Выделение голосом и телом

Обычно в психологии разделяют вербальные (словесные) и невербальные сообщения, и об этом написано много. Невербальные в свою очередь делятся на паравербальные и экстравербальные. Что это значит?

Кроме самих слов, смысл нашей речи окрашивают характеристики голоса (паравербальные: высота, скорость, громкость, интонация) и внешнее сопровождение (экстравербальное: пластикой тела, жестами и мимикой). Обычно мы с вами слушаем слова и обращаем меньше внимания на сопутствующую «шелуху». Однако (и именно поэтому) эта «шелуха» весьма серьезно влияет на нас. В повседневном общении мы называем это «впечатлением».

· «Он произвел странное впечатление…»

Помните, как мы получаем информацию в общении? 55% приходится на долю того, что мы видим. 38% — на характеристики звука. И только 7% — на сами слова. 93% — это впечатление!

И если ведущий в группе осознанно добавляет к некоторым словам своей речи дополнительное значение голосом и телом, то он способен управлять впечатлением. И от себя лично, и от своей речи, и от своих предложений группе. Сравните:

— Чем мы сейчас займемся: поговорим с Денисом или пойдем на перерыв?

— Подумайте, насколько для вас будет важно поговорить с Денисом или мы пойдем на перерыв?

А ведь эффект при написании меньше: потому что выделение заметнее. В речи легкое изменение голоса и небольшой жест не привлекут к себе внимания. Сознательного внимания. Тем скорее внушение достигнет бессознательного, и тем эффективнее оно будет.

Использование отрицания (негативные команды)

Как вы отреагируете, если услышите такое предложение: «Вам не обязательно перечитывать этот пример дважды. Тем более не стоит специально задерживаться на нем, чтобы оценить его преимущества»?

Попробуйте, кстати, не думать про желтую хромую обезьяну. Ну? Правда, все понятно?

Чтобы понять, чего не нужно делать, нам нужно мысленно это сделать. Что и требуется в большинстве случаев. Прелесть приема заключается в том, что формально мы ничего не просим и никакого воздействия не оказываем. А значит, и сопротивляться нечему.

Если же мы соединим оба приема, то получится что-то вроде:

— И вам совсем не обязательно сразу соглашаться, вы можете еще поразмыслить над этим, и уже потом высказать свое мнение — будь то согласие или нет. Впрочем, можно даже и не размышлять специально, а предоставить это своей интуиции…

Вопросы

Вопросы хороши тем же, что и использование отрицания. В них нет формальной просьбы или указания. Это только вопрос. Просто вопрос.

Одни вопросы помогают вспомнить: «А было ли у вас?.. Можете вспомнить, как?..»

Другие вопросы снимают возражение: «Вы хотите сейчас пойти на перерыв… или нет?», «Вы хотите поговорить об этом сейчас… или нет?»

Третьи вопросы скрывают прямую команду: «Можешь ты закрыть окно?», «Это ведро всегда тут стоит?», «Насколько тебе нормально позволить сначала высказаться Владу?».

Четвертые вопросы — это и не вопросы вовсе. Это как бы вопросы. Мы их используем, когда хотим что-то спросить и получить ответ. И не получить при этом сопротивления. Например: «Интересно, когда ты собираешься говорить». «Любопытно, что будет, когда очередь дойдет до Маши». Это ведь и не вопросы. Формально. Это просто утверждения о том, что есть что-то интересное или любопытное.

Пятые вопросы — риторические — это еще один способ высказаться так, чтобы любое возражение было не возражением, а ответом на вопрос: «Стоит ли нам прерываться, когда Игорь только начал свой рассказ?», «Будем ли мы делать перерыв, если демонстрация еще не завершена?».

· Обычно в этих ситуациях молчание воспринимается как знак согласия. С тем, что нужно нам.

Неопределенности

С конкретными заявлениями можно поспорить. Если вы скажете, что привычка перебивать окружающих неминуемо приведет к разводу, это может быть оспорено. Если же вы выскажетесь: «Мне кажется, такая манера вступать в разговор может привести к определенным неприятностям во взаимоотношениях с близкими», то с этим спорить гораздо труднее. И если вы продолжите потом: «И поэтому я бы предложил потренироваться прерывать себя и передавать слово партнеру», такое предложение смотрится более обоснованным: перед «поэтому» стояло неоспоренное утверждение. Люди в группе согласились с первым, и вот уже выполнить упражнение становится для них вполне логичным и вытекающим из предыдущего.

Как формируются неопределенности?

— Заменой действующего лица или предмета обсуждения неопределенным местоимением (кто-то, кое-что) или просто пропуском этой информации («Нас вынуждают». Кто — неясно. «Так будет лучше». Для кого? Лучше, чем что? Кто это сказал?).

— Использованием неконкретного глагола. «Дать пощечину» — это одно, «ударить» — другое, «оскорбить» — третье, «напроситься на неприятности» — четвертое. И так далее. Чем более неопределенный глагол, тем меньше конкретного смысла, и больше поля для домыслов.

· А зачем нужны домыслы слушателей? Для того, чтобы они легче согласились. Со своими домыслами всегда легче согласиться.

— С помощью номинализации. Помните? Это перевод действия, процесса, в вещь, в существительное. Если я говорю, что испытываю сейчас сильное вдохновение, то как-то сами собой отпадают вопросы, кто меня вдохновил, на что, и как он это сделал?

Чем больше наша неопределенная речь похожа на осмысленную, тем большее влияние она имеет на слушателей в качестве аргумента, руководства к действию или совета.

· «Мне кажется, тебе нужно с большим вниманием подойти к своим трудностям. И тогда ты сможешь увидеть ответ именно в той области, которую ты до сих пор не рассматривал, как источник помощи. Возможно, тебе будет нужно какое-то время, чтобы разобраться, но совершенно очевидно, что ты сможешь это сделать. Когда знаешь, где искать, найти не так уж и сложно, верно?».

Банальности (трюизмы)

К банальностям относятся такие высказывания, с которыми очень трудно не согласиться. Обычно они получаются с применением неопределенностей. Если мы скажем человеку, что ему нужно заниматься спортом, он может нам высказать дюжину дюжин аргументов, почему это не так. Если же мы предложим ему рассмотреть такую фразу: «Многим людям помогают занятия разными видами спорта наряду с другими…», вероятнее всего, собеседник не найдет здесь не то, что повода для спора, но и просто для реакции. Он будет ждать от нас продолжения! То есть он так просто пропустит нашу основную мысль, считая ее проходной, вводной.

В банальности можно прятать практически что угодно. Как только мы вводим слова о «возможности», размываем четкие формулировки оборотами из серии «в известной степени, определенным образом, в каком-то смысле, некоторым образом, как-то так и т.д.», говорим «часто» или «иногда» или «бывает», мы получаем фразу, которая для сознания звучит пусто, как треп и переливание из пустого в порожнее. Но стоит нам выделить нужное голосом, и банальность становится — внушением. Многие люди используют банальности, даже и не подозревая об этом. Возможно, в какой-то степени это окажется интересным и вам.

Цитирование

Цитирование предлагает замечательный способ сказать людям все, что вы хотите сказать, и сделать это так, чтобы спорить было не с чем. И не с кем. Если это ведущий предлагает группе расслабиться и получить удовольствие, тут еще могут быть вопросы: зачем, как? Совсем другое дело, если ведущий говорит что-то вроде: «Однажды я ехал в электричке и познакомился с человеком, который поразил меня своим искрене спокойным и веселым отношением к жизни. Он рассказывал о своем товарище, работавшем в посольстве в Соединенных Штатах, который рассказывал ему, что у американцев есть поговорка: «если изнасилование неизбежно, расслабьтесь и получите удовольствие, правда, интересно»?

· А главное, непонятно, кто кому что говорил. Хотя на самом деле сказал это ведущий и сказал он это — группе.

Цитирование (или «кавычки») — весьма полезный способ для предложения едва ли не прямых внушений так, чтобы для слушателей это было всего лишь частью рассказа о событиях, произошедших где-то, когда-то и с кем-то.

Наши рекомендации