Очень краткое послесловие
которое хотелось бы написать оптимистическим, проникнутым верой в человеческий разум, в его способность сохранять, развивать и поддерживать в себе самый бесценный дар — жизнь.
Таким его и оставлю в тайной надежде на то, что у читателей этой книги достанет сил с верой, надеждой и любовью распорядиться этим даром в каждом проживаемом дне.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................. 3
ГЛАВА I Что такое возрастная психология?............................................ 5
ГЛАВА II В которой кое-что о прогрессе................................................ 25
ГЛАВА III О том, что происходит с каждым из нас, когда мы
живем среди людей............................................................................... 53
ГЛАВА IV Я -это......................................................................................... 69
ГЛАВА V Мы так похожи, или другие -это............................................. 99
ГЛАВА VI О теориях и их полезности (Очень личная и
очень короткая)................................................................................... 141
ГЛАВА VII О жизни и смерти.................................................................... 148
ГЛАВА VIII О том, как теории влияют на жизнь,
или о педагогических позициях......................................................... 186
ГЛАВА IX О великих теориях:
Ж.Пиаже и Л. С. Выготский............................................................... 203
ГЛАВА Х Нормальный человек - это...................................................... 238
ГЛАВА ХI О культуре и субкультуре...................................................... 285
ГЛАВА XII О младенцах от О до 2 лет
(очень длинная)................................................................................... 297
ГЛАВА XIII О раннем детстве (2-4 года).................................................. 340
ГЛАВА XIV О середине детства (5-7 лет)................................................. 352
ГЛАВА XV О конце детства (8-12 лет)
(в ней же "Школа в школе")................................................................. 371
ГЛАВА XVI О подростках (13-17 лет)...................................................... 399
ГЛАВА XVII О юности (18-22 года).......................................................... 423
ГЛАВА XVIII О взрослении (23-30 лет).................................................... 434
ГЛАВА XIX О переходном возрасте (30-35 лет)...................................... 455
ГЛАВА XX О зрелости (36-50 лет)........................................................... 471
ГЛАВА XXI О пожилом возрасте (51-65 лет)........................................... 491
ГЛАВА XXII О старости (старше 65 лет).................................................. 503
ОЧЕНЬ КРАТКОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ,....................................................... 519
Учебное издание
АБРАМОВА
Галина Сергеевна
Возрастная психология
Компьютерная верстка: Е.С.Колосова
Оформление: Е.А.Борисова
Корректор: Л.Н.Гагулина
Изд.лиц. № 00036 от 26.09.99.
Издательство «Деловая книга»
620014, Екатеринбург, ул. Вайнера, 40, лит. А, к. 412.
Изд.лиц. № 065723 от 10.03.98.
Литературно-издательское агентство «Академический Проект» 111399, Москва, ул. Мартеновская, 3, стр. 4.
По вопросам приобретения книги просим обращаться
в ЗАО «Академия—Центр»:
Москва, ул. Мартеновская, 3, стр. 4.
Телефакс: (095) 176 9338; 176 9523; 305 6092.
E-mail: [email protected]
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции
ОК-005-093, том 2; 953000 - книги, брошюры.
Подписано в печать с готовых диапозитивов 21.04.2000 г.
Формат 84х108/32. Гарнитура Тайме. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 32,76. Доп. тираж 3000 экз.
Заказ № 61.
Отпечатано с готовых диапозитивов на ГИПП «Уральский рабочий»
620219, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 13.
[1] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное™. — М., 1994.— С.22
[2] Психология без души // Советская культура. — 11.02.86.
[3] См., например: Осторожно, психотерапия // Штерн (нем.). — 1995. — № 27. р
[4] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное™. — М., 1994. — С. 200.
[5] Хайдеггер М. Время и бытие. — М.: Республика, 1993. — С.49-51.
[6] Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1964. — С. 229.
[7] Соколова Е.Е. 13 диалогов о психологии; Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах; Ярошевский М.Г. Психология в 20-м столетии; Ждан А.Г. История психологии и др.
[8] Юнг К.Г. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1992. — С. 354-356 (далее цитируется по этому изданию).
[9] Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. — М., 1991
[10] Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — С. 387.
[11] Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — С. 426-428.
[12] Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992. — С. 63.
[13] ! Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. — С. 250.
[14] См., например: Ильенков Э.В. Философия и культура. — М., 1991.
[15] Ильенков Э.В. Философия и культура. — С. 78.
[16] См., например: Этнография детства. — М., 1992.
[17]' См., например: Спок Б. Ребенок и уход за ним. — М., 1993; Спок Б. Разговор с матерью. — М., 1969.
[18] По сб.: Мандельштам О. Стихи. — Пермь, 1990. — С. 255.
[19] Цит. по кн.: О Великом Инквизиторе. Достоевский и последующие. М„ 1991. - С.221.
[20] Там же. — С.219.
[21] Цит. по кн.: О Великом Инквизиторе. Достоевский и последующие. С. 250.
[22] См. подробно: Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. — М., 1993.
[23] См., например: Школа и психическое здоровье. — Л., 1988.
[24] Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С. 111
[25] О вершинной и глубинной психологии см. в работах Л.С.Выготского
[26] Франки В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С. 129.
[27] Релятивизм — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания; субъективизм — мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая объективные законы природы.
[28] Цит. по кн.: О Великом Инквизиторе. Достоевский и последующие. С.240.
[29] Цит. по кн.: О Великом Инквизиторе. Достоевский и последующие. С.239.
[30] Рабиндранат Тагор. Состязание, Кабуливала и др. // Библиотека всемирной литературы. — М., 1973.
[31] Выготский Л.С. Собр. соч. — Т. 2. — С. 297. 2 Там же. — С. 295.
[32] Выготский Л.С. Собр. соч. - Т. 2. - С. 132.
[33] Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М., 1981. — С. 57.
[34] ' Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. — М., 1977. — С.29.
[35] Франкл В, Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С. 95, 96.
[36] Рерих Е. Письма. - М., 1992. - Т. 1. - С.411.
[37] Андреев Д. Роза мира. — М., 1992. — С. 209.
[38] Ломброзо П. Женщина, ее физическая и духовная природа и культурная роль. — Мн., 1991. — С. 38.
[39] Кейроль Жан. Жизненное пространство // Над Сеной и Уазой. — М , 1985.-С.361.
[40] Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. — М., 1983. — Т. 4. — № 1. — С. 14-29.
[41] Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А-Венгера. — М., 1976. — С. 67.
[42] Полуянов Ю.А. Воображение и способности. — М., 1982. — С.95.
[43] Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. — М., 1960.
[44] Ильенков Э.В. Что такое личность? // С чего начинается личность. — М., 1979. - С. 228.
[45] Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. — М., 1977. — С.68.
[46] Непомнящая Н.И. Опыт системного«анализа исследования психики. — М., 1975. - С.66.
[47] Мухина B.C. Психология дошкольника. — М., 1975. — С. 148.
[48] Горький А.М. Собр. соч. - М., 1979. - Т. 16. - С. 88.
[49] Корчак Я. Как любить детей. - М., 1973. — С. 20.
[50] Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М., 1984. — C.218.
[51] Ильенков Э.В. Что такое личность? // С чего начинается личность. М., 1979. - С. 234.
[52] Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. — М., 1991. — С. 250.
[53] Флоренский П. Имена // Характер и имя. — М., 1992. — С.267.
[54] См., например: Башина В.М. Ранняя детская шизофрения. — М., 1989.
[55] Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.
[56] См.: Непомнящая Н.И. (упоминаемая ранее книга).
[57] Анохин П.П., Бернштейн Н.А., Павлов И.П., Сеченов И.П., Зин-ченко В.П., Леонтьев А.Н. и другие.
[58] См.: Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990; Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. — Л., 1994.
[59] См., например: Психоанализ детского возраста. — М., 1927.
[60] См., например: Мамардашвили М.К. Беседы о мышлении // Мысль изреченная / Под ред. В. А. Кругликова — М., 1991 (все цитаты из этого текста).
[61] Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. — М., 1981. — С. 37.
[62] Зинченко В.П. Проблемы психологии развития // Вопросы психологии. - 1991. - №4. - С. 144.
[63] Тэффи. Дураки // Ностальгия. — Л., 1989
[64] Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 32.
[65] ' Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. — М., 1992.
[66] С. 207 цитируемой книги: упражнение "Смерть" (I):
Сядьте прямо в удобной для вас позе. Сделайте несколько глубоких вдохов. Теперь вернитесь в вашем воображении в раннее детство, когда вы впервые узнали, что все живое умирает, что люди смертны?
Можете ли вы вспомнить те обстоятельства, в которых вы сделали это открытие? Вернитесь в эту ситуацию снова, посмотрите, как другие люди, взрослые и дети, реагируют на эту драму. Что они чувствуют?
Когда впервые умер кто-то, кого вы знали? Вспомните это событие и ваши чувства как можно более подробно. Как вам казалось тогда, что случилось с этим человеком после смерти? Вернитесь в эту ситуацию снова, что вы чувствуете?
Когда вы поняли, что тоже умрете? Что вы почувствовали тогда? Что вы чувствуете сейчас, думая об этом?
[67] Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Теория и ее объект.— М., 1973.
[68] Буже М. Философия физики. — М., 1975. — С. 21-22.
[69] Выготский Л.С. Мышление и речь. — Собр. соч. — М., 1982. —С. 177.
[70] Буже М. Философия физики. — С. 55.
[71] 'Тулмин Ст. Человеческое понимание. — М., 1984.
[72] См. подробно: Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию — Екатеринбург, 1995.
[73] См. подробно: Флейвелл Дж. X. Генетическая психология Ж. Пиаже. — М., 1967.
[74] ' Подробно о жизни и творчестве Л.С.Выготского см.: Выготская Г.Л. Его жизнь от начала до конца // Вестник Московского университета (сер. Психология). — 1994. — № 4.
[75] Выготский Л.С. Собр. соч. — Т. 6. — С. 137.
[76] Все цитаты по этому собранию сочинений.
[77] Выготский Л.С. Собр. соч. — Т. 3. — С. 41.
[78] Выготский Л.С. Собр. соч. — Т. 3. - С. 65.
[79] Там же. — С. 80.
[80] Там же. – С. 84
[81] Выготский Л.С. Собр. соч. — Т. 3. - С. 90.
[82] Выготский Л.С. Собр. соч. — Т. 3. - С. 130.
[83] Выготский Л.С. Собр. соч. — Т. 3. - С. 161.
[84] Выготский Л.С. Собр. соч. — Т. 2. — С. 248.
[85] Выготский Л.С. Собр. соч. — Т. 3. — С. 253.
[86] Выготский Л.С. Собр. соч. — Т. 3. — С. 297.
[87] Выготский Л.С. Собр. соч. — Т. 3. — С. 301.
[88] Камычек Я. Вежливость на каждый день. — М., 1975.
[89] См.: Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. — М., 1976.
[90] Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974. - С. 105.
[91] Толстой Л Н. Избранные философские произведения. — М., 1992. — С. 48.
[92] Торо Г. Уолден, или Жизнь в лесу. — М., 1979. — С. 160-161.
[93] Тулмин Ст. Челрвеческое понимание. — М., 1984. — С. 51.
[94] Тулмин Ст. Цит. Соч. – С. 65
[95] По переводу книги Айви А.Е., Айви М.Б. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов, теории и практики. — Новосибирск, 1987.
[96] Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. — С. 87 (далее цитаты по этой работе).
[97] Там же. — С. 90.
[98] Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — С. 97.
[99] Соловьев Вл. Сочинения. — М., 1968. — Т. 2. — С. 557.
[100] См.: Тейлор, Леви-Брюль, Поршнев и др.
[101] Бахтин М.М. Литературно-критические статьи.- М., 1986. – С. 478
[102] Вернадский В.В. Открытия и судьбы. — М., 1993. — С.463.
[103] Поршнев Б. О начале человеческой истории. — М., 1976.
[104] Использован материал работ Мид М , Мухиной B.C., Осориной Н., Щепанской, Давыдова Ю.Н., Кона И С , Черноушека М. и др.
[105] Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М., 1991. — С. 136.
[106] Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — С. 146.
[107] Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — С. 160.
[108] Там же.-С. 167.
[109] ' Ильенков Э.В. Что такое личность? // С чего начинается личность. М., 1984.— С.335-336.
[110] Леви В.Л. Нестандартный ребенок. — М., 1983. — С. 30-31.
[111] Психологический словарь. — М., 1983. — С. 413.
[112] Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. — М., 1957. -— С. 61.
[113] Мещеряков А.М. Слепоглухонемые дети. — М., 1974. — С. 304.
[114] См., например: Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Я.Л.Коломенского, М.И.Лисиной. — Мн., 1986.
[115] Эриксон Э. Детство и общество. — Обнинск, 1993. — С. 20.
[116] Лисина М.И., Царегородцева Л.М., Галигузова Л.Н., Смирнова Р.А., Землянухина М.
[117] Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978. — С. 150.
[118] Джанни Родари. Грамматика фантазии. — М., 1978.
[119] Ильенков Э.В. Что такое личность? // С чего начинается личность. — М., 1984.
[120] Эриксон Э. Детство и общество. — С. 22.
[121] См. подробно: Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М., 1994.
[122] Гарбузов Н.А. Нервные дети; Он же. Практическая психотерапия — Л., 1994; и др.
[123] Экман П. Почему дети лгут? — М., 1993.
[124] Сенько Т.В. Успех и признание в группе. — Мн., 1991
[125] Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986 —С. 133.
[126] Карел Блага, Михаил Шебек. Я — твой ученик, ты—мой учитель. М.. 1991. - С.53-55.
[127] Фромм Э. Искусство любви. — Мн., 1990. — С.28.
[128] См., например: Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М.» 1991.
[129] См., например: Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. — М., 1988.
[130] Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. ~ М., 1980. — С.5.
[131] Гелус 3. О диалектике внешних и внутренних условий в развитии личности // Психолого-педагогические проблемы становления индивидуальности в детском возрасте.
[132] Таран Л.Н , Петрунек В.П. Радости и тревоги - М., 1978 - С. 84.
[133] Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. - М., 1959. - С 197.
[134] Макарова А.К. Психология обучения подростка. — М., 1974. — С. 60.
[135] Кон И.С. Открытие "Я". - М., 1978. - С. 271.
[136] См., например: Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. — М., 1970.
[137] Осорина М.В. Черная простыня летит по городу // Знание — сила. — 1986.-№10.
[138] См., например: Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. — М., 1964; Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова. — М., 1990; и др.
[139] См., например: Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. — М., 1976; и др.
[140] См. подробно Фромм Э. искусство любви. – 1990.
[141] См. подробно: Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1987; Рубинштейн М.М., Игнатьев B.C. Психология, педагогика и гигиена юности. — М., 1926.
[142] Работы Бехтерева В.М., Фрейда 3., Лазурского А. и др.
[143] Кон И.С. Психология старшеклассника. — М., 1980; Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. — М., 1991; и др.
[144] По материалам сборника: Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987.
[145] Например: Донцов А.И., Сапожникова Л.С., Чеснокова И.И. и др.
[146] См.: Из дневников современников. — М., 1965.
[147] См., например: Льюис К. Любовь, страдание, надежда. — М., 1993; Альбертони Ф. Дружба и любовь. — М., 1991; Фромм Э. Душа человека. - М., 1992 и др.
[148] ' Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1964.
[149] См. подробно: Берн Э. Секс в человеческой любви. — М., 1990
[150] См., например: Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н.М.Бейсахова. — Казань. 1977.
[151] См. подробно: Альтшуллер Г.С., Верткин И. Как стать гением. 1994.
[152] Сведощ А.М. Женская сексопатология. — М., 1991. — С.7.
[153] Цит. по: Кратохвилл С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. - М., 1991.
[154] Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992. — С. 75.
[155] См. подробнее: Психология личности. Тексты. — М., 1982.
[156] Иванов С. Записки детского врача // Мы растем (Записки молодого отца). - М., 1987.
[157] По кн.: Данаилов Т. Не убить Моцарта. — М., 1986.
[158] Сухомлинский В.А. Письма к сыну. — М., 1979; Андреев Ю.А. Откровенный разговор. — М., 1986.
[159] Рюриков Ю. Три влечения. — Мн., 1986. — С. 122.
[160] О. де Бальзак. Сцены частной жизни. — М., 1984. — С. 202-205.
[161] См., например: Кузнецова Л.Н. Женщина на работе и дома. 1980; Афанасьева Т.М. Семейные портреты. — М., 1993.
[162] См., например: Пэйдж С. Если я такая замечательная, то почему до сих пор одна? — М., 1995; и др.
[163] Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992. —-С. 113 и далее.
[164] См.: Лазурский А. Очерки науки о характерах. — СПб., 1908.
[165] См. подробно: Бахтин М.М'. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1990.
[166] См. подробно: Короленко И.П., Фролова Г.В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). — Новосибирск, 1975.
[167] Даже социальные стереотипы требуют проявления именно этого качества.
[168] Байярд Дж. и Р. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991. - С. 8.
[169] Селье Г. Стресс без болезней // Стресс жизни. Понять, противостоять и управлять им. — СПб., 1994. — С. 342.
[170] Байярд Дж. и Р. Ваш беспокойный подросток. — С. 82.
[171] См., например: Толстых А.В. Наедине со всеми: О психологии общения. _ Мн., 1990; Столин В.ВВВ. Самосознание личности. – М., 1983.
[172] Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. — М., 1993.
[173] ' Хорни К. Цит. соч. — С.13.
[174] Кратохвилл С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. — С. 245.
[175] Сколько вам лет? / Под ред. А.А.Кроник. — М., 1993.
[176] Одна из тонких и умных книг, помогающих женщине реально смотреть на свое будущее, — кн. Вислоцкой М. Искусство любви (20 лет спустя). — М., 1991.
[177] См.: Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б.ГАнаньева, Е.Й.Степановой. — М., 1972, 1977.
[178] Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой. М., 1972, 1977. - С. 179-181.
[179] Вислоцкая М. Искусство любви (20 лет спустя). — М., 1991.
[180] Моруа А. Письма к незнакомке. — М., 1983.
[181] См. подробно: Гончаренко Н. Гении в науке и искусстве. — М., 1991.
[182] См., например: Толстых А.В. Наедине со всеми. — Мн., 1990.
[183] См. подробно: Сидоренко Е.В. Комплекс "неполноценности" и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. — СПб., 1993.
[184] См.: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л., 1990.
[185] См„ например: Поликарпов B.C. История нравов России. — Ростов-на-Дону. 1995; Русские: семейный и общественный быт. — М., 1989.
[186] Психоанализ детского возраста / Под ред. И.Д.Ермакова — М., 1923.
[187] См. подробно: Гончаренко Н.В. Гении в науке и искусстве. — М., 1991.
[188] См., например: Форд А. Жизнь после смерти; Моуди Р. Жизнь после жизни; Калиновский Л. Смерть и после. — СПб., 1994.
[189] Русские: семейный и общественный быт. — М., 1989; В круге жизни. —Пермь, 1993.
[190] См.: Булгаков С.Н. Свет невечерний. — М., 1994. — С. 354-355.
[191] Андреев Д. Роза мира. — М., 1992. — С.50.