Опросные методы исследования
Введение в общую психологию
План лекции
- Предмет, объект и задачи психологии
- Место психологии в системе наук
- Методы психологии
- Основные этапы развития психологического знания
Психология
• (от греч. psuche - “душа” logia – “понимание”, “знание”, “учение”) в дословном переводе “наука о душе”.
• это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
Житейская и научная
психология
Житейская психология | Научная психология |
конкретность | обобщения (научные понятия) |
интуитивность | рациональность |
ограниченность | неограниченность в способах передачи |
наблюдение, размышление | эксперимент |
обширность и разнообразие материала |
Предмет и объект психологии
предмет изучения - закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных
Задачи психологии
Основная задача психологии как науки - раскрытие законов возникновения, развития и протекания психической деятельности человека, становление его психических свойств, выявление жизненного значения психики и тем самым оказание помощи при её овладении, целенаправленное её формирование соответственно потребностям общества
Задачи психологии
• изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, сущность психических явлений и их закономерности; научиться управлять ими; содержательный аспект
• анализировать становление и развитие психических процессов и явлений; аспект развития, динамический
• содействовать внедрению научных психологических знаний в практику жизни и деятельности людей (например, разработка методик обучения, рациональная организация труда и др.)
Функции психологии как науки
• развитие психологической теории;
• интеграция психологического знания в единый свод наукознания;
• разработка психологических технологий для практики;
• распространение психологической теории и практики;
• вооружение психологическим знанием и продуктивными технологиями всех социальных объектов;
• создание системы социально-психологического сопровождения жизни и труда в различных условиях.
Парадигма
• Общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон , теорию, их практическое применение, метод, оборудование и др.
• Это правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе
• Т.Кун «Структура научных революций
Место психологии в системе наук
современная психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками
Б.М.Кедрова
Отрасли психологии
основания классификации:
1) норма и патология психики и личности человека;
2) виды конкретной деятельности;
3) развитие личности и психики человека и животных;
4) отношение человека (как субъекта развития и деятельности) к природе, обществу
Методы психологии
• Метод - путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности
• Научный метод - совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта
Классификация
Б.Г. Ананьева
- Организационные: сравнительный, лонгитюдный, комплексный.
- Эмпирические: обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный), психофизиологические, анализ продуктов и процессов деятельности (праксиметрические методы), моделирование, биографический метод.
- Методы обработки данных: методы математической статистики, качественного описания.
- Интерпретационные методы: генетические (фило- и онто-), структурные (классификация, типологизация)
Методы психологии
• Основные - наблюдение и эксперимент
• Специфические - методы тестирования, опроса, анализа продуктов деятельности и т.д.
• Широкое применение в психологии нашли также методы математического моделирования, статистический анализ и др.
Наблюдение
• это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения
• Требования: цель, избирательность, плановость, систематичность, полнота, объективность
Эксперимент
• от лат. experimentum — проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности
• Лабораторный и естественный
• Констатирующий, формирующий, контрольный; пилотный
Опросные методы исследования
Опрос —метод сбора первичной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные в соответствии с целями и задачами исследования
Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью).
Тестовые методы
• Термин «тест» (англ. test – проба, проверка, опыт, испытание, исследование) был введен основателем тестовой диагностики американским психологом Д.Кеттелом в конце XIX века.
• Тест – это стандартизированное задание или система контрольных заданий, нацеленных на измерение актуального уровня знаний, умений и навыков, а также способностей испытуемого.
Выбор методов
• Выбор методов определяется задачами исследования, спецификой социального объекта, интерпретацией понятий и содержанием гипотез.
• Методология -это учение о методах и процедурах научной деятельности