ИССЛЕДОВАНИЕ 2 Методика
Испытуемые.Испытуемыми были 24 взрослые женщины и 17 взрослых мужчин, которые звонили потелефону из общественных телефонов-автоматов, расположенных в крытых торговых пассажах в пригородах Сан- Франциско и Филадельфии. Из числа испытуемых были исключены те покупатели, которые были не одни, и те, кто нес пакеты с покупками.
Процедура.Телефонные будки были «подготовлены» следующим образом. Экспериментатор- женщиназвонила из автомата и, не дозвонившись, якобы забирала свой десятицентовик из ячейки для возврата монет и уходила. На самом деле в половине испытаний, выбранных случайным способом, монета оставалась в ячейке для возврата монет. Таким образом, испытуемые, воспользовавшиеся телефоном, неожиданно получали десять центов, когда они заглядывали в ячейку перед тем, как позвонить, во время разговора или после его окончания; эти испытуемые входили в экспериментальную группу. Контрольная группа состояла из испытуемых, не получавших неожиданных денег, то есть воспользовавшихся телефоном, где не было «забытого» десятицентовика.
Экспериментатор создавала экспериментальные или контрольные условия, не информируя об этом свою помощницу. Это делалось для того, чтобы устранить любую систематическую предвзятость в поведении женщины-помощницы, ронявшей бумаги. Экспериментатор также проверяла, заглянул ли испытуемый в ячейку для возврата монет. Этого не сделали только некоторые испытуемые, и их данные были исключены из анализа для того, чтобы не получить в итоге выборку испытуемых, которая непреднамеренно отобрана по показателю внимания. По этой причине ни один испытуемый, попавший
в телефонную будку при экспериментальном условии и просто не заметивший монету, не был включен
в контрольную группу.
Пока испытуемый звонил по телефону, помощница экспериментатора незаметно наблюдала за ним, притворяясь, что рассматривает витрину магазина, в то время как на самом деле она видела отражение испытуемого в окнах магазина. Наблюдение проводилось лишь для того, чтобы узнать, когда испытуемый выйдет из телефонной будки. Когда испытуемый покидал будку, помощница экспериментатора шла в том же направлении, немного опережая испытуемого, и роняла на его (ее) пути
папку, полную бумаг. Зависимой переменной было то, поможет ли испытуемый женщине-помощнику экспериментатора собрать бумаги.
Результаты
В табл. 2 показано количество мужчин и женщин из экспериментальной и контрольной групп, которые оказали помощь. Точный тест Фишера для данных о помощи, оказанной женщинами, показал, что существует значимая связь между получением десятицентовой монеты и оказанием помощи (p < 0,005). Аналогичные результаты (p = 0,025) были получены и для мужчин.
Таблица 2 Эксперимент 2: количество людей из каждой группы, оказавших помощь
Группа | Женщины | Мужчины | |||
Помогли | Не помогли | Помогли | Не помогли | ||
Монета в 10 центов | |||||
Отсутствие монеты |
Обсуждение
Эти результаты показывают, что даже тогда, когда хорошее настроение индуцируется без участия другого человека, в оказании непрошеной помощи возникают различия. Для мужчин результаты оказались менее выраженными, чем для женщин, но это очевидное различие можно объяснить тем, что испытуемых-мужчин было меньше, чем испытуемых-женщин. Поскольку в нашем обществе существуют определенные нормы, предписывающие мужчинам оказывать помощь в подобной ситуа-ции, то можно было ожидать, что поведение мужчин в большей степени, чем поведение женщин, будет зависеть не только от манипуляций независимой переменной, но также будет отражать эти нормы учтивости. Полученные данные показывают, что помощь не оказала ни одна женщина из контрольной группы, в то время как один мужчина из контрольной группы все же помог. Тем не менее следует отметить, что двое мужчин из экспериментальной группы не оказали помощи, в то время как все женщины из экспериментальной группы помогли. Поэтому несмотря на то, что поведение мужчин в этой ситуации может быть сложнее, чем поведение женщин, его нельзя объяснить простой вежливостью.
Совместные результаты этих двух экспериментов подтверждают гипотезу о том, что хорошее настроение способствует оказанию помощи. Поскольку хорошее настроение генерировалось разными способами и в различной обстановке, а виды оказанной помощи и источники выборки испытуемых также изменялись, то, по-видимому, связь между хорошим настроением и помощью обладает некоторой эмпирической общностью. Однако мы признаем, что не решен вопрос о том, почему хорошее настроение приводит к оказанию помощи или, точнее говоря, чем обусловлена связь между этими двумя переменными. Более того, если удастся ответить на этот вопрос, то можно углубить понимание более общего и важного вопроса о том, как наблюдаемые детерминанты оказания помощи, такие как успех, хорошее настроение, плохое настроение при некоторых обстоятельствах, чувство вины, вербальный контакт и присутствие или отсутствие других людей, связаны друг с другом. Имеется в виду, что хотя эти состояния или события могут казаться независимыми друг от друга детерминантами оказания помощи, в этом качестве они могут обладать общими аспектами. Если это так, то выгоднее изучать факторы, определяющие оказание помощи, исходя из более широкой концепции, такой как поддержание положительного эмоционального состояния или восприятие затрат и вознаграждений или их обеих, и такая возможность сейчас исследуется.
ЛИТЕРАТУРА
Aderman D. Effect of prior mood on helping behavior. Unpublished doctoral dissertation. — University of Wisconsin,1971.
Aderman D., Berkowitz L. Observational set, empathy, and helping. — Journal of Personality and Social Psychology, 14,1970. P. 141-48.
Berkowitz L., Connor W. H. Success, failure, and social responsibility. — Journal of Personality and Social Psychology, 4,1966. P. 664-69.
hen A. M. Success, failure, attention, and reaction to others: The warm glow of success. — Journal of Personality andSocial Psychology, 15, 1970. P. 294-301.
***