Процедура исследования. Исследование проводят по методике цветописи как одним испытуемым

Исследование проводят по методике цветописи как одним испытуемым, так и с группой до 16-20 человек. случае группового инструктирования каждый участник должен быть обеспечен набором цветов, из которого нужно выбрать тот, что соответствует его настроению.

Для определения эмоционального состояния с помощью цвета испытуемым предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования.

Шкала цветового диапазона настроений:

красный оранжевый желтый зеленый голубой фиолетовый черный белый – восторженное – радостное – приятное – спокойное, уравновешенное – грустное – тревожное – крайне неудовлетворенное – трудно сказать

Инструкция испытуемому: "Посмотрите на шкалу цветового диапазона настроений. Ориентируясь на обозначения цветов этой шкалы, выберите из своего цветового набора тот цвет, который соответствует Вашему настроению сегодня".

Диагностика настроений может быть одноразовой, и тогда достаточно однодневного исследования. Но может быть поставлена задача исследовать динамику настроений в период некоторого отрезка времени, и тогда исследования повторяются каждый день в течение недели, месяца или более.

Задача исследователя или его помощника – фиксировать определенное испытуемым настроение в цветоматрице с помощью цветных карандашей или фломастеров.

Оперативная цветоматрица настроений участников исследования выглядит следующим образом.

Оперативная цветоматрица настроений

№ пп Ф.и.о. участника исследования Дата исследования числа месяца
и т.д.
1. Анд-ков В.А.                    
2. Бон-ко В.Н.                    
3. Ков-в О.Г.                    
4. Ник-ая Л.Е.                    
... и т.д.                    


Настроение каждого участника фиксируется в клеточке, находящейся на пересечении его номера или фамилии с днем, соответствующим дате исследования.

Помимо фиксации в цветоматрице результатов самодиагностики участниками своих настроений исследователю важно вести дневник наблюдений. В дневнике записывают, соответствует или нет самодиагностированное настроение реально наблюдаемому, и основные события дня, которые могли повлиять на настроение, если изучается их динамика у группы студентов. Например: предстоящий экзамен, результаты контрольных работ, возникшие в группе ссоры, праздничные дни и др.

Обработка результатов

Результаты подлежат обработке в случаях, когда исследуется одновременно группа участников или когда проводится многоразовая самодиагностика настроений участников.

Цель обработки результатов – высчитать индивидуальные и групповые показатели настроений.

Для получения индивидуальных показателей настроений подсчитывают частоту встречаемости каждого цвета представленного в шкале цветового диапазона настроений.

Чтобы сравнить настроения всех участников исследования, подготавливают итоговую цветоматрицу настроений.

Итоговая цветоматрица настроений

№ пп Ф.и.о. участника исследования Количество дней
и т.д.
1. Анд-ков В. А. к к к о о о ж ж з ф  
2. Бон-ко В.Н. к к о о ж з г г ф ф  
3. Ков-в О.Г. к о о о ж ж ж з з г  
4. Ник-ая Л.Е. к о о ж ж ж ж з г ф  
. . . и т.д.                      


В цветоматрице или буквами или посредством закраски соответствующего количества клеточек цветом, обозначающим настроение, фиксируют количество дней, когда имело место то или иное настроение. При этом начинают с восторженного, затем – радостного, потом – желтого и т.д.

Анализ результатов

Анализ данных оперативной цветоматрицы настроения можно проводить и ежедневно, и в конце каждой недели, и в конце каждого месяца.

Ежедневный анализ данных цветоматрицы соотносится с реальными жизненными событиями испытуемого. Такой анализ помогает человеку разобраться в причинах своих переживаний и является хорошим средством эмоционального самоконтроля. При этом важно установить степень адекватности эмоционального реагирования индивида в зависимости от событий его жизни.

Общая оценка эмоционального состояния соответствует преобладающему настроению за весь период времени исследования, каким может оказаться неделя, месяц и т.п. Такая оценка предусматривает возможность отклонений от нормы в переживаниях, эмоциональных состояниях испытуемого. К таким отклонениям относятся:

· слишком затянувшееся состояние грусти, тревоги, неудовлетворенности;

· несоответствие эмоциональных состояний складывающимся жизненным ситуациям;

· чрезмерная хроническая эмоциональная возбужденность (в виде радостно-восторженного настроения);

· резкая полярность в тональности эмоциональных состояний;

· длительное однообразие проявляемых эмоциональных состояний.

В процессе анализа важно учесть, что некоторые хронические заболевания человека: например, гастрит, холецистит, язвенные болезни, болезни сердца и т.п., сильно влияют на эмоциональное состояние личности, изменяя жизненный тонус, активность и характер реакций. К факторам, сильно влияющим на настроение человека, относится эмоционально-психологический климат семьи, учебной группы и взаимоотношения с друзьями и и любимыми.

Задание 24
Исследование тревожности

Цель исследования: оценить уровни реактивной личностной тревожности.

Материал и оборудование: бланк с напечатанными на его лицевой и оборотной сторонах шкалами самооценки и инструкциями, разработанными Ханиным, ручка или карандаш для письма.

Наши рекомендации