При зеркальном переносе
В чем состоит цель и каково содержание специфических процессов переработки, которые приводятся в действие при анализе грандиозной самости? Как и в предыдущем обсуждении процесса переработки при идеализирующем переносе, лучше всего начать со сравнения процесса переработки, фокусирующегося на грандиозной самости при зеркальном переносе, с хорошо известными аналогич-ными терапевтическими действиями при анализе неврозов переноса.
Важнейшим терапевтическим инструментом при психоаналитическом лечении неврозов переноса является интерпретация бессознательных направленных на объект
стремлений (и защит от них), которые были мобили-
зованы терапевтической ситуацией и которые используют
предсознательный образ аналитика в качестве главного
средства формирования переносов. Процесс переработ
ки, то есть повторная встреча Эго с вытесненными стрем-
лениями и его конфронтация с архаичными методами, используемыми для отражения этих стремлений, ведут к расширению сферы влияния Эго, что и составляет цель психоаналитической терапии.
Аналогично инвестициям инцестуозного объекта, которые становятся реактивированными в процессе ана-лиза неврозов переноса, грандиозная самость, активированная при зеркальном переносе, не интегрируется в ориентированную на реальность организацию Эго, л вследствие патогенных переживаний (например, длительных тесных отношений с нарциссической матерью, сопровождавшихся травматическим отвержением и разочарованием) становится диссоциированной от остальной части психического аппарата. Таким образом, эксгибиционистские побуждения и грандиозные фантазии остаются изолированными, отщепленными, отвергнутыми
и/или вытесненными и являются недоступными модифицирующему влиянию реальности Эго.
У меня нет здесь возможности подробно останавливаться на недостатках и преимуществах (для адаптации), которые возникают у развивающейся личности вследствие диссоциации и/или вытеснения грандиозной самости, и я лишь укажу на две основные с ними связанные психические дисфункции: (1) напряжение, вызываемое запруживанием примитивных форм нарциссического эксгибиционистского либидо (возросшая тенденция к ипохондрической озабоченности, застенчивость, чувство стыда и смущение), и (2) снижение способности адекватно оценивать самого себя, а также получать Эго-синтонное удовольствие от своей деятельности (включая Funktionslust1 [Бюлер]) и добиваться успехов, обусловленное тем, что нарциссическое либидо оказывается привязанным к нереалистичным бессознательным или отвергнутым грандиозным фантазиям и к грубому эксгибиционизму отщепленной и/или вытесненной грандиозной самости и, таким образом, недоступным для Эго-синтонных действий, стремлений и успехов, имеющих непосредственное отношение к (пред)сознательному самовосприятию.
Если, например, нарциссическое либидо пациента тесно связано с вытесненными нетрансформированными фантазиями о полете, он может быть лишен не только ощущения благополучия, которое происходит от здоровой двигательной активности, но и удовольствия от целенаправленной деятельности и «полета воображения» (Ster-ba, 1960, p. 166), то есть от сублимированного действия-мысли. Здесь можно добавить, что фантазии о полете, по-видимому, часто являются характерной чертой не-трансформированной инфантильной грандиозности. Ее ранние стадии одинаковы у обоих полов и, вероятно, подкрепляются экстатическими ощущениями, возникающими у маленького ребенка, когда о нем заботится всемогущий идеализированный объект самости. Однако ее поздние стадии связаны у мальчиков с переживаниями блаженства, которыми сопровождается поднятие пениса во время первой эрекции (Greenacre, 1964). Разумеется,
1 Функциональное удовольствие (нем.), — Примечание переводчика.
сновидения и фантазии о полете повсеместно распространены и многообразны2.
Важнейший аспект процессов переработки при зеркальном переносе включает в себя мобилизацию отщепленной и/или вытесненной грандиозной самости, а также формирование предсознательных и сознательных дериватов, которые проникают в реальность Эго в форме эксгибиционистских стремлений и грандиозных фантазий. В целом аналитики знакомы с мобилизацией поздних стадий развития грандиозной самости, когда ее грандиозность и эксгибиционизм объединяются с прочно установленными направленными на объект стремлениями. Специфические внешние ситуации в эдиповой фазе развития
Иррациональный страх высоты (акрофобия), как я сумел убедиться благодаря психоаналитическому исследованию двух пациентов, не конструируется — по крайней мере в некоторых случаях — в соответствии с моделью психоневротического симптома (то есть как страх символической кастрации в ответ на мобилизацию инцестуозных желаний [см. в этом контексте Bond, 1952]), а обусловлен мобилизацией инфантильной грандиозной веры в способность летать. То есть нетрапсформированная грандиозная самость побуждает Эго совершить прыжок в пустоту, чтобы парить или плыть в пространстве. Однако реальность Эго реагирует тревогой на активность тех секторов собственной сферы, которые склонны повиноваться угрожающему жизни требованию.
Основная психопатология, которой объясняются эти случаи акрофобии, соответствует психопатологии, составляющей метапсихологический субстрат ряда двигательных расстройств (см. Kohui, 1970a). Другими словами, предрасположенность некоторых индивидов к возникновению двигательных расстройств также не формируется подобно истерическому симптому. То есть симптом возникает не из-за того, что ритмические движения реактивируют переживание сексуальной стимуляции, подвергшейся запрету в детском возрасте, а вследствие повторного нарушения надежного слияния с идеализированным объектом самости - например, в результате того, что человек оказался во внешней ситуации (такой, как поездка на автомобиле с лишенным эмпатии водителем), напоминающей лишенную эмпатии заботу идеализированного объекта о ребенке, который пытался через слияние с ним обрести психологическую стабильность и безопасность.
ребенка способствуют становлению этого типа грандиозности, которая в таких случаях воспринимается в рамках объектно-либидинозных стремлений (и подчинена им). Если у ребенка нет реального взрослого соперника, например в случае смерти или отсутствия в эдиповой фазе родителя того же пола, или если взрослый соперник обесценивается эдиповым объектом любви, или если взрослый объект любви стимулирует грандиозность и эксгибиционизм ребенка, или если ребенок подвергается воздействию этих констелляций в различных сочетаниях, то тогда фаллический нарциссизм ребенка и грандиозность, соответствующие ранней эдиповой фазе, не сталкиваются с противодействием со стороны реалистичных ограничений ребенка, которые возникают в конце эдиповой фазы, и ребенок остается фиксированным на своей фаллической грандиозности.
Разнообразные (зачастую, но не всегда, неблагоприятные) симптоматические последствия таких фиксаций всем хорошо известны — например, контрфобически преувеличенные демонстративные действия так называемых фаллических личностей (гонщики, сорвиголовы и т.п.), когда тревожное Эго отказывается от ранее приобретенного понимания того, что эдипова экзальтация была нереалистичной, и, отрицая интенсивный страх кастрации, утверждает свою неуязвимость перед лицом реальной опасности и требует для своего подкрепления постоянной подпитки в виде восхищения и оваций.
Однако ненадежность Эго в таких случаях фиксации на ранней эдиповой грандиозности едва ли обусловлена исключительно нереалистическим характером желаний и притязаний фаллической грандиозной самости. В действительности не сопровождающиеся психологическими осложнениями фиксации этого типа иногда приводят к тому, что Эго пытается действовать — не выстраивая защит, то есть в первую очередь не для того, чтобы почувствовать себя уверенным перед лицом угрозы страха кастрации — в соответствии с требованиями фаллической грандиозности, которая в свою очередь при доле везения и наличии определенных способностей может добиться ценных реалистических достижений.
И все же в большинстве случаев взаимосвязь причины и следствия является более сложной. Например, за образами, касающимися отношений грандиозной самости мальчика с обесцененным отцом (в случае девочки — с обесцененной матерью), очень часто стоит глубинное имаго опасного, могущественного соперника-родителя, и, как отмечалось выше, защитный эдипов нарциссизм сохраняется прежде всего для того, чтобы усилить отрицание страха кастрации.
Важно понимать не только то, что эдипова грандиозность ребенка имеет защитный характер; заслуживает внимания и тот факт, что за обесценивающей установкой эдипова объекта любви (в случае мальчика — матери) по отношению к эдипову сопернику (отцу) и явным предпочтением (гиперстимулированного таким образом) ребенка (сына) у эдипова объекта любви (матери) обычно скрывается восхищение и благоговение перед собственным эдиповым объектом любви (отцом матери). Таким образом, мать, которая явно принижает взрослого мужчину (то есть отца мальчика) и, по-видимому, предпочитает сына, испытывает глубокое восхищение, смешанное с чувствами благоговения и страха, по отношению к бессознательному имаго ее собственного отца. Сын принимает участие в защитном принижении матерью его отца и конкретизирует эту эмоциональную ситуацию с помощью грандиозных фантазий; однако он ощущает страх матери перед сильным мужчиной, обладающим взрослым пенисом, и (бессознательно) понимает, что ее восхищение им, сыном, будет сохраняться лишь до тех пор, пока он не вырастет и не станет независимым мужчиной. Другими словами, он функционирует как часть защитной системы матери.
Однако в большинстве случаев, которые рассматриваются в данной работе, речь не идет о последствиях фиксации на эдиповой грандиозности (характеризующейся смешением сильного объектного катексиса и страха кастрации) — в них основные фиксации связаны с ранними этапами развития детского нарциссизма. Оставляя в стороне структурные сложности, возникающие, когда фаллическая фиксация скрывается за проявлениями
защитных регрессивных инфантильных установок или когда ранние фиксации представлены посредством более поздних (например, эдиповых) переживаний («наложение»), я бы хотел теперь обратиться к обсуждению содержания и роли дофаллической грандиозной самости и с нею связанной аналитической работы.
Цель анализа, разумеется, состоит в том, чтобы включить во взрослую личность (в реальность Эго) вытесненные или иным образом дезинтегрированные (изолированные, отщепленные, отвергнутые) аспекты грандиозной самости независимо от того, какое место они занимают в процессе развития, и заставить служить их энергию зрелому сектору Эго. Таким образом, основная деятельность в клиническом процессе при установлении зеркального переноса вначале связана с раскрытием пациентом своих инфантильных фантазий об эксгибиционистской грандиозности. Однако осознание и все большее принятие реальностью Эго ранее диссоциированных грандиозных стремлений и, как следствие предшествовавших этапов, сообщение об этих фантазиях аналитику наталкивается на сильное сопротивление.
Мы не будем подробно останавливаться на содержании грандиозных фантазий3 и перипетиях их болезненного столкновения с реальностью Эго в процессе терапии, поскольку нас здесь прежде всего интересует напоминающее перенос состояние, которое возникает во время анализа, и, в частности, его психоэкономическое и психодинамическое значение в клиническом процессе.
Кроме того, необходимо признать, что аналитик нередко испытывает разочарование, обнаруживая совершенно тривиальные фантазии, которые после стольких
3 Относительно происхождения и функций «фантазий о грандиозности и всемогуществе» см. соответствующие замечания, разбросанные в ряде эссе Ж. Лампль-де Гроот (Lampl-de Groot 1965, в частности р. 132, 218, 269, 314, 320, 352, 353). По поводу типичных фантазий, в частности фантазий об умении летать, см. также работу Кохута (Kohul, 1966a, р. 253 etc., 256-257), где приводится конкретная иллюстрация фантазии о полете, которая была интегрирована в адаптированное к реальности поведение.
трудов, затраченного времени и сильного внутреннего сопротивления в конце концов обнаруживает пациент и описывает аналитику, нередко испытывая при этом сильнейшее чувство стыда. Parturient monies, nascetur ridiculus mus. (Гора будет трудиться и родит смехотворную мышь. Гораций, ArsPoelica, 139.) Разочарование аналитика (в противоположность сильнейшим эмоциям, которые испытывает анализанд, когда впервые делится с другим человеком самым сокровенным секретом и, таким образом, в сущности, с самим собой) отчасти может быть обусловлено сопротивлением аналитика регрессии, которой потребовал бы полный эмпатический резонанс с архаичным материалом. Однако то, что откровенность пациента не всегда оказывает сильное эмоциональное воздействие на аналитика, может быть также обусловлено тем, что в предшествующем длительном процессе переработки материал первичного процесса постепенно приобрел форму вторичного процесса, стал, так сказать, доступным для передачи и уже отнюдь не тем, чем был когда-то, даже если пациент по-прежнему ощущает в этом откровении отзвуки прежней огромной силы4.
Иногда, правда, как раз содержание фантазии позволяет эмпатически понять стыд, ипохондрию и тревогу, которые испытывает пациент: стыд, возникающий из-за того, что откровение сопровождается порой разрядкой грубого, необработанного, ненейтрализованного эксгибиционистского либидо, и тревогу, возникающую из-за того, что грандиозность изолирует анализанда и угрожает ему постоянной потерей объекта.
Например, пациенту В. в период жизни, когда он стремился к общественному признанию и известности, приснился следующий сон: «Встал вопрос о поиске для меня преемника. Я подумал: как насчет Бога?» Отчасти этот сон
4 По поводу изменений, которым подвергаются бессознательные фантазии в процессе осознания, а также о том, что не претерпевшие изменений первично-процессуальные фантазии могут существовать «за пределами (сенсорного органа) сознания, подобно невидимым для глаза ультрафиолетовым лучам» (см.: Kohut, 1964, р. 200).
явился результатом не совсем безуспешной попытки смягчить грандиозность с помощью юмора; тем не менее он вызвал возбуждение и тревогу и привел на фоне возобновившегося сопротивления к воскрешению в памяти пугающих детских фантазий, в которых пациент ощущал себя Богом.
Однако во многих случаях грандиозность, формирующая ядро фантазий, раскрываемых анализандом, проявляется лишь в виде намека. Например, пациент Г., испытывая сильнейшее чувство стыда и сопротивление, вспомнил, что в детском возрасте часто представлял себя регулировщиком на улицах города. Фантазия выглядела вполне безобидно; однако чувство стыда и сопротивление стали более понятными, когда пациент пояснил, что регулировал уличное движение с помощью «мысленного контроля», исходившего из его головы, и что его голова (по-видимому, отделенная от остального тела), оказывая свое магическое влияние, находилась над облаками.
В других случаях грандиозные фантазии содержат элементы магического садистского контроля над миром: пациент воображает себя Гитлером, Аттилой Варваром и т.д., и под его (магическим) контролем находятся массы людей, на которые он воздействует, словно они являются неодушевленными частями некоего механизма. Магическое разрушение зданий и городов и их магическое восстановление играет ту же роль, какую порой играет абсолютная власть над отдельным другим человеком, который, однако, остается единственной реальностью в безлюдном мире. Некоторые пациенты рассказывают о своей детской вере в то, что все без исключения люди являются их рабами, слугами или собственностью (пациент 3.) и что каждый, кого встречал ребенок, знает это, но об этом не говорит. У другого больного (пациента Ж., который во взрослом возрасте страдал гораздо более тяжелыми нарушениями, чем другие упомянутые здесь люди) существовало убеждение — а не просто фантазия! — что все в школе знали его имя, тогда как он их имен не знал — Румпелыптильцхен наоборот — и что это обстоятельство свидетельствовало о его уникальности, особом положении среди других детей, а не являлось всего лишь результатом
того, что он не был способен установить отношения с ними, хотя, разумеется, они и в самом деле знали имена друг друга, равно как и его. В конечном счете здесь присутствует повторяющаяся тема «особенности», «уникальности», часто «утонченности» («как очень тонкий инструмент», «как очень изящные часы»), являющаяся главным пунктом множества пугающих, постыдных и изолирующих нарциссических фантазий, которые не могут найти более точного выражения, чем выражение, передаваемое с помощью этих слов.
Иногда аналитик может стать свидетелем специфического сопротивления полной интеграции грандиозной фантазии даже после того, как она, казалось бы, была целиком раскрыта и признана. Это сопротивление принимает форму неспособности пациента использовать свои инсайты как средство к достижению реалистичного поведения. В этом случае интерпретации аналитика должны быть сфокусированы на противоречии воображаемого величия и реальных успехов. Он должен показать, что пациент пока еще не способен с терпением относиться к двум вещам: (а) к тому, что в любом деле всегда есть риск неудачи, каким бы хорошо подготовленным оно ни было, и (б) к тому, что любой, даже самый крупный реальный успех имеет свои пределы. Другими словами, пациент справился с иррациональным содержанием своих грандиозных фантазий, но пока еще не трансформировал потребность во всемогущей уверенности в результатах своих усилий, в неограниченном успехе и восхвалении в Эго-синтонные установки настойчивости, оптимизма и в стабильную самооценку.
Мистер О., физиолог, в процессе анализа достиг заметного прогресса в изживании ярко выраженного и глубоко укоренившегося торможения в работе. Но он продолжал испытывать серьезные трудности, когда ему приходилось подготавливать результаты своих научных исследований к публикации. Его грандиозные фантазии стали достаточно интегрированными с реалистичными честолюбивыми устремлениями и способами поведения, чтобы создать устойчивый импульс к деятельности, который помог бы ему довести до конца основную часть своей
исследовательской работы. Однако его упорная фиксация на архаичной потребности в полной уверенности в успехе, в безграничных достижениях и в безграничном восхвалении по-прежнему не позволяла ему продемонстрировать свое конечное достижение, рискнуть оказаться в ситуации неопределенности в связи с реакцией научного сообщества и принять тот факт, что похвала, которую он, возможно, получит, в лучшем случае окажется ограниченной.
Однако соприкосновение определенных аспектов грандиозных фантазий с реальностью может быть не только временно заблокировано вышеупомянутыми специфическими трудностями, но и осознание их во всех их аспектах — или их интеграция со структурой Эго, если они находились в отщепленном состоянии, — а также высвобождение связанных с ними эксгибиционистских потребностей, как правило, наталкивается на сильное сопротивление. В своей эдиповой форме (фаллическая грандиозность и фаллический эксгибиционизм) грандиозная самость оказывается в тени прочных объектных конфигураций, а бросающиеся в глаза напряжения, вызванные чувством соперничества, и страхи кастрации, присущие этой фазе, могут скрывать специфическую тревогу и сопротивления, вызываемые мобилизацией нарциссических аспектов эдипова комплекса. Однако в тех случаях, когда спонтанная терапевтическая регрессия приводит к активации дофаллической грандиозной самости — особенно на стадии, когда ребенок нуждается в безусловном принятии всей его телесно-психической самости и восхищении ею, то есть примерно на поздней оральной стадии развития либидо — тревоги и защиты, специфически связанные с нарциссическими структурами, различить значительно проще. Правда, наличие анальных и оральных элементов влечений является очевидным; однако беспокойство в первую очередь вызывают здесь не цели этих влечений (и уж тем более не специфические вербализируемые фантазии, касающиеся их объектов), а их примитивность и интенсивность. Другими словами, опасность, от которой защищается Эго, удерживая грандиозную самость в диссоциированном и/или вытесненном состоянии, состоит в недифференцирован-
ном наплыве ненейтрализованного нарциссического либидо (на которое Эго реагирует тревожным возбуждением) и во вторжении архаичных образов фрагментированной телесной самости (которые Эго конкретизирует в форме ипохондрической озабоченности).
Постулировав эти принципы, я должен признаться, что в реальной клинической ситуации бывает далеко не просто быстро и четко определить, к чему — к сфере дофаллического нарциссизма или к эдиповой фазе — относится ядро активированных патогенных структур, которые доминируют при переносе. Решение аналитика основывается (1) на его эмиатическом понимании природы основных тревог пациента и защитных маневров, используемых для их избегания, и (2) на его теоретическом понимании различных отношений, которые могут существовать между (дофаллическими и фаллическими) нарциссическими структурами и структурами, связанными с объектно-катек-тированными конфликтами эдипова периода.
Как я уже отмечал, главной тревогой, встречающейся при анализе нарциссических нарушений личности, является не страх кастрации, а страх недифференцированного вторжения нарциссических структур и их энергий в Эго. Поскольку симптоматические последствия подобных вторжений уже обсуждались и демонстрировались, я просто их здесь перечислю. Ими являются страх потери реальности самости в результате экстатического слияния с идеализированным родительским имаго или в результате квазирелигиозной регрессии в направлении слияния с Богом или со вселенной; страх потери контакта с реальностью и страх постоянной изоляции вследствие переживания нереалистичной грандиозности; пугающие переживания, связанные с чувством стыда и застенчивостью, вызванными вторжением эксгибиционистского либидо; ипохондрические беспокойства по поводу физического или психического заболевания, обусловленные гиперкатексисом разобщенных аспектов тела и психики. Этот список идеаторного содержания страхов, переживаемых в процессе анализа нарциссических личностей, вполне можно расширить и можно было дать более детальное описание того, как пациент психически конкретизирует свои беспокойства.
Здесь, однако, я бы предпочел еще раз обратить внимание на общее качество этих тревог, а именно на то, что обычно они являются диффузными и что первичный страх Эго возникает в ответ на интенсивность возбуждения и на угрозу со стороны архаичной по своей природе энергии, вторгающейся в его область.
Разумеется, существуют определенные сложности в разграничении этих страхов и страхов возмездия эдиповой фазы, когда страх кастрации переживается более или менее непосредственно в форме страха оказаться убитым или изувеченным конкретным превосходящим по силе противником. Однако их разграничение становится более сложным, (а) когда эдиповы страхи выражаются в доэдиповых символах, или (б) когда обширная защитная регрессия на доэдиповы уровни осуществляется для того, чтобы избежать страхов кастрации. Хотя в остальном эти затруднения не относятся к теме данной монографии, их все же следует рассмотреть, поскольку они связаны с разграничением страхов, которым мы здесь занимаемся. Таким образом, по сравнению с тревогами, вызываемыми угрозой вторжения нарциссических структур, в обоих вышеупомянутых случаях рано или поздно всегда можно обнаружить — по крайней мере в виде намека — ситуацию любовного треугольника; кроме того, их характеризует высокая степень конкретизации источника опасности (личный противник); и, наконец, их характеризует высокая степень конкретизации природы опасности (то есть наказания). Примером здесь может служить различие между (а) ипохондрическим беспокойством (конкретизируемым в виде страха физического или психического заболевания), обусловленным страхами аутоэро-тической фрагментации, и (б) страхом кастрации, регрессивно выражающимся в виде страха заболевания (или, если речь идет о дофаллических элементах влечений, то выражающимся в виде страха оказаться проглоченным, съеденным, избитым, отравленным, похороненным заживо, страха утонуть, задохнуться и т.д.).
В первом случае, то есть в случае страха вторжения архаичных нарциссических катексисов, угрожающих связности самости, у аналитика создается впечатление, что чем
дольше продолжается аналитическая работа, тем более неопределенным по своему содержанию становится беспокойство. В конце концов пациент начинает говорить о каком-то непонятном физическом давлении и напряжении или о страхе потерять контакт, неудовлетворенности, тревожном возбуждении и т.д. Он может начать рассказывать об эпизодах из своего детства, когда он оставался в одиночестве, не чувствовал себя полным жизни и т.п. Во втором же случае, то есть в случае регрессивно конкретизированных страхов кастрации, картина совершенно обратная. Чем дольше продолжается аналитическая работа, тем более специфической становится конкретизация страха и тем более определенным становится источник опасности. И когда, наконец, пациент вспоминает эпизоды из детства, связанные с конкуренцией с более сильными соперниками, после которых возникали страхи возмездия, у аналитика, разумеется, не остается сомнения в том, что активированные конфликты относятся к эдиповой фазе. Из-за регрессии к эдипову материалу, с одной стороны, а также конкретизации и тенденции к наложению нарциссических и аутоэротических напряжений на более поздние переживания — с другой, эти две наблюдаемые картины на первый взгляд кажутся одинаковыми. Однако особенности терапевтического процесса и некоторые нюансы переживаний указывают на противоположные направления и позволяют их разграничить.
Что касается общей организации психопатологии пациента, то между фаллически-эдиповыми структурами, в которых ущемленный нарциссизм ребенка играет лишь второстепенную роль, и нарциссическими структурами (фаллическими и дофаллическими), которые являются главными патогенными детерминантами нарциссического переноса, могут существовать следующие отношения. (1) Отчетливо преобладает либо (а) нарциссическая, либо (б) объектно-трансферентная патология; (2) преобладающая нарциссическая фиксация сосуществует с выраженной объектно-трансферентной патологией; (3) внешне нарциссическое нарушение скрывает ядерный эдипов конфликт и (4) нарциссическое нарушение личности скрывается внешне эдиповыми структурами. Только
тщательное наблюдение и невмешательство в спонтанное развитие переноса позволяют во многих случаях решить, с какими из этих отношений сталкивается аналитик. Но необходимо также отметить, что даже в некоторых случаях настоящей первичной нарциссической фиксации совокупность эдиповых симптомов (например, фобия) по-прежнему может возникнуть — пусть и на короткое время — в самом конце лечения, и аналитический подход к этим симптомам должен быть точно таким, как в случае типичного первичного невроза переноса.