Психология человеческих взаимоотношений
Общение.При изучении данного вопроса нужно обратить внимание на то, что в современной литературе обычно выделяют три стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Необходимо иметь в виду, что в реальном общении эти три стороны тесно переплетены и практически неотделимы друг от друга. Кроме этого нужно обратить внимание на тот факт, что общение тесно связано с деятельностью, что они взаимно дополняют друг друга и играют большую важную роль в интеллектуальном и личностном развитии человека.
Техника и приемы общения.Здесь необходимо обратить внимание на следующее: когда говорят об умении человека общаться с другими людьми, прежде всего имеют в виду технику, средства и приемы общения, которые он использует, а они зависят как от цели общения, так и от культуры человека, уровня его развития, воспитания и образования.
Социальная психология групп.При рассмотрении данного вопроса нужно в общих чертах ознакомиться с психологическими особенностями больших социальных групп, но особое внимание необходимо уделить изучению социально-психологических особенностей малых групп, так как именно в них человек проводит большую часть своей жизни. А известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как тезис о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах, поскольку именно малая группа является непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида.
Лидерство и руководство в малой группе.Здесь необходимо обратить внимание на различия между руководством и лидерством, а также на отношения лидерства, руководства и подчинения. Важным является вопрос о стилях лидерства и их влиянии на межличностные отношения в группе.
Эффективность групповойдеятельности. Здесь важным является вопрос о критериях и параметрах эффективности группы и о факторах, влияющих на ее повышение.
Личность в группе.Рассматривая вопрос о влиянии группы на личность, необходимо обратить внимание на тот факт, что оно может быть как положительным, так и отрицательным или тем и другим одновременно в различных пропорциях, так как любая группа является носителем факторов и положительного, и отрицательного воздействия на индивида.
Восприятие и понимание людьми друг друга.Здесь нужно иметь в виду, что правильная, адекватная оценка людьми друг друга имеет жизненно важное значение как для обоих партнеров по общению, так и для других членов группы. Необходимо обратить особое внимание на факторы, способствующие и препятствующие правильному восприятию друг друга.
Внутригрупповые межличностные конфликты.Здесь необходимо обратить внимание на типологию конфликтов и пути их разрешения, а также на способы улучшения самочувствия личности в группе.
Деловое общение.При рассмотрении данного вопроса необходимо выяснить, в чем суть и особенности делового общения, чем оно отличается от других видов общения. Особое внимание надо обратить на факторы, влияющие на успех делового общения.
Структура делового общения.Здесь необходимо выделить основные элементы делового общения и обратить на них особое внимание.
Техника и приемы делового общения. Здесь необходимо обратить внимание на тот факт, что в деловом общении важно не только умение использовать общепринятые приемы общения, но и умение воспринимать и использовать невербальную информацию, знать и использовать язык психогеометрии.
Л и т е р а т у р а
Абелева И.Ю. Речь о речи. Психология общения. – М., 2004.
Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — М,. 2004.
Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. — М., 1999.
Богданов Е.Н. Психология личности в конфликте. - СПб., 2004.
Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 2004.
Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2004.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с. англ. — М., 1989.
Кон И. С. Открытие «Я». — М., 1978.
Крижанская Ю. С, Третьяков В. П. Грамматика общения. — М., 1999.
Кричевский Р. Л., Дубровская Е. М. Психология малой группы. — М., 1999.
Лабунская В. А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. — Ростов н/Д., 1996.
Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов вузов. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.- М., 2003.
Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 2001.
Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. — М.,1992.
Тимченко Н. М. Тайны успеха делового общения. — СПб., 1997.
Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании. – М., 2004
Ягер Джен. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. – М., 1997.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое общение?
2. В чем отличие общения человека от общения животных?
3. Какую роль играет общение в развитии человека как личности?
4. Что вы знаете о технике и приемах общения?
5. Какую роль в общении играют невербальные средства передачи информации?
6. Какие три стороны общения обычно выделяют?
7. Что такое малая группа? Каковы ее социально-психологические характеристики?
8. Что такое руководство и лидерство в группе?
9. Какие стили лидерства вам известны?
10. Какие пути и средства повышения эффективности групповой работы вы знаете?
11. Что такое психологический климат?
12. В чем заключается двойственность влияния группы на личность?
13. Что такое явление конформизма?
14. Что представляют собой эффекты первичности и новизны восприятия людьми друг друга?
15. Какие виды межличностных внутригрупповых конфликтов вам известны?
16. Какие существуют пути разрешения внутригрупповых конфликтов?
17. Какова роль языка психогеометрии в межличностном общении?
18. В чем суть делового общения?
19. Какие виды делового общения вам известны?
20. Какова структура деловой встречи?
21. Какие факторы, влияющие на успех делового общения, вам известны?
22. Влияет ли внешний вид делового человека на успех деловой встречи?
23. Влияет ли умелое использование языка невербального общения на успешное завершение деловой встречи?