XIX века психология уже начала рассматриваться как самостоятельная наука.

В XX веке психология переживает кризис. В ней возникает несколько направлений.

13. Бихевиоризм- направление в психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. На рубеже XIX-XX вв. обнаружилась несостоятельность доминировавшей ранее интроспек­тивной «психологии сознания», особенно в решении проблем мышления и мотивации. Экспериментально было доказано, что существуют не осознаваемые человеком, недоступные интроспекции психические процессы. Э. Торндайк, изучая реакции животных при помощи лабиринтов, проблемных клеток, аппаратов для исследования способности различения и др., установил, что решение проблемы достигается методом проб и ошибок, истолкованным как «слепой» отбор произведенных наугад движений. Этот вывод был распространен на процесс учения у человека, причем качественное отличие его поведения от поведения животных отрицалось.

В тот же период в России И.П. Павлов и В.М. Бехтерев, развивая идеи И.М. Сеченова, разработали экспериментальные методы объективного исследования поведения животных и человека. Их работы оказали значительное влияние на бихевиористов, но были истолкованы в духе крайнего механицизма.

В 1913 г. сложилась первая программа бихевиоризма, сформу­лированная американским психологом Д. Уотсоном (1878-1958).

Бихевиоризм, исходя из того, что сознание будто бы недоступно для объективного изучения, отвергает его роль в качестве реального регулятора человеческой деятельности. Все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с рече-двигательными актами, эмоции - с изменениями внутри организма и т.д. За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. Законы поведения, согласно бихевиоризму, фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой системы (как психические, так и физиологические) бихевиоризм считает неподдающимися научному анализу, поскольку они недоступны прямому наблюдению.

Основной метод бихевиоризма - наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. Подавляющую часть экспериментов сторонники бихевиоризма провели на животных (преимущественно на белых крысах), перенеся затем установленные на этом уровне закономерности на человека. Активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды, как и социальная природа человека, игнорируются.

Явный механицизм бихевиористов в понимании поведения вызвал серьезную критику со стороны его многочисленных оппонентов, которая повлияла на возникновение необихевиоризма (Толмен, Халл). Представители последнего стали «вставлять» в схему S-R «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность и др.).

Американский психолог Скиннер Б.Ф., представитель современного бихевиоризма выступил против необихевиоризма, считая, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Выдвинул концепцию «оперантного» (от «операция») научения,согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции.

В 1970-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении - как теорию социального научения. Эта теория делает особый упор на то, что многие наши действия формируются под влиянием социальной среды. По-мнению Бандуры (1965) и других теоретиков социального научения, одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для нас самих.

Важными заслугами бихевиоризма являются: внедрение объек­тивных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.

Основной недостаток бихевиоризма - в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самооп­ределения личности.

14. Гештальтпсихология,или психология формы, - течение, возникшее в Германии в начале XX века, базирующееся на принципе целостности элементов психической жизни, не сводимой к сумме ее составляющих. Немецкое слово «гештальт» означает форму организацию или конфигурацию. К числу его основателей принадлежат немецкие психологи Вольфганг Кёлер (1887-1967), Макс Вертгеймер (1880-1943), К. Коффка (1886-1941).

Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В. Вундта, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации.

Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации и в действиях, которые соответствуют этим требованиям (В. Кёлер).

Построение сложного психического образа происходит в инсайте. Инсайт- внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

Свои положения гештальтпсихология противопоставила также бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

15. Психоанализоснован австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1856-1939).

Психоанализ первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни - сновидений, ошибочных действий, остроумия - были проинтерпретиро­ваны Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов. Эти представления составили психологическое учение, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация. Психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения: динамической (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), «экономической» (энергетическая характе­ристика душевной жизни) и топической (структурная организация психики). Впервые в едином теоретическом контексте были поставлены проблемы движущих сил, душевной жизни человека, мотивов и влечений, смысловой и энергетической характеристик психики, структурной организации и психодинамики.

Становление взглядов Фрейда прошло два основных этапа. На первом этапе была разработана топографическая модель личностной организации. На втором этапе - структурная модель психической жизни. Согласно топографической модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознательное, предсознательное и бессоз­нательное, отделенном от первых двух особой психической инстанцией - цензурой.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые осознаются в данный момент времени. Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые были подавлены или вытеснены в область бессознательного.

Цензура выполняет две функции:

1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и желания;

2) оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся прорваться в сознание.

Бессознательное, однако, окольными путями проявляется в поведении и психике человека - в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах.

Начиная с 1920-х гг. психоанализ приобретает окончательную форму и превращается в учение о личности, в которой выделяется три структуры: Оно (Ид); Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго) - структурная модель психической жизни.

Структура Оно (Ид), по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные, врожденные аспекты личности. Ид функционирует исключительно в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, наполняющими наше поведение энергией.

Структура Я (Эго)- компонент психического аппарата, ответст­венный за принятие решений. Эго образуется под влиянием внешнего мира, находится также под двусторонним давлением. Оно (Ид) и Сверх-Я (Суперэго) - стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. В отличие от Ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, Эго подчиняется принципу реальности, позволяющему ему в любой момент времени оценить уместность или выполнимость действий, мотивируемых потребностями Ид.

Структура Сверх-я (Суперэго) содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Борьба между этими структурами порождает бессознательные защитные механизмы личности, а также сублимацию бессознательных влечений - замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями.

Наши рекомендации