Упражнение 2. Одна специфическая процедура когнитивного фокусинга
Попросите клиента расслабиться и снять мышечное напряжение. Пусть он откинется в кресле и закроет глаза, если захочет (3 минуты).
1. Попросите его обо всем забыть и направить внимание
внутрь себя, пока вы зачитываете сцену для упражнения. Если
он пришел к вам без определенной проблемы, предоставьте ему
аналогию, чтобы открыть главные источники его дискомфорта.
Вот пример подобной аналогии.
«Представьте, что вы сидите в кладовке, заставленной ко-робками. В каждой коробке находится одна из ваших проблем. " всех проблем разные коробки, и в самой большой коробке ле-кит самая большая проблема. Теперь представьте, что вы передвигаете коробки по одной и расставляете их по углам так, что-ы можно было сесть. С относительно удобного нагроможде-1я в центре комнаты внимательно изучите окружающие вас 'Робки. Вытащите ту, которую больше всего хочется открыть, откройте ее. Выньте проблему из коробки и посмотрите на ее- Повертите ее и осмотрите со всех сторон. Постарайтесь от-Раниться от себя и увидеть свою реакцию на нее». ■• Как только клиент выбрал проблему из своей «кладовой», фосите его сфокусироваться на том, что он чувствует по по-°^У этой проблемы.
■ Попросите клиента сконцентрироваться на той эмоции, 'Рая лучше всего описывает его общее состояние в связи
с проблемой. Это будет нелегко для всех клиентов — для Ког то в большей, а для кого-то в меньшей мере. Многие клиент научились предохранять себя от выяснения чувств как по отно шению к себе, так и по отношению к другим. Чувства — Явле ние сложное, составное, и поэтому многим клиентам трудНо просто воспринять общее впечатление. Клиенты должны собрать воедино все свои жалобы и всю болтовню, которая может проноситься в их голове, чтобы осознать общее чувство.
4. Как только общее ощущение будет определено (к великой радости вашего клиента), подключите его к тщательному анализу различных нюансов и компонентов этого чувства. Поскольку обычно чувства бывают сложными, то вокруг центрального ощущения тревоги можно различить элементы гнева, вины, обиды, ревности и т. д.
5. Теперь попросите клиента припомнить во всех подробностях другие подобные ситуации, в которых он испытывал такие же эмоции: «Всегда ли вы тревожились, когда встречали его бывшую жену? Когда вы встречали кого-то еще, например вашу свекровь или его бывшую подругу? Опишите эти ситуации. Скажите мне точно, что вы чувствуете по поводу каждой из них». Попросите клиента эмоционально отреагировать на каждую ситуацию, так, чтобы вы могли убедиться, что это несомненная ассоциация общего ощущения тревоги со встречами. Ситуации могут извлекаться как из прошлого, так и из настоящего.
6. Самое важное — попробуйте определить, какая мысль возбудила эмоцию в каждой из этих схожих ситуаций. В каждом случае определите, что клиент говорил себе. Какое значение он приписывает ситуации? Проследите источники каждого из компонентов, чтобы понять, не ведут ли они к центральному ошибочному убеждению, которого придерживается клиент.
7. Теперь постарайтесь помочь клиенту изменить эмоцию-Первым делом попросите его сконцентрироваться на схожей ситуации, которая не вызывает общего негативного ощушеНЙ* «Было ли когда-нибудь такое, чтобы встреча с его бывшей жено не расстроила вас? Опишите, что вы тогда чувствовали». НапоМ ните клиенту, что он должен не просто вспомнить, а воссоздзт испытываемые чувства. Если ваш клиент может припомни только общее негативное ощущение, попросите его сфокусир ^ вать внимание на том, как могут чувствовать себя в подобных с туациях другие люди.
8 Затем попросите клиента сосредоточиться на мыслях, 'беждениях или на том, что они говорят сами себе во время этих схожих ситуаций, которым присуще другое общее ощущение «Опишите, о чем вы думали в тех случаях, когда вы не чувствовали тревогу при встрече с ней». Помогите клиенту проанализировать эти чувства.
9. Наконец, попросите клиента поработать над заменой чувств, которые у него были изначально (шаги № 4 и 5), на чувства из других ситуаций (шаг № 8). Ключевым моментом в .смене эмоций является изменение мыслей. Пусть клиент представит, какие у него были мысли в случае, когда он не испытывал тревоги (шаг № 9 в противоположность шагу № 7).
Список цитированной и рекомендуемой литературы
1. AndrewsJ. D. W. The active self in psychotherapy. New York: Gardner, 1990.
2. Beck A. Depression: Clinical; experimental, and theoretical aspects. New York: Hoeber, 1967.
3. Beck A. Depression: Causes and treatment. Philadelphia, PA: University of Pennsylvania, 1975.
4. Beck A. Cognitive therapy and the emotional disorders. New York: American Library Trade, 1993.
5. Beck A. Beyond belief: A theory of modes, personality, and psycho-pathology / P. Salkovskis (Ed.) // Frontiers of cognitive therapy. New York: Guilford, 1996. P. 1-25.
6. Beck А. Т., Emery G., Greenberg R. Anxiety Disorders and Phobias: A Cognitive Perspective. New York: Basic Books, 1985.
7. Beck A., Rush A., Shaw В., Emery G. Cognitive therapy of depression. New York: Guilford, 1979.
' 8. Beck A., Wright F., Newman C, Liese B. Cognitive therapy of substance abuse. New York: Guilford. 1995.
9. BeckJ. Cognitive therapy: Basics and beyond. New York: Guilford, 1995. Ю. BeckJ. Cognitive therapy of personality disorders / P. Salkovskis ltd.) // Frontiers of cognitive therapy. New York: Guilford, 1996. p-165-181.
•1- BeckJ. Changing core beliefs: Use of the core belief worksheet / ". Rosenthal (Ed.) // Favorite counseling and therapy techniques. Washington DC: Accelerated Development, 1998.
'2. BeckJ. G., Zebb B.J. Behavioral assessment and treatment of panic border: Current status, future directions // Behavior Therapy. 1994. V- 25. P. 581-611.
13. Ellis A. Reason and Emotion in Psychotherapy. New York, 1952
14. Ellis A. Humanistic psychotherapy: The rational-emotive approach New York: McGraw-Hill, 1973.
15. Ellis A. Techniques for disputing irrational beliefs (DIB'S). ]\[ew York: Institute for Rational Living, Inc., 1974.
16. Ellis A. The rational-emotive approach to sex therapy // Counseling Psychologist. 1975. V. 5. P. 14-22.
17. Ellis A. Overcoming resistance: Rational-emotive therapy with difficult clients. New York: Springer, 1985.
18. Ellis A. How to stubbornly refuse to make yourself miserable about anything — yes, anything! Melbourne, Australia: The Macmillan Company of Australia, 1988a.
19. Ellis A. Are there «rationalist» and «constructivist» camps of the cognitive therapies? A response to Michael Mahoney // Cognitive Behav-iorist. 1988b. V. 10. P. 13-17.
20. Ellis A. Better, deeper, and more enduring brief therapy: The rational emotive behavior therapy approach. New York: Brunner/Mazel, 1995.
21. Ellis A., Dryden W. The practice of rational emotive behavior therapy. New York: Springer, 1996.
22. Ellis A., Grieger R. (Eds.) Handbook of rational-emotive therapy. New York: Springer, 1977.
23. Lazarus A. In the minds eye: The power of imagery for personal enrichment. New York: Rawson, 1977.
24. Lazarus A. Personal enrichment through imagery (cassette recordings). New York: BMA Audio Cassettes/Guilford Publications, 1982.
25. Lazarus A. The practice of multimodal therapy. Baltimore: MD John Hopkins University Press, 1989.
26. Lazarus A. Casebook of multimodal therapy. New York: Guilford, 1995.
27. Lazarus A. Time tripping / H. Rosenthal (Ed.)//Favorite counseling and therapy techniques. Washington, DC: Accelerated Development, 1998.
28. McMullin R., Giles T. Cognitive-behavior therapy: A restructuring approach. New York: Grune & Stratton, 1981.
29. Meichenbaum D. Changing conceptions of cognitive behavior modification: Retrospect and prospect //Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1993. V. 61. P. 292-204.
30. Meichenbaum D. A clinical handbook/practical therapist manual for assessing and treating adults with post-traumatic stress disorder (PTSD)-Waterloo, ON: Institute Press, 1994.
31. Premack D. Reinforcement theory / D. Levine (Ed.) // Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln, NB: University of Nebraska Press, 1965.
,0 WolpeJ- The practice of behavior therapy. New York: Pergamon
press, 1969. .
43 Александров А. А. Личностно-ориентированные методы психо-
«палии.СПб.: Речь, 2000.
34 Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии. Киев; М: Ника-Центр; Алетейа, 1999.
55. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь,
2001.
J6 Смит М.Дж. Тренинг уверенности в себе. СПб.: Комплект,
1997.
ГЛАВА 7ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ
ТЕОРИЯ
Трансактный анализ (ТА) (от лат. transactio — сделка и греч. analysis — разложение, расчленение) — психотерапевтическая методика группового и личностного роста, разработанная Эриком Берном (Берн, 1998). Теория Берна основана на процедуре анализа структуры личности. В качестве личностных структур, как интериоризаций социального опыта, здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трех состояний Я («Родитель» — «Ребенок» — «Взрослый»). «Родитель» представляет собой авторитарные тенденции индивида, «Ребенок» — подчиненную позицию, «Взрослый» — умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства.
Главной целью терапии ТА является ее ориентировка на изменение личности. Понимание проблем личности не рассматривается как конечная цель. Напротив, осознание их представляет собой инструмент для изменения личности. Изменение же состоит из принятия решения об изменении, а затем активного процесса по его реализации. При таком подходе практики ТА никогда не считали, что терапия должна быть длительной. В то же время кратковременная терапия не является единственным подходом в ТА. Для решения целого ряда проблем клиент и терапевт могут иногда работать в течение длительного времени, что также возможно в рамках теории ТА.
Существует несколько ключевых идей, которые лежат в основе теории ТА.
Модель эго-состояний (модель РВД).Основой ТА является модель эго-состояний. Эго-состояние — это совокупность связанных друг с другом способов поведения, мыслей и чувств как способ проявления нашей личности в данный момент. Модель описывает три различные эго-состояния.
Если я веду себя, мыслю и чувствую по принципу «здесь и теперь» и реагирую на то, что происходит вокруг меня, используя весь потенциал взрослой личности, то я нахожусь в эго-состоя-нии Взрослого. Временами я могу вести себя, мыслить и чувствовать, копируя одного из моих родителей или других людей, которых я воспринимал как родителей. В этом случае я. нахожусь в эго-состоянии Родителя. Иногда я возвращаюсь к поведению, мышлению и чувствам детства. В этом случае я нахожусь в эго-состоянии Ребенка.
В практике ТА часто просто говорят, что я в Ребенке, в Родителе или во Взрослом. Объединив вместе эти три эго-состояния, мы получаем трехчленную модель эго-состояний личности, которая является основой теории ТА. Модель традиционно изображается тремя соприкасающимися друг с другом окружностями (рис. 7.1). В связи с тем, что слово «ребенок» более нейтрально, чем слово «дитя», в тексте мы будем использовать термин «ребенок», а в диаграммах, чтобы избежать путаницы с «Родителем» (Р), будем обозначать «Ребенка» как Д.
Рис. 7.1. Структурная диаграмма первого порядка:
модель эго-состояний:
Р — эго-состояние Родителя: поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей или парентальных фигур; В — эго-состояние Взрослого: поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на «здесь и теперь»; Д — эго-состояние Ребенка (Дитя): поведение, мысли и чувства, присущие детскому возрасту
Так как три эго-состояния часто обозначаются по их начальным буквам, то сама модель соответственно называется моделью РВД. Это простое графическое изображение, в котором три эго-состояния не подразделяются на более мелкие элементы, называется структурной диаграммой первого порядка. Процесс анализа личности в терминах эго-состояний называется структурным анализом.
Суть модели эго-состояния заключается в том, что она позволяет устанавливать надежную связь между поведением, мыслями и чувствами.
Структурная модель показывает, что представляет собой каждое эго-состояние. Функциональная модель делит эго-состояния на части, чтобы показать, как мы их используем: структура = «что» = содержание; функция = «как» = процесс.
Функциональная модель более понятна, поэтому рассмотрим ее в первую очередь (рис. 7.2).
Рис. 7.2. Функциональныйанализ эго-состояний: КР — Контролирующий Родитель; ВР —' Воспитывающий Родитель; АД — Адаптивный Ребенок (Дитя); СД — Свободный Ребенок (Дитя);
В — Взрослый
Адаптивный Ребенок и Свободный Ребенок.Будучи взрослым, я часто проигрываю способы поведения, которым следовал в детстве, чтобы оправдать ожидания родителей. Когда я поступаю подобным образом, то нахожусь в части Адаптивного Ребенка моего эго-состояния Ребенка. Описывая эти способы
поведения нашего Адаптивного Ребенка, мы имеем в виду позитивного Адаптивного Ребенка. И наоборот, мы находимся в негативном Адаптивном Ребенке, когда проигрываем детские паттерны поведения, которые более не соответствуют нашей взрослой ситуации.
Иногда в детстве я поступал вопреки родительским требованиям. В этом случае я не адаптировался к ожиданиям родителей и не бунтовал против них. Я просто вел себя так, как хотел. Когда я, уже взрослым человеком, нахожусь в эго-состояний Ребенка, то иногда веду себя так же свободно, как в детстве. В этом случае я нахожусь в части Свободного Ребенка моего эго-состояния Ребенка. Иногда для описания этой части эго-состояния используется термин Естественный Ребенок.
Позитивный и негативный Свободный Ребенок.Паттерны поведения Свободного Ребенка можно также классифицировать как позитивные и негативные. Фраза «я в Свободном Ребенке» означает, что я веду себя, не обращая внимания на родительские правила или ограничения. Иногда они могут быть полезными для меня как взрослого человека ипоэтому классифицируются как позитивные. В ряде случаев поведение Свободного Ребенка явно негативно.
Таким образом, функциональная модель эго-состояния Ребенка подразделяется на Адаптивного и Свободного Ребенка (рис. 7.2).
Контролирующий Родитель и Воспитывающий Родитель.Когда я был ребенком, мои родители иногда говорили мне, что я должен, а чего не должен делать, контролировали или критиковали меня. Когда я поступаю подобным образом, повторяя своих родителей, то нахожусь в Контролирующем (Критикующем) Родителе.
В других случаях мои родители оберегали и заботились обо мне. Например, я упал и поранил коленку, а они утешали меня и накладывали повязку, Когда я проигрываю такое поведение моих родителей, то нахожусь в Воспитывающем (Заботливом) Родителе.
Мы изображаем две части функционального Родителя, разделяя это эго-состояние на две половины, как и в случае с Ребенком (рис. 7.2).
Позитивный и негативный Контролирующий и Воспитывающий Родитель.Мы находимся в позитивном Контролирующем Родителе тогда, когда наши родительские директивы по
отношению к другим людям искренне направлены на их защиту или поддержание их здоровья. Негативный Контролирующий Родитель описывает родительские образцы поведения, игнорирующие другого человека. Позитивный Воспитывающий Родитель заботится и помогает, уважая человека, которому оказывает помощь. Негативный Воспитывающий Родитель оказывает помощь с позиции превосходства, игнорируя другого человека.
Взрослый. В функциональной модели Взрослый обычно не подразделяется на составные части. Любое поведение характеризуется как взрослое, если оно является реакцией на ситуацию «здесь и теперь» с использованием всех ресурсов взрослой личности.
Для того чтобы определить, в каком функциональном эго-состоянии вы находитесь, необходимо проанализировать ваше поведение. Поэтому эти функциональные подразделения можно также называть поведенческими описаниями.
Чтобы показать, какую роль играют в вашей личности рассмотренные части эго-состояний, Джек Дюсей (Dusay, Steiner, 1971) разработал интуитивный способ изображения эго-состояний, назвав его эгограммой. Дюсей выдвинул гипотезу константности: «Когда одно эго-состояние увеличивается по интенсивности, другое или другие должны уменьшиться для компенсации. Изменение в распределении психической энергии происходит таким образом, что общее количество энергии остается постоянным».
Для того чтобы эффективно использовать модель эго-состояний, необходимо четко уяснить различие между структурой и функцией. Функциональная модель классифицирует наблюдаемые способы поведения, а структурная модель — хранимую память и стратегии.
Всегда, когда мы говорим о взаимодействии между людьми, нужно использовать функциональную модель. Структурная модель применяется при анализе внутреннего состояния человека.
Эрик Берн приводит четыре способа распознавания эго-состояний: поведенческий диагноз, социальный диагноз, исторический диагноз, феноменологический диагноз.
В поведенческом диагнозе, наблюдая за поведением человека, мы делаем вывод о том, в каком эго-состоянии он находится. При наблюдении можно слышать и видеть: слова, тон голоса, жесты, положение тела, выражение лица. Вы будете диагностировать
функциональное эго-состояние человека, наблюдая за его поведением.
В основе идеи социального диагноза лежит положение о том, что другие люди обращаются ко мне из эго-состояния, которое дополняет мое эго-состояние. Следовательно, выяснив эго-состояние, из которого они обращаются, я могу узнать об эго-со-стоянии, в котором нахожусь сам.
В историческом диагнозе мы задаем вопросы о том, каким был человек в детском возрасте. Мы спрашиваем о его родителях и парентальных фигурах. Это позволяет сделать двойную проверку наших впечатлений о функциональных эго-состояни-ях человека, а также узнать структуру эго-состояния. Исторический диагноз имеет дело как с процессом, так и содержанием.
В идеале нужно использовать все четыре вида диагноза. Однако на практике это часто невозможно, и мы диагностируем то, что можем.
Иногда я могу принять содержание эго-состояния моего Ребенка или Родителя за содержание Взрослого. В этом случае считается, что мой Взрослый контаминирован («загрязнен»). Происходит как будто бы вторжение одного эго-состояния в границы другого. Контаминация Родителем происходит тогда, когда я ошибочно принимаю Родительские девизы за реальность Взрослого. Когда они принимаются за реальные факты, Берн называет их предрассудками. При контаминации Ребенком я затуманиваю мое взрослое мышление заблуждениями (детскими представлениями). Это фантазии, принимаемые за реальную действительность.
Двойная контаминация бывает в том случае, когда человек проигрывает какой-то Родительский девиз, соглашается с ним, веря, как Ребенок, и ошибочно воспринимает его за действительность. Например: (Р) «Людям нельзя доверять», в сочетании с: (Д) «Я никому никогда не верю». Или: (Р) «Детей нужно видеть, но не слышать», в сочетании с: (Д) «Чтобы нормально жить, я должен молчать».
Берн считал, что иногда человек «выключает» одно или более из своих эго-состояний, и назвал этот процесс исключением.
Люди, которые исключили Родителя, не будут действовать в соответствии с готовыми жизненными принципами. Вместо этого они в каждой ситуации заново создают для себя собственные принципы. При исключении Взрослого я «выключаю» свою I взрослую способность к апробации действительности. Вместо этого слышу лишь внутренний диалог Родитель—Ребенок. В ре-579
зультате мои действия, чувства и мысли будут отражать их постоянную борьбу. Из-за того, что я не использую ресурсы Взрослого к тестированию реальности, мои мысли и поступки могут казаться даже странными. При этом существует вероятность того, что мне могут поставить диагноз психически больного. При исключении Ребенка мы «выключаем» воспоминания детства. На вопрос: «Какое у тебя было детство?» такие люди ответят: «Я не знаю. Я ничего об этом не помню». Когда мы, будучи взрослыми, выражаем свои чувства, то часто находимся в эго-состоянии Ребенка. Поэтому человека с исключенным Ребенком часто называют холодным или бесчувственным. Если исключены два из трех эго-состо-яний, то действующее эго-состояние называют константным, или исключающим.
Человек с константным Родителем будет жить только по родительским принципам. На вопрос: «Как, по вашему мнению, можно осуществить этот план?» он ответит: «Я думаю, что это хороший план. Выполняйте его, вот и все». На вопрос: «Как вы себя чувствуете?» он ответит: «В такие времена надо сохранять спокойствие, не так ли?»
Согласно Берну, человек с константным Взрослым «не способен испытывать удовольствие». Вместо этого он «только и делает, что планирует, собирает и обрабатывает информацию».
Человек в константном Ребенке будет всегда действовать, думать и чувствовать, как будто бы он еще находится в детстве. При встрече с какой-нибудь проблемой чувства этого человека усиливаются и «выключают» как Взрослое тестирование реальности, так и Родительские принципы. Такого человека другие люди будут рассматривать как незрелого или истеричного.
Трансакции.Трансакция имеет место тогда, когда я предлагаю вам какой-то вид коммуникации (общения), а вы отвечаете мне. Начало коммуникации называется стимулом, ответ —реакцией. Таким образом, трансакцию можно определить как транс-акционный стимул плюс трансакционная реакция. Берн считал трансакцию «основной единицей социального взаимодействия». Общение между людьми всегда принимает форму подобных цепочек трансакций.
Параллельные (дополняющие) трансакции. Этот вид трансакций определяется следующим образом: параллельная трансакция — это такая трансакция, в которой трансакционные векторы параллельны друг другу, а эго-состояние, в которое они направлены, является источником реакции (рис. 7.3, 7.4).
Рис. 7.3. Параллельная трансакция Р-Д, Д-Р: С - стимул; Р - реакция
Рис. 7.4. Параллельная трансакция СД-ВР, ВР-СД: С - стимул; Р - реакция
Первое правило коммуникации.Параллельная трансакция имеет элемент ожидания. Очевидно, что любой разговор через некоторое время подходит к концу, однако до тех пор, пока трансакции остаются параллельными, ничто в процессе коммуникации не прерывает чередования стимулов и реакций.
Пересекающиеся трансакции. Пересекающаяся трансакция -это такая трансакция, в которой векторы не параллельны друг другу, или эго-состояние, в которое они направлены, не является источником реакции. Когда трансакция пересекается, существует вероятность того, что человек, получающий пересекающуюся трансакцию, перейдет в эго-состояние, в которое была направлена трансакция. Тогда из нового эго-состояния он, скорее всего, будет направлять параллельные трансакции (рис. 7.5, 7.6).
Рис. 7.5. Пересекающаяся трансакция В-В, Р-Д: С — стимул; Р. — реакция
Рис. 7.6. Пересекающаяся трансакция Р-Д, В-В: С — стимул; Р — реакция
Второе правило коммуникацииговорит: при пересекающейся трансакции происходит разрыв коммуникации, для ее восстановления одному или обоим людям необходимо изменить свои эго-состояния.
Скрытые трансакции. В скрытой трансакции одновременно передаются два сообщения. Одно из них — открытое, или сообщение социального уровня, другое — скрытое, или сообщение психологического уровня. Доволвно часто сообщения социального уровня являются взаимодействием Взрослый—Взрослый. Сообщения психологического уровня обычно включают взаимодействия или Родитель—Дитя, или Дитя—Родитель (рис. 7.7).
Рис. 7.7. Двойная скрытая трансакция:
социальный уровень В-В, В-В; психологический уровень Р-Д, Д-Р: Сс, Сц — социальный и психологический стимулы; Рс> Рп — социальная и психологическая реакции ■
Любая скрытая трансакция, в которой социальное сообщение В—В перекрывает обмен на психологическом уровне между Р и Д (реже Д—Д или Р—Р), называется двойной трансакцией.
Эрик Берн описал еще один вид скрытой трансакции, которую он назвал угловой (рис. 7.8). В этом случае я могу направлять свой стимул на социальном уровне от Взрослого к Взрослому. Однако мое скрытое сообщение исходит из моего Взрослого к вашему Ребенку. Я надеюсь, что вы примете мое приглашение (стимул) и ответите реакцией из Ребенка.
Рис. 7.8. Угловая скрытая трансакция: -Сс, Сп — социальный и психологический стимулы; Р — реакция
ГЛАВА 7
Третье правило коммуникациигласит: поведенческий результат скрытой трансакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне.
Берн считал: когда люди общаются на двух уровнях, то, что реально происходит, всегда является результатом скрытых сообщений. Если мы хотим понять поведение людей, то должны уделять внимание психологическому уровню коммуникации. В терминах ТА это называют «думать по-марсиански».
В скрытой трансакции сообщение на социальном уровне передается словами. Для того чтобы «думать по-марсиански» на психологическом уровне, необходимо наблюдать за невербальными факторами (сигналами), которые выражаются тоном голоса, жестами, положением тела и выражением лица. Существуют еще более тонкие сигналы, проявляющиеся в дыхании, мускульном напряжении, частоте пульса, расширении зрачков, потливости и т. п.
«Поглаживания».Поглаживание определяется как единица трансакции. Можно классифицировать поглаживания следующим образом: вербальные или невербальные, позитивные или негативные, условные или безусловные.
К невербальным поглаживаниям можно отнести помахивание рукой, кивание головой, пожатие руки или похлопывание друг друга. Большинство трансакций включают в себя как вербальные, так и невербальные взаимодействия. Они могут быть также полностью невербальными. Трудно представить себе . трансакцию, которая была бы только вербальной и не имела бы невербального содержания, за исключением телефонного разговора.
Позитивные и негативные поглаживания. Позитивное поглаживание — это такое поглаживание, при котором получатель испытывает приятные чувства. Негативное же воспринимается болезненным образом.
Можно предположить, что люди всегда стремятся получать позитивные поглаживания и избегать негативных. На самом деле мы живем по совершенно другому принципу, а именно: любое поглаживание лучше, чем* его отсутствие.
Условное поглаживание связано с тем, что вы делаете, безусловное — с тем, что вы есть (что вы из себя представляете).
Когда какое-то поведение обеспечивает получение поглаживаний, мы стремимся повторить его. И с каждым разом, получая желаемое поглаживание благодаря этому поведению, стара-
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ
емся еще чаще использовать его в будущем. В этом случае поглаживание подкрепляет поведение, которое к нему приводит. Взрослые нуждаются в поглаживаниях в той же степени, как и дети, так же легко изменяют свое поведение, стремясь найти самые эффективные способы сохранения поступающих поглаживаний.
В терминах ТА у каждого человека есть свой предпочтительный коэффициент поглаживания.
Фильтр в поглаживаниях. Когда кто-либо получает поглаживание, которое не входит в его предпочтительный коэффициент поглаживания, то этот человек склонен игнорировать или преуменьшать его. Мы говорим, что он игнорирует или отфильтровывает это поглаживание. По-видимому, в каждом из нас имеется фильтр, пропускающий те поглаживания, которые входят в наш предпочтительный коэффициент, и не пропускающий поглаживания, которые в него не входят. В свою очередь, наш коэффициент поглаживания предназначен для поддержания существующего представления о нас самих.
Клод Стайнер (Steiner, 1968) предположил, что когда мы были детьми, наши родители внушили нам пять запрещающих правил о поглаживаниях:
• не давай поглаживаний, когда их надо давать;
• не напрашивайся на поглаживания, когда ты в них нуждаешься;
• не принимай поглаживаний, если ты нуждаешься в них;
• не отвергай поглаживаний, когда ты не нуждаешься в них;
• не гладь себя сам.
Структурирование времени.При встречах людей в группах или парах существуют шесть различных способов проводить свое время. Эрик Берн дал следующие определения этим шести видам структурирования времени: уход, ритуалы, времяпрепровождение, деятельность, игры, интимность. По мнению Берна, все эти способы способствуют удовлетворению структурного голодачеловека.
Если проанализировать каждый из этих шести видов структурирования времени, то,его.можно связать с имеющимися У нас знаниями об эго-состояниях и поглаживаниях. Интенсивность поглаживаний возрастает при движении вниз по списку — от ухода к интимности. Иногда в литературе по ТА высказывают мысль о том, что с движением вниз по списку возрастает также и степень психологического риска.
Уход. Когда человек уходит, он может физически оставаться в группе, однако при этом он не взаимодействует с другими членами группы. Во время ухода я могу находиться в любом эго-со-стоянии. При этом провести поведенческий анализ моего эго-со-стояния невозможно, так как отсутствуют его внешние признаки.
Ритуалы. Ритуал — это обычная форма социального взаимодействия, которое протекает по заранее спланированной программе. Ритуалы различаются по своей сложности. Самый простой из них — американское приветствие, включающее обмен одним поглаживанием: «Хай!», «Хай!» На другом полюсе находятся некоторые религиозные поглаживания. Последовательность в них заранее предопределена, а священник и прихожане следуют четким инструкциям во время выполнения какого-либо ритуала, который может длиться в течение многих часов. Структурно программа ритуалов соответствует эго-состоянию Родителя.
Времяпрепровождение. Времяпрепровождение протекает по знакомому пути, однако его содержание не так жестко запрограммировано по сравнению с ритуалом. Поэтому люди, участвующие во времяпрепровождении, имеют больше возможностей, чтобы приятно проводить свое время. В любом времяпрепровождении его участники только говорят о чем-то и ничего не предпринимают. В группе они только обсуждают свою и другие группы, при этом не проявляя каких-либо признаков, что они будут что-либо делать. Чаще всего участники времяпрепровождения будут обсуждать то, что произошло вчера, а не то, что происходит «здесь и теперь». Типичный пример времяпрепровождения — легкое и поверхностное общение во время торжественных приемов.
Времяпрепровождения обычно проигрываются из эго-состо-яния Родителя или Ребенка. На социальном уровне некоторые времяпрепровождения могут казаться времяпрепровождениями Взрослого, однако, если «подумать по-марсиански», то оказывается, что это Ребенок.
Деятельность. В этом случае общение между членами группы направлено на достижение цели, а не просто на ее обсуждение. В этом и заключается разница между деятельностью и времяпрепровождением. В деятельности люди направляют свою энергию на достижение какого-либо конкретного результата. В деятельности доминирует эго-состояние Взрослого. Это объясняется тем, что деятельность связана с достижением цели
«здесь и теперь». В деятельности мы иногда поступаем в соответствии с имеющимися правилами. В этом случае смещаемся в эго-состояние Адаптивного Ребенка или Позитивного Родителя.
Получаемые в результате деятельности поглаживания могут быть как условными позитивными, так и условными негативными.
Игры. Время от времени все мы играем в игры. Все игры являются проигрыванием стратегий ребенка, которые более неприемлемы для нас как взрослых людей. Следовательно, в соответствии с определением, игры проигрываются из любой негативной части эго-состояний: негативного Адаптивного Ребенка, негативного Контролирующего Родителя или негативного Воспитывающего Родителя. Из определения также видно, что игры не могут проигрываться из Взрослого.
Играм всегда присуще игнорирование на психологическом уровне. На социальном уровне игроки воспринимают игру как обмен интенсивными поглаживаниями. В начальной стадии игры испытываемые поглаживания могут быть как позитивными, так и негативными. В конце игры оба игрока испытывают негативные поглаживания. Степень психологического риска при этом выше, чем в деятельности и времяпрепровождениях.
Интимность. Когда социальный и психологический уровень совпадают друг с другом, то в этом и заключается существенное различие между интимностью и играми. Не менее важным является и то обстоятельство, что в интимности выражаемые чувства направлены на завершение ситуации.
В данном случае выбор Берном слова «интимность» необходимо понимать как специальный технический термин. Интимность как способ структурирования времени может иметь или не иметь отношение к интимности в обычном значении этого слова.
Сценарий жизни.В детстве каждый из нас пишет свой собственный сценарий жизни. Основной сюжет мы пишем в раннем детстве, до того, как научились говорить. Позднее мы лишь Добавляем детали к нашему сценарию. К семи годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть. Будучи взрослыми, мы обычно не осознаем, что написали для себя сценарий жизни. Тем не менее, мы в точности ему следуем. Без осознания этого факта мы устраиваем нашу Жизнь таким образом, что движемся к той финальной сцене, которую определили в детстве. Наряду с моделью эго-состояний
концепция сценария жизни является краеугольным камнем ТА. Она особенно важна в психотерапевтической деятельности. При анализе сценария мы используем концепцию сценария жизни для понимания того, как люди могут неосознанно создавать себе проблемы и как они решают их.
Как и любая история, ваш сценарий жизни имеет начало, середину и конец. В нем присутствуют герои, героини, злодеи и второстепенные персонажи, так же как основная тема и отдельные сюжетные линии. Сценарий жизни может быть комичным или трагичным; интересным и скучным; вдохновляющим и позорным.
Природа и определение жизненного сценария. Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером (Steiner, 1966), в середине 60-х годов XX века. С тех пор многие авторы внесли в нее свои оригинальные идеи. Концепция сценария стала одной из важных частей теории ТА, в настоящее время является, наряду с моделью эго-состояний, центральной идеей ТА и состоит из нескольких основных положений.
• Сценарий — это план жизни.
• Сценарий ведет к расплате (финалу).
• Человек сам принимает решение о сценарии.
• Сценарий подкрепляется родителями.'
• Сценарий лежит вне пределов осознания.
• Мы искажаем реальность с целью «оправдания» сценария. Происхождение сценария. Мы принимаем эти далеко идущие
детские решения о себе, других людях и мире, поскольку:
1) сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребенка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни;
2) сценарные решения принимаются в соответствии с эмоциями ребенка и его способом тестирования реальности.
Сценарий победителя, побежденного и не-победителя. По содержанию сценарии делятся на три группы: победителя, побежденного и не-победителя, или банальный.
Сценарий победителя. Берн определил победителя как «того, кто достигает поставленной перед собой цели». Под победой понимается также то, что поставленная цель достигается легко и свободно.
Сценарий побежденного. Побежденный — это «человек, который не достигает поставленной цели». И опять дело заключает -
ся не в самом достижении цели или в чем-то еще, а в степени сопутствующего комфорта.
В зависимости от трагичности финала сценарии побежденных можно классифицировать по трем степеням. Сценарий побежденного первой степени — это сценарий, в котором неудачи и потери человека не настолько серьезны, чтобы их обсуждать в обществе. Побежденные со второй степенью испытывают неприятные чувства, достаточно серьезные, чтобы их обсуждать в обществе. Сценарий третьей степени приводит к смерти, увечью, серьезной болезни или суду. Финалом этого сценария может стать тюремное заключение за разбазаривание фондов фирмы, пожизненная госпитализация в результате психического расстройства или попытка покончить жизнь самоубийством после провала на экзамене.