Тема 7. Особенности психического развития в младшем школьном возрасте

От 6-7 до 10-11. Ведущая деятельность – учебная.

Основоположники психологии младшего школьного возраста: Выготский, Эльконин, Давыдов, Цукерман.

Особенности соц ситуации развития-система отношений характерная для данного возраста: 1)изменение соц статуса ребенка (становится общественным субъектом-посещение школы),те появляются права и обязанности,его поведение оценивается по успешности в школе.Появляется учебная деятельность.Поведение произвольное.Появление нового типа отношений с окружающими: 1)появляется новая значимая фигура-учитель,непререкаемый авторитет;2)отношение к ребенку как взрослых так и сверстников во многом определяется успешностью учебной деятельности.

Трудности адаптационного периода:сложность усвоения нового режима и содержания жизни;сложность усвоения специфики отношений с учителем;изменение положения ребенка в школе;

Критерии успешной адаптации:

1. усвоение школьной программы

2. усвоение правил поведения

3. успешность социальных контактов

4. эмоциональное благополучие

Причины низкой адаптации:

1. неготовность ребенка к школе

2. неправильная организация учебного процесса

Существует документ, где прописаны рекомендации по обучению в адаптационный период.

Особенности УД:специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;в ходе УД осваиваются общие способы действий и научные понятия(осваиваются законы);знакомство с общими способами действий предваряет решению конкретных задач (закон-решение задач);ведет к изменениям в самом человеке;изменения в челе зависят от результатов собственной деятельности.

Характеристики УД:Предмет(то на что направлено)-общие способы действий.Структура-учебные мотивы-это причины побуждающие ребенка учиться.Учебная задача-задание на усвоение общего способа действий(на нахождения правила).Учебные действия-позволяют решить учебную задачу.Самоконтроль-сравнение результатов с образцом.Самооценка-соотношение результатов с целью.Средства учебной деятельности: мыслительные операции, языковые средства.

Познавательное развитие:

мышление становится доминирующей функцией

под влиянием мышления все познавательные процессы интеллектуализируются (память становится осмысленной, логической), становятся произвольными и осознанными, приобретают опосредованный характер (опосредованная память – логические приемы запоминания)Развитие мышления:

взаимообогащение всех видов мышления, развитие словесно-логического мышления (решение задач в умственном плане);выделение и обособление 2 фаз интеллектуального действия (подготовительная и исполнительная,те он думает-делает);развитие мыслительных операций;развитие рефлексии (умение анализировать себя, свои действия);становление внутреннего плана действий (в уме)

Ведущая роль мышления в познавательном сфере младшего школьника. ????

Особенности и направления развития личности. ????

Развитие – постоянное движение, в ходе которого происходит либо прогрессивное, либо регрессивное изменения.

Развитие личности. Особенности: доверие к взрослым;наивно игровое отношение к действительности; повышение восприимчивости и ориентация на внешний мир;внимательность, высокая подражательность. Основные направления:закрепление мотивации достижения(мотивация достижения успехов или избежание неудач);становление самостоятельности и трудолюбия.

Особенности общения.

Особенности общения мл школьника.Отношения с учителем:приобретают особую значимость; непререкаемый авторитет учителя;посприятие другого ч/з призму оценок учителя.Отношения со сверстниками:в период адаптации отходят на второй план;установление дружеских отношений, навыков общения.Динамика отношений и понимание дружбы( 5-7 лет):вместе играют,чаще видят;выбор друга определяется внешними причинами;обращают большое внимание на поведение,а не на качества личности.8-11лет:помогают друг другу,общение и интересы;выбор друга определяется качествами личности(доброта,внимание);складывается система личных отношений.Факторы влияющие на положение ученика в классе(1 класс):дети с высоким соц статусом:опрятная внешность;принадлежность к активу;готовность поделиться вещами;хорошая успеваемость и отношение к учебе.Дети с низким соц статусом:непричастность к активу; неопрятность;плохая учеба и поведение;непостоянство в дружбе;дружба с нарушителями порядка.3-4 класс+общественная активность,организаторские способности;привлекательная внешность;самостоятельность, честность,уверенность. «-»общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду,к чужим вещам.Направление работы педагога с изолированным учеником.Вовлечение изолированного в интересную деятельность;помощь в достижении успеха,приодоление аффективности (неэмоцианальность); выработка уверенности в себе;использование косвенных мер(посадить с лидером).Новообразования:рефлексия (самоанализ);произвольность; внутренний план действий.

Наши рекомендации