Определение психологического состояния ученика методом цветописи

Инструкция: Перед тобой семь цветов. Каждый соответствует определенному настроению. Подумай, какое у тебя сейчас состояние. Выбери тот цвет, который ему соответствует. Отмечай свое настроение на каждом уроке в течение недели.

Стимульный материал. Семь цветов, каждый из которых – это условный знак настроения:

красный – радостное, желтый – приятное,

зеленый – спокойное, синий – грустное, фиолетовый – тревожное, черный – плохое, белый – затрудняюсь ответить.

Ученик заполняет матрицу настроения в течение недели.

Матрица настроения.

Дни недели предметы
Понедельник          
Вторник          
Среда          
Четверг          
Пятница          
Суббота          

Обработка результатов.Цветоматрица позволяет проследить настроение ученика в течение дня, а также – недели. Подсчитать количестов квадратиков различного цвета. Сделать вывод о преобладающем настроении ученика на отдельных уроках в течение дня, недели.

Анкета «Характер внутрисемейных отношений».

Инструкция: Оцени свои отношения с родными в баллах. 2 балла- всегда, 1 – иногда, 0 – никогда.

Люди ближайшего окружения Категории отношений Всего баллов
Сове- туюсь Дорожу мнением Уверен, защитит Уверен, поймет Уверен, поможет Хочу подра-жать
Мать              
Отец              
Бабушка              
Дедушка              
Брат              
Сестра              
Родственники              
Друг              

Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о степени авторитетности членов семьи и друзей для ребенка.

Изучение мотивов учебной деятельности.

Инструкция: Перед тобой, карточка, на которой даны различные мотивы учения (объяснить, что такое мотив). Подчеркни один из них, самый главный для тебя.

Примерное содержание анкеты.

1. Учусь потому, что интересно.

2. Учусь потому, что хочу больше знать.

3. Учусь потому, что заставляют родители.

4. Учусь потому, что потом легче устроиться на работу.

5. Учусь потому, что сейчас все учатся.

6. Учусь потому, что нравится учитель.

Обработка результатов. Выявив преобладающий мотив учения, постарайтесь установить, под влиянием каких факторов он возник. Сделайте вывод о возможных педагогических воздействиях на ученика для положительных мотивов учения.

Ранжирование учебных предметов.

Инструкция: Пронумеруйте в порядке убывания школьные предметы: самый любимый предмет обозначьте цифрой 1, менее любимый – цифрой 2 и т. д.

В качестве стимульного материала дается список изучаемых предметов.

Исследование типов темперамента.

Цель исследования: определить уровни экстраверсии, эмоциональной устойчивости и тип темперамента.

Материал и оборудование: тест-опросник Г.Айзенка. состоящий из 60 вопросов, бланк для ответов, ручка или карандаш.

Процедура исследования.

Исследование типа темперамента можно проводить и с одним испытуемым и с небольшой группой. В последнем случае должна быть строгая самостоятельность ответов участников тестирования.

Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-». Отвечайте на вопрос быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

Опросник.

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?

4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

7. Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Ты веселый человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Многое ли раздражает тебя?

14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?

18. Бывает ли так иногда, что без всякой причины сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду7

21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?

22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?

23. Ты часто чувствуешь себя усталым?

24. Ты всегда делаешь сначала уроки, а потом все остальное?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе все надоело?

32. Любишь ли ты хвастаться?

33. Ты часто сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решение?

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты дать волю своим чувствам и повеселиться в обществе друзей?

39. Легко ли тебя огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно для обдумывания?

42. Если ты оказываешься в глупом положении. Долго ли потом переживаешь?

43. Тебе очень нравятся веселые игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить нет, когда тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49. Считают ли тебя веселым и живым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие?

52. Тебе обычно бывает трудно из-за разных мыслей?

53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое ты должен выполнить?

54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься заговаривать с незнакомыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, то тоже кричишь в ответ?

58. Бывает ли, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что сделал что-нибудь, не подумав?

Наши рекомендации