Опросные методы исследования

Введение в общую психологию

План лекции

  1. Предмет, объект и задачи психологии
  2. Место психологии в системе наук
  3. Методы психологии
  4. Основные этапы развития психологического знания

Психология

• (от греч. psuche - “душа” logia – “понимание”, “знание”, “учение”) в дословном переводе “наука о душе”.

• это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Житейская и научная
психология

Житейская психология Научная психология
конкретность обобщения (научные понятия)
интуитивность рациональность
ограниченность неограниченность в способах передачи
наблюдение, размышление эксперимент
  обширность и разнообразие материала

Предмет и объект психологии

предмет изучения - закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных

Задачи психологии

Основная задача психологии как науки - раскрытие законов возникновения, развития и протекания психической деятельности человека, становление его психических свойств, выявление жизненного значения психики и тем самым оказание помощи при её овладении, целенаправленное её формирование соответственно потребностям общества

Задачи психологии

• изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, сущность психических явлений и их закономерности; научиться управлять ими; содержательный аспект

• анализировать становление и развитие психических процессов и явлений; аспект развития, динамический

• содействовать внедрению научных психологических знаний в практику жизни и деятельности людей (например, разработка методик обучения, рациональная организация труда и др.)

Функции психологии как науки

• развитие психологической теории;

• интеграция психологического знания в единый свод наукознания;

• разработка психологических технологий для практики;

• распространение психологической теории и практики;

• вооружение психологическим знанием и продуктивными технологиями всех социальных объектов;

• создание системы социально-психологического сопровождения жизни и труда в различных условиях.

Парадигма

• Общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон , теорию, их практическое применение, метод, оборудование и др.

• Это правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе

• Т.Кун «Структура научных революций

Место психологии в системе наук

современная психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками

Б.М.Кедрова

Отрасли психологии

основания классификации:

1) норма и патология психики и личности человека;

2) виды конкретной деятельности;

3) развитие личности и психики человека и животных;

4) отношение человека (как субъекта развития и деятельности) к природе, обществу

Методы психологии

• Метод - путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности

• Научный метод - совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта

Классификация
Б.Г. Ананьева

  1. Организационные: сравнительный, лонгитюдный, комплексный.
  2. Эмпирические: обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный), психофизиологические, анализ продуктов и процессов деятельности (праксиметрические методы), моделирование, биографический метод.
  3. Методы обработки данных: методы математической статистики, качественного описания.
  4. Интерпретационные методы: генетические (фило- и онто-), структурные (классификация, типологизация)

Методы психологии

• Основные - наблюдение и эксперимент

• Специфические - методы тестирования, опроса, анализа продуктов деятельности и т.д.

• Широкое применение в психологии нашли также методы математического моделирования, статистический анализ и др.

Наблюдение

• это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения

• Требования: цель, избирательность, плановость, систематичность, полнота, объективность

Эксперимент

• от лат. experimentum — проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности

• Лабораторный и естественный

• Констатирующий, формирующий, контрольный; пилотный

Опросные методы исследования

Опрос —метод сбора первичной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные в соответствии с целями и задачами исследования

Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью).

Тестовые методы

• Термин «тест» (англ. test – проба, проверка, опыт, испытание, исследование) был введен основателем тестовой диагностики американским психологом Д.Кеттелом в конце XIX века.

• Тест – это стандартизированное задание или система контрольных заданий, нацеленных на измерение актуального уровня знаний, умений и навыков, а также способностей испытуемого.

Выбор методов

• Выбор методов определяется задачами исследования, спецификой социального объекта, интерпретацией понятий и содержанием гипотез.

• Методология -это учение о методах и процедурах научной деятельности

Наши рекомендации