Предложения обозначено заглавной буквой первого слова, окончание – точкой, следующей за последним словом

является Человек накоплена на столетий предметом протяжении, о многих колоссальная нем наук многих информация.

единой удовлетворительной не она к, концепции Но человека приводит.

все становится: принципе человек, его в Сегодня загадочный постижении

неисчерпаемый, во очевидней многом предмет; – сверхсложный полное невозможно.

причины можно концепцию как минимум человека человека в веках

осуществляется человеком; кусочков, накопленные как Этому образ сложить из назвать самим в отдельных, : познание мозаику; нельзя три нельзя объединять единую знания разных.

Б-10-3. Прокомментируйте исторический анекдот:

- Что такое человек? – спросил Сократ одного философа

- Это двуногое существо без шерсти и перьев.

Сократ молча удалился, а потом, вернувшись, швырнул к ногам философа нечто со словами: «Вот твой человек». Это оказался



общипанный петух.

Б-10-4. Выполните задания:

а) Представьте, что вы – студент-медик, которого попросили

описать типичного представителя вида Homo sapiens. Какие характеристики вы включите в описание?

б) Представьте, что вы – школьный психолог, которого попросили

описать портрет «типичного выпускника школы». Что вы отметите?

в) Представьте, что вы – ученый, изучающий проблему гениальности. Какие черты гениальных людей вы укажете прежде всего?

Сравните свои описания с описаниями других студентов. Чем вы объясните полученные результаты?

Б-10-5. Объясните результаты, полученные в исследовании, с точки зрения

взаимодействия биологического и социального факторов:

Изучалось формирование черт личности психически здоровых людей, чей рост не превышал 130 см. Было выявлено значительное сходство структуры их личности. В частности, у них наблюдался инфантильный юмор, некритичный оптимизм, непосредственность, низкий уровень

застенчивости.

Б-10-6. Предскажите результаты исследования. Ответ обоснуйте.

В исследовании изучалось влияние опыта игры в «дочки-матери» в

детстве на становление отцовского поведения во взрослой жизни. Испытуемые были разделены на две группы: те, кто вспоминает игру в «дочки-матери» как обычное для своего детства дело и те, которые не играли в эту игру. В какой группе во взрослой жизни наблюдалось более эффективное отцовское поведение, большая степень заботы о ребенке?

Почему?

Задания В

В-1. Выполните тест «Кто Я? Двадцать утверждений».

Инструкция: В течение15минут ответьте на вопрос«Кто я такой»,

использовав для этой цели 20 слов или словосочетаний.

Обработка и интерпретация:

Подсчитайте получившееся количество ответов. Оно свидетельствует о



том, насколько хорошо человек знает самого себя. Согласно А.М. Прихожан (1997), если человек написал меньше, чем 15 ответов, он знает

себя не очень хорошо, если больше 15 – можно утверждать, что он знает себя.

Отметьте в своих самоописаниях качества, которые характеризуют вас

как индивида, как личность и как индивидуальность. Каких качеств получилось больше? Почему?

Литература

1) Панферов В.Н. Психология человека. – СПб., 2000, 2002.

2) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2003.

3) Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.

4) Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., 2005.

5) Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1986.

6) Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века. –

М., 1997.

7) Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

8) Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001.

9) Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001.

10) Слободчиков В.И., Исаев И.В. Основы психологической антропологии. – М.,

2000.

11) Солсо Р. Л. Когнитивная психология. – М., 1996.

12) Уотсон Дж. Бихевиоризм. // Хрестоматия по истории психологии под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1980. С. 34-44.

13) Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – СПб., 2007.

14) Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М., 2000.

Преобразования человека и психики

Задания А

А-1.Вставьте пропущенные буквы:

Антр…п…г…нез Онт…г…нез Ф…л…г…нез

М…рф…г…нез П…рц…птивная психика

Такс…с

Вид…сп…ц…фичность инст…нктивного поведения

…бл…гатное научение Г…м…нидная тр..ада Гр…гарный отбор

…пре…меч…в…ние

Соци…лизация

Лев Семёнович Выготский

Предложения обозначено заглавной буквой первого слова, окончание – точкой, следующей за последним словом - student2.ru

(1896 - 1934)



А-2.

А-3.

…кс…л…рация

Г…т…р…хронность Д…зонт…г...н…з

С…нз…тивный период

Ответьте на вопросы по литературе для обязательного конспектирования (Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собрание сочинений в 6 томах. Том 3. – М., 1983, главы 1-5):

1. Верно или нет:

Л.С. Выготский являлся сторонником биогенетического закона В высшей психической структуре функциональным определяющим

целым или фокусом всего процесса является знак и способ его употребления

Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, сперва - в психологическом, сперва как интрапсихическая, затем внутри ребенка, как категория интерпсихическая.

Всякая новая форма культурного опыта является не просто извне, независимо от состояния организма в данный момент развития, но

организм, усваивая внешние влияния, усваивая целый ряд форм поведения, ассимилирует их в зависимости от того, на какой ступени

психического развития он стоит

2. Назовите линии развития, которые, согласно Выготскому, сливаются в онтогенезе человека.

3. Чем определяется система активности ребенка на каждой ступени его

развития?

4. Назовите типы перехода внешних операций во внутренние, приведите примеры.

Приведите в соответствие столбцы, соединив линией автора с его открытием:



Л.С.

Выготский

К.Э. Фабри

Д.Б. Эльконин

Э. Геккель

Ф. Гиддингс

Закон рекапитуляции

Стадии психического отражения

Культурно-историческая концепция формирования высших психических функций

Периодизация психического развития на основе выделения ведущих видов деятельности, характерных для возрастного этапа

Ввел в научный обиход понятие «онтогенез»

Автор понятия «социализация»

А-4.Сделайте для себя шпаргалкупо теме«Преобразования человека и психики»в любой удобной для вас форме.

Задания Б

Наши рекомендации