Выпускная квалификационная работа специалиста

1.3.1. Выпускная квалификационная работа специалиста предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, а также навыков научно-исследовательской и экспериментальной работы. Выпускная квалификационная работа должна свидетельствовать:

- о способности автора к систематизации, закреплению и расширению полученных во время учебы теоретических и практических знаний по общепрофессиональным, специальным дисциплинам и дисциплинам специализаций, применению этих знаний при решении разрабатываемых в дипломной работе вопросов и проблем;

- о степени подготовленности выпускника к самостоятельной практической работе по специальности.

Выпускная квалификационная работа должна привить студенту навыки творческого изучения и решения актуальных проблем конкретной специальности. ВКР выполняется студентом по материалам, собранным им лично в период прохождения производственной (преддипломной) практики.

1.3.2. Проведенное исследование может касаться чисто теоретической проблемы или ориентироваться на практические задачи, связанные с видами профессиональной деятельности выпускника. Тематика дипломных работ должна отражать актуальные проблемы развития науки на современном этапе.

1.3.3. Выпускная квалификационная работа выполняется в завершающий период теоретического обучения. Затраты времени на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы определяются требованиями ФГОС ВО по соответствующей специальности и учебным планом.

1.3.4. Содержание ВКР специалиста должно учитывать требования ФГОС ВО к профессиональной подготовленности выпускника и включать в себя:

- введение, которое содержит обоснование темы исследования, ее актуальности и практической значимости, формулирование целей и задач, определение понятийной базы и методов исследования;

- главу или главы, включающие обзор литературы по исследуемой проблеме, представление различных точек зрения и обоснование позиций автора исследования, анализ и классификацию привлекаемого материала на базе избранной автором методики исследования;

- главу, которая содержит описание хода и результатов проведенного эксперимента или решения теоретической/практической проблемы;

- заключение, в котором формулируются выводы, отмечаются перспективы дальнейшей разработки проблемы;

- список литературы;

- приложения.

1.3.5. Рекомендуемый объем ВКР специалиста – 60–80 страниц печатного текста без учета приложений.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» к выпускной квалификационной работе (бакалаврской работе)

1.4.1.Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) определяются высшим учебным заведением на основании действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (см.п.п.1.4.2.), а также ФГОС ВО в части требований к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата (см.п.п.1.4.3.)

1.4.2. Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) бакалавр - в форме бакалаврской работы.

Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением. Студенту может предоставляться право выбора темы выпускной квалификационной работы в порядке, установленном высшим учебным заведением, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты. Бакалаврские работы могут основываться на обобщении выполненных курсовых работ и проектов и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения.

Условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ устанавливаются ученым советом высшего учебного заведения на основании Положением Минобразования России от 25.03.2003 № 1155 «Об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений»,, соответствующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников, и рекомендаций учебно-методических объединений высших учебных заведений.

Критерии оценки выпускных квалификационных работ утверждаются высшим учебным заведением с учетом рекомендаций учебно-методических объединений вузов.

1.4.3. Выпускник по направлению подготовки «Психология» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

Способность:

использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

б) общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1).

в) профессиональными (ПК):

Способность к:

реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);

осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);

выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);

психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);

постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);

участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);

проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);

проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10);

использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11);

просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12);

проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-13);

реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14).

Наши рекомендации