При зеркальном переносе

В чем состоит цель и каково содержание специфических процессов переработки, которые приводятся в действие при анализе грандиозной самости? Как и в предыдущем обсуждении процесса переработки при идеализирующем переносе, лучше всего начать со сравнения процесса переработки, фокусирующегося на грандиозной самости при зеркальном переносе, с хорошо известными аналогич-ными терапевтическими действиями при анализе неврозов переноса.

Важнейшим терапевтическим инструментом при пси­хоаналитическом лечении неврозов переноса является интерпретация бессознательных направленных на объект

стремлений (и защит от них), которые были мобили-
зованы терапевтической ситуацией и которые используют
предсознательный образ аналитика в качестве главного

средства формирования переносов. Процесс переработ­
ки, то есть повторная встреча Эго с вытесненными стрем-

лениями и его конфронтация с архаичными методами, используемыми для отражения этих стремлений, ведут к расширению сферы влияния Эго, что и составляет цель психоаналитической терапии.

Аналогично инвестициям инцестуозного объекта, которые становятся реактивированными в процессе ана-лиза неврозов переноса, грандиозная самость, активи­рованная при зеркальном переносе, не интегрируется в ориентированную на реальность организацию Эго, л вследствие патогенных переживаний (например, дли­тельных тесных отношений с нарциссической матерью, сопровождавшихся травматическим отвержением и разо­чарованием) становится диссоциированной от остальной части психического аппарата. Таким образом, эксгиби­ционистские побуждения и грандиозные фантазии оста­ются изолированными, отщепленными, отвергнутыми

и/или вытесненными и являются недоступными модифи­цирующему влиянию реальности Эго.

У меня нет здесь возможности подробно останавливаться на недостатках и преимуществах (для адаптации), которые возникают у развивающейся личности вследствие диссоциа­ции и/или вытеснения грандиозной самости, и я лишь укажу на две основные с ними связанные психические дисфункции: (1) напряжение, вызываемое запруживанием примитивных форм нарциссического эксгибиционистского либидо (воз­росшая тенденция к ипохондрической озабоченности, за­стенчивость, чувство стыда и смущение), и (2) снижение способности адекватно оценивать самого себя, а также полу­чать Эго-синтонное удовольствие от своей деятельности (включая Funktionslust1 [Бюлер]) и добиваться успехов, обу­словленное тем, что нарциссическое либидо оказывается привязанным к нереалистичным бессознательным или от­вергнутым грандиозным фантазиям и к грубому эксгибицио­низму отщепленной и/или вытесненной грандиозной са­мости и, таким образом, недоступным для Эго-синтонных действий, стремлений и успехов, имеющих непосредствен­ное отношение к (пред)сознательному самовосприятию.

Если, например, нарциссическое либидо пациента тесно связано с вытесненными нетрансформированными фантазиями о полете, он может быть лишен не только ощущения благополучия, которое происходит от здоровой двигательной активности, но и удовольствия от целена­правленной деятельности и «полета воображения» (Ster-ba, 1960, p. 166), то есть от сублимированного действия-мысли. Здесь можно добавить, что фантазии о полете, по-видимому, часто являются характерной чертой не-трансформированной инфантильной грандиозности. Ее ранние стадии одинаковы у обоих полов и, вероятно, подкрепляются экстатическими ощущениями, возника­ющими у маленького ребенка, когда о нем заботится все­могущий идеализированный объект самости. Однако ее поздние стадии связаны у мальчиков с переживаниями блаженства, которыми сопровождается поднятие пениса во время первой эрекции (Greenacre, 1964). Разумеется,

при зеркальном переносе - student2.ru 1 Функциональное удовольствие (нем.), — Примечание переводчика.

сновидения и фантазии о полете повсеместно распро­странены и многообразны2.

Важнейший аспект процессов переработки при зер­кальном переносе включает в себя мобилизацию отщеп­ленной и/или вытесненной грандиозной самости, а также формирование предсознательных и сознательных дери­ватов, которые проникают в реальность Эго в форме эксгибиционистских стремлений и грандиозных фанта­зий. В целом аналитики знакомы с мобилизацией поздних стадий развития грандиозной самости, когда ее грандиоз­ность и эксгибиционизм объединяются с прочно установ­ленными направленными на объект стремлениями. Специ­фические внешние ситуации в эдиповой фазе развития

при зеркальном переносе - student2.ru Иррациональный страх высоты (акрофобия), как я сумел убе­диться благодаря психоаналитическому исследованию двух пациентов, не конструируется — по крайней мере в некоторых случаях — в соответствии с моделью психоневротического симп­тома (то есть как страх символической кастрации в ответ на мо­билизацию инцестуозных желаний [см. в этом контексте Bond, 1952]), а обусловлен мобилизацией инфантильной грандиозной веры в способность летать. То есть нетрапсформированная грандиозная самость побуждает Эго совершить прыжок в пусто­ту, чтобы парить или плыть в пространстве. Однако реальность Эго реагирует тревогой на активность тех секторов собственной сферы, которые склонны повиноваться угрожающему жизни требованию.

Основная психопатология, которой объясняются эти случаи акрофобии, соответствует психопатологии, составляющей метапсихологический субстрат ряда двигательных расстройств (см. Kohui, 1970a). Другими словами, предрасположенность некоторых индивидов к возникновению двигательных рас­стройств также не формируется подобно истерическому симпто­му. То есть симптом возникает не из-за того, что ритмические движения реактивируют переживание сексуальной стимуляции, подвергшейся запрету в детском возрасте, а вследствие повтор­ного нарушения надежного слияния с идеализированным объек­том самости - например, в результате того, что человек оказался во внешней ситуации (такой, как поездка на автомобиле с лишен­ным эмпатии водителем), напоминающей лишенную эмпатии заботу идеализированного объекта о ребенке, который пытался через слияние с ним обрести психологическую стабильность и безопасность.

ребенка способствуют становлению этого типа грандиоз­ности, которая в таких случаях воспринимается в рамках объектно-либидинозных стремлений (и подчинена им). Если у ребенка нет реального взрослого соперника, напри­мер в случае смерти или отсутствия в эдиповой фазе роди­теля того же пола, или если взрослый соперник обесце­нивается эдиповым объектом любви, или если взрослый объект любви стимулирует грандиозность и эксгибицио­низм ребенка, или если ребенок подвергается воздейст­вию этих констелляций в различных сочетаниях, то тогда фаллический нарциссизм ребенка и грандиозность, соот­ветствующие ранней эдиповой фазе, не сталкиваются с противодействием со стороны реалистичных ограни­чений ребенка, которые возникают в конце эдиповой фазы, и ребенок остается фиксированным на своей фалли­ческой грандиозности.

Разнообразные (зачастую, но не всегда, неблагоприят­ные) симптоматические последствия таких фиксаций всем хорошо известны — например, контрфобически преувели­ченные демонстративные действия так называемых фал­лических личностей (гонщики, сорвиголовы и т.п.), когда тревожное Эго отказывается от ранее приобретенного понимания того, что эдипова экзальтация была нереали­стичной, и, отрицая интенсивный страх кастрации, утвер­ждает свою неуязвимость перед лицом реальной опас­ности и требует для своего подкрепления постоянной подпитки в виде восхищения и оваций.

Однако ненадежность Эго в таких случаях фиксации на ранней эдиповой грандиозности едва ли обусловлена исключительно нереалистическим характером желаний и притязаний фаллической грандиозной самости. В дейст­вительности не сопровождающиеся психологическими осложнениями фиксации этого типа иногда приводят к то­му, что Эго пытается действовать — не выстраивая защит, то есть в первую очередь не для того, чтобы почувствовать себя уверенным перед лицом угрозы страха кастрации — в соответствии с требованиями фаллической грандиоз­ности, которая в свою очередь при доле везения и нали­чии определенных способностей может добиться ценных реалистических достижений.

И все же в большинстве случаев взаимосвязь причины и следствия является более сложной. Например, за обра­зами, касающимися отношений грандиозной самости мальчика с обесцененным отцом (в случае девочки — с обесцененной матерью), очень часто стоит глубинное имаго опасного, могущественного соперника-родителя, и, как отмечалось выше, защитный эдипов нарциссизм сохраняется прежде всего для того, чтобы усилить отри­цание страха кастрации.

Важно понимать не только то, что эдипова грандиоз­ность ребенка имеет защитный характер; заслуживает внимания и тот факт, что за обесценивающей установкой эдипова объекта любви (в случае мальчика — матери) по отношению к эдипову сопернику (отцу) и явным пред­почтением (гиперстимулированного таким образом) ре­бенка (сына) у эдипова объекта любви (матери) обычно скрывается восхищение и благоговение перед собствен­ным эдиповым объектом любви (отцом матери). Таким образом, мать, которая явно принижает взрослого муж­чину (то есть отца мальчика) и, по-видимому, предпочи­тает сына, испытывает глубокое восхищение, смешанное с чувствами благоговения и страха, по отношению к бессо­знательному имаго ее собственного отца. Сын принимает участие в защитном принижении матерью его отца и кон­кретизирует эту эмоциональную ситуацию с помощью грандиозных фантазий; однако он ощущает страх матери перед сильным мужчиной, обладающим взрослым пени­сом, и (бессознательно) понимает, что ее восхищение им, сыном, будет сохраняться лишь до тех пор, пока он не вы­растет и не станет независимым мужчиной. Другими сло­вами, он функционирует как часть защитной системы матери.

Однако в большинстве случаев, которые рассматри­ваются в данной работе, речь не идет о последствиях фиксации на эдиповой грандиозности (характеризующей­ся смешением сильного объектного катексиса и страха кастрации) — в них основные фиксации связаны с ранни­ми этапами развития детского нарциссизма. Оставляя в стороне структурные сложности, возникающие, когда фаллическая фиксация скрывается за проявлениями

защитных регрессивных инфантильных установок или когда ранние фиксации представлены посредством более поздних (например, эдиповых) переживаний («нало­жение»), я бы хотел теперь обратиться к обсуждению содержания и роли дофаллической грандиозной самости и с нею связанной аналитической работы.

Цель анализа, разумеется, состоит в том, чтобы вклю­чить во взрослую личность (в реальность Эго) вытеснен­ные или иным образом дезинтегрированные (изолирован­ные, отщепленные, отвергнутые) аспекты грандиозной самости независимо от того, какое место они занимают в процессе развития, и заставить служить их энергию зрелому сектору Эго. Таким образом, основная деятель­ность в клиническом процессе при установлении зеркаль­ного переноса вначале связана с раскрытием пациентом своих инфантильных фантазий об эксгибиционистской грандиозности. Однако осознание и все большее принятие реальностью Эго ранее диссоциированных грандиозных стремлений и, как следствие предшествовавших этапов, сообщение об этих фантазиях аналитику наталкивается на сильное сопротивление.

Мы не будем подробно останавливаться на содержании грандиозных фантазий3 и перипетиях их болезненного столкновения с реальностью Эго в процессе терапии, поскольку нас здесь прежде всего интересует напоми­нающее перенос состояние, которое возникает во время анализа, и, в частности, его психоэкономическое и психо­динамическое значение в клиническом процессе.

Кроме того, необходимо признать, что аналитик не­редко испытывает разочарование, обнаруживая совер­шенно тривиальные фантазии, которые после стольких

при зеркальном переносе - student2.ru 3 Относительно происхождения и функций «фантазий о гран­диозности и всемогуществе» см. соответствующие замечания, разбросанные в ряде эссе Ж. Лампль-де Гроот (Lampl-de Groot 1965, в частности р. 132, 218, 269, 314, 320, 352, 353). По поводу типичных фантазий, в частности фантазий об умении летать, см. также работу Кохута (Kohul, 1966a, р. 253 etc., 256-257), где приводится конкретная иллюстрация фантазии о полете, которая была интегрирована в адаптированное к реальности поведение.

трудов, затраченного времени и сильного внутреннего сопротивления в конце концов обнаруживает пациент и описывает аналитику, нередко испытывая при этом сильнейшее чувство стыда. Parturient monies, nascetur ridiculus mus. (Гора будет трудиться и родит смехотворную мышь. Гораций, ArsPoelica, 139.) Разочарование аналитика (в про­тивоположность сильнейшим эмоциям, которые испыты­вает анализанд, когда впервые делится с другим человеком самым сокровенным секретом и, таким образом, в сущ­ности, с самим собой) отчасти может быть обусловлено сопротивлением аналитика регрессии, которой потре­бовал бы полный эмпатический резонанс с архаичным материалом. Однако то, что откровенность пациента не всегда оказывает сильное эмоциональное воздействие на аналитика, может быть также обусловлено тем, что в предшествующем длительном процессе переработки материал первичного процесса постепенно приобрел форму вторичного процесса, стал, так сказать, доступным для передачи и уже отнюдь не тем, чем был когда-то, даже если пациент по-прежнему ощущает в этом откровении отзвуки прежней огромной силы4.

Иногда, правда, как раз содержание фантазии позво­ляет эмпатически понять стыд, ипохондрию и тревогу, которые испытывает пациент: стыд, возникающий из-за того, что откровение сопровождается порой разрядкой грубого, необработанного, ненейтрализованного эксгиби­ционистского либидо, и тревогу, возникающую из-за того, что грандиозность изолирует анализанда и угрожает ему постоянной потерей объекта.

Например, пациенту В. в период жизни, когда он стре­мился к общественному признанию и известности, при­снился следующий сон: «Встал вопрос о поиске для меня преемника. Я подумал: как насчет Бога?» Отчасти этот сон

при зеркальном переносе - student2.ru 4 По поводу изменений, которым подвергаются бессознательные фантазии в процессе осознания, а также о том, что не претер­певшие изменений первично-процессуальные фантазии могут существовать «за пределами (сенсорного органа) сознания, подобно невидимым для глаза ультрафиолетовым лучам» (см.: Kohut, 1964, р. 200).

явился результатом не совсем безуспешной попытки смяг­чить грандиозность с помощью юмора; тем не менее он вы­звал возбуждение и тревогу и привел на фоне возоб­новившегося сопротивления к воскрешению в памяти пугающих детских фантазий, в которых пациент ощущал себя Богом.

Однако во многих случаях грандиозность, формиру­ющая ядро фантазий, раскрываемых анализандом, про­является лишь в виде намека. Например, пациент Г., ис­пытывая сильнейшее чувство стыда и сопротивление, вспомнил, что в детском возрасте часто представлял себя регулировщиком на улицах города. Фантазия выглядела вполне безобидно; однако чувство стыда и сопротивление стали более понятными, когда пациент пояснил, что регу­лировал уличное движение с помощью «мысленного кон­троля», исходившего из его головы, и что его голова (по-видимому, отделенная от остального тела), оказывая свое магическое влияние, находилась над облаками.

В других случаях грандиозные фантазии содержат элементы магического садистского контроля над миром: пациент воображает себя Гитлером, Аттилой Варваром и т.д., и под его (магическим) контролем находятся массы людей, на которые он воздействует, словно они являются неодушевленными частями некоего механизма. Магиче­ское разрушение зданий и городов и их магическое восста­новление играет ту же роль, какую порой играет абсолют­ная власть над отдельным другим человеком, который, однако, остается единственной реальностью в безлюдном мире. Некоторые пациенты рассказывают о своей детской вере в то, что все без исключения люди являются их ра­бами, слугами или собственностью (пациент 3.) и что каждый, кого встречал ребенок, знает это, но об этом не говорит. У другого больного (пациента Ж., который во взрослом возрасте страдал гораздо более тяжелыми нарушениями, чем другие упомянутые здесь люди) су­ществовало убеждение — а не просто фантазия! — что все в школе знали его имя, тогда как он их имен не знал — Румпелыптильцхен наоборот — и что это обстоятельство свидетельствовало о его уникальности, особом положении среди других детей, а не являлось всего лишь результатом

того, что он не был способен установить отношения с ни­ми, хотя, разумеется, они и в самом деле знали имена друг друга, равно как и его. В конечном счете здесь присут­ствует повторяющаяся тема «особенности», «уникально­сти», часто «утонченности» («как очень тонкий инстру­мент», «как очень изящные часы»), являющаяся главным пунктом множества пугающих, постыдных и изолирующих нарциссических фантазий, которые не могут найти более точного выражения, чем выражение, передаваемое с по­мощью этих слов.

Иногда аналитик может стать свидетелем специфи­ческого сопротивления полной интеграции грандиозной фантазии даже после того, как она, казалось бы, была целиком раскрыта и признана. Это сопротивление прини­мает форму неспособности пациента использовать свои инсайты как средство к достижению реалистичного пове­дения. В этом случае интерпретации аналитика должны быть сфокусированы на противоречии воображаемого величия и реальных успехов. Он должен показать, что па­циент пока еще не способен с терпением относиться к двум вещам: (а) к тому, что в любом деле всегда есть риск неудачи, каким бы хорошо подготовленным оно ни было, и (б) к тому, что любой, даже самый крупный реальный успех имеет свои пределы. Другими словами, пациент справился с иррациональным содержанием своих гран­диозных фантазий, но пока еще не трансформировал потребность во всемогущей уверенности в результатах своих усилий, в неограниченном успехе и восхвалении в Эго-синтонные установки настойчивости, оптимизма и в стабильную самооценку.

Мистер О., физиолог, в процессе анализа достиг замет­ного прогресса в изживании ярко выраженного и глубоко укоренившегося торможения в работе. Но он продолжал испытывать серьезные трудности, когда ему приходилось подготавливать результаты своих научных исследований к публикации. Его грандиозные фантазии стали доста­точно интегрированными с реалистичными честолю­бивыми устремлениями и способами поведения, чтобы создать устойчивый импульс к деятельности, который помог бы ему довести до конца основную часть своей

исследовательской работы. Однако его упорная фиксация на архаичной потребности в полной уверенности в успехе, в безграничных достижениях и в безграничном восхва­лении по-прежнему не позволяла ему продемонстрировать свое конечное достижение, рискнуть оказаться в ситуации неопределенности в связи с реакцией научного сооб­щества и принять тот факт, что похвала, которую он, возможно, получит, в лучшем случае окажется ограни­ченной.

Однако соприкосновение определенных аспектов гран­диозных фантазий с реальностью может быть не только временно заблокировано вышеупомянутыми специфически­ми трудностями, но и осознание их во всех их аспектах — или их интеграция со структурой Эго, если они находились в отщепленном состоянии, — а также высвобождение свя­занных с ними эксгибиционистских потребностей, как пра­вило, наталкивается на сильное сопротивление. В своей эдиповой форме (фаллическая грандиозность и фалли­ческий эксгибиционизм) грандиозная самость оказывается в тени прочных объектных конфигураций, а бросающиеся в глаза напряжения, вызванные чувством соперничества, и страхи кастрации, присущие этой фазе, могут скрывать специфическую тревогу и сопротивления, вызываемые мобилизацией нарциссических аспектов эдипова комп­лекса. Однако в тех случаях, когда спонтанная терапев­тическая регрессия приводит к активации дофаллической грандиозной самости — особенно на стадии, когда ребенок нуждается в безусловном принятии всей его телесно-пси­хической самости и восхищении ею, то есть примерно на поздней оральной стадии развития либидо — тревоги и защиты, специфически связанные с нарциссическими структурами, различить значительно проще. Правда, нали­чие анальных и оральных элементов влечений является очевидным; однако беспокойство в первую очередь вызы­вают здесь не цели этих влечений (и уж тем более не спе­цифические вербализируемые фантазии, касающиеся их объектов), а их примитивность и интенсивность. Други­ми словами, опасность, от которой защищается Эго, удер­живая грандиозную самость в диссоциированном и/или вытесненном состоянии, состоит в недифференцирован-

ном наплыве ненейтрализованного нарциссического либи­до (на которое Эго реагирует тревожным возбуждением) и во вторжении архаичных образов фрагментированной телесной самости (которые Эго конкретизирует в форме ипохондрической озабоченности).

Постулировав эти принципы, я должен признаться, что в реальной клинической ситуации бывает далеко не просто быстро и четко определить, к чему — к сфере дофаллического нарциссизма или к эдиповой фазе — отно­сится ядро активированных патогенных структур, которые доминируют при переносе. Решение аналитика основыва­ется (1) на его эмиатическом понимании природы основ­ных тревог пациента и защитных маневров, используемых для их избегания, и (2) на его теоретическом понимании различных отношений, которые могут существовать между (дофаллическими и фаллическими) нарциссическими структурами и структурами, связанными с объектно-катек-тированными конфликтами эдипова периода.

Как я уже отмечал, главной тревогой, встречающейся при анализе нарциссических нарушений личности, явля­ется не страх кастрации, а страх недифференцированного вторжения нарциссических структур и их энергий в Эго. Поскольку симптоматические последствия подобных втор­жений уже обсуждались и демонстрировались, я просто их здесь перечислю. Ими являются страх потери реаль­ности самости в результате экстатического слияния с идеа­лизированным родительским имаго или в результате квази­религиозной регрессии в направлении слияния с Богом или со вселенной; страх потери контакта с реальностью и страх постоянной изоляции вследствие переживания нереали­стичной грандиозности; пугающие переживания, связан­ные с чувством стыда и застенчивостью, вызванными втор­жением эксгибиционистского либидо; ипохондрические беспокойства по поводу физического или психического заболевания, обусловленные гиперкатексисом разобщен­ных аспектов тела и психики. Этот список идеаторного содержания страхов, переживаемых в процессе анализа нарциссических личностей, вполне можно расширить и можно было дать более детальное описание того, как па­циент психически конкретизирует свои беспокойства.

Здесь, однако, я бы предпочел еще раз обратить внимание на общее качество этих тревог, а именно на то, что обычно они являются диффузными и что первичный страх Эго возникает в ответ на интенсивность возбуждения и на угрозу со стороны архаичной по своей природе энергии, вторгающейся в его область.

Разумеется, существуют определенные сложности в разграничении этих страхов и страхов возмездия эди­повой фазы, когда страх кастрации переживается более или менее непосредственно в форме страха оказаться убитым или изувеченным конкретным превосходящим по силе противником. Однако их разграничение стано­вится более сложным, (а) когда эдиповы страхи выража­ются в доэдиповых символах, или (б) когда обширная защитная регрессия на доэдиповы уровни осуществля­ется для того, чтобы избежать страхов кастрации. Хотя в остальном эти затруднения не относятся к теме данной монографии, их все же следует рассмотреть, поскольку они связаны с разграничением страхов, которым мы здесь занимаемся. Таким образом, по сравнению с тревогами, вызываемыми угрозой вторжения нарциссических струк­тур, в обоих вышеупомянутых случаях рано или поздно всегда можно обнаружить — по крайней мере в виде наме­ка — ситуацию любовного треугольника; кроме того, их ха­рактеризует высокая степень конкретизации источника опасности (личный противник); и, наконец, их характе­ризует высокая степень конкретизации природы опасно­сти (то есть наказания). Примером здесь может служить различие между (а) ипохондрическим беспокойством (конкретизируемым в виде страха физического или психи­ческого заболевания), обусловленным страхами аутоэро-тической фрагментации, и (б) страхом кастрации, регрес­сивно выражающимся в виде страха заболевания (или, если речь идет о дофаллических элементах влечений, то выражающимся в виде страха оказаться проглоченным, съеденным, избитым, отравленным, похороненным зажи­во, страха утонуть, задохнуться и т.д.).

В первом случае, то есть в случае страха вторжения архаичных нарциссических катексисов, угрожающих связ­ности самости, у аналитика создается впечатление, что чем

дольше продолжается аналитическая работа, тем более неопределенным по своему содержанию становится беспо­койство. В конце концов пациент начинает говорить о ка­ком-то непонятном физическом давлении и напряжении или о страхе потерять контакт, неудовлетворенности, тревожном возбуждении и т.д. Он может начать расска­зывать об эпизодах из своего детства, когда он оставался в одиночестве, не чувствовал себя полным жизни и т.п. Во втором же случае, то есть в случае регрессивно конкре­тизированных страхов кастрации, картина совершенно обратная. Чем дольше продолжается аналитическая работа, тем более специфической становится конкретизация стра­ха и тем более определенным становится источник опас­ности. И когда, наконец, пациент вспоминает эпизоды из детства, связанные с конкуренцией с более сильными соперниками, после которых возникали страхи возмездия, у аналитика, разумеется, не остается сомнения в том, что ак­тивированные конфликты относятся к эдиповой фазе. Из-за регрессии к эдипову материалу, с одной стороны, а также конкретизации и тенденции к наложению нарцис­сических и аутоэротических напряжений на более поздние переживания — с другой, эти две наблюдаемые картины на первый взгляд кажутся одинаковыми. Однако особен­ности терапевтического процесса и некоторые нюансы переживаний указывают на противоположные направ­ления и позволяют их разграничить.

Что касается общей организации психопатологии пациента, то между фаллически-эдиповыми структурами, в которых ущемленный нарциссизм ребенка играет лишь второстепенную роль, и нарциссическими структурами (фаллическими и дофаллическими), которые являются главными патогенными детерминантами нарциссического переноса, могут существовать следующие отношения. (1) Отчетливо преобладает либо (а) нарциссическая, либо (б) объектно-трансферентная патология; (2) преоблада­ющая нарциссическая фиксация сосуществует с выражен­ной объектно-трансферентной патологией; (3) внешне нарциссическое нарушение скрывает ядерный эдипов конфликт и (4) нарциссическое нарушение личности скрывается внешне эдиповыми структурами. Только

тщательное наблюдение и невмешательство в спонтанное развитие переноса позволяют во многих случаях решить, с какими из этих отношений сталкивается аналитик. Но необходимо также отметить, что даже в некоторых случаях настоящей первичной нарциссической фиксации совокупность эдиповых симптомов (например, фобия) по-прежнему может возникнуть — пусть и на короткое время — в самом конце лечения, и аналитический подход к этим симптомам должен быть точно таким, как в случае типичного первичного невроза переноса.

Наши рекомендации