V. Сроки реализации программы
I. Введение.
ГОУ « Куртамышская кадетская школа-интернат» -это военизированное образовательное учреждение интернатного типа. Образно говоря, школу можно представить в виде дерева, которое растёт на общественной почве и даёт ему свои плоды. Каждый взвод в кадетской школе-интернате - отдельная ветвь на стволе этого дерева. И каждый листик - это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева - морально-психологические качества личности выпускника школы.
Хороший воспитатель в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду или как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали бы окружающих. В концепции социального воспитания А.В. Мудрика проблема индивидуальной педагогической помощи представлена следующими основными положениями.
“…Индивидуальная помощь – это сознательная попытка помочь человеку приобрести знания, установки и навыки, необходимые для удовлетворения своих позитивных потребностей и интересов и удовлетворения аналогичных потребностей других людей; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму”.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание К. Д. Ушинского является правилом для каждого классного руководителя. . Изучение учащихся требует знания психологических свойств личности школьника, а также овладения принципами и методами педагогического исследования. .
Программа изучения личности школьника включает в себя прежде всего ознакомление с условиями его жизни в семье: каков состав семьи, ее материальная обеспеченность, семейные традиции, отношения в семье, условия для учебы и т. д. Воспитателя интересует также здоровье родителей, возможность наследственной предрасположенности детей к заболеваниям, тип воспитания, окружение семьи.
Другим важным вопросом является отношение школьника к окружающим — родителям, учителям, товарищам по взводу и другим. Следует отметить, насколько он уважителен, вежлив или груб, склонен идеализировать людей или критиковать их, требователен больше к себе или к людям, с кем и как дружит, открыт или скрытен, склонен властвовать или подчиняться.
Необходимо установить его отношение к учению и труду: добросовестно или недобросовестно учится, какие предметы любит, насколько систематически учится, помогает ли товарищам по взводу лучше учиться, как развита самостоятельность и др., как относится к физическому труду, какой труд предпочитает, трудолюбив или ленив; как относится к инструментам и материалам, насколько бережлив и аккуратен в труде.
Успешность учения во многом зависит от дарований и способностей школьника. Поэтому важно определить, какими способностями он обладает, какой у него тип мышления и памяти; наблюдателен ли он, быстро или медленно усваивает учебный материал, обладает ли фантазией и остроумием; чем интересуется во внеурочное время, как проводит свой досуг.
Особый вопрос для изучения школьника — его отношение к общественной работе: какие поручения и как выполняет; как развиты инициатива, ответственность, чувство долга.
Изучение учащихся не самоцель. Оно дает возможность воспитателю интернатного учреждения прогнозировать развитие обучающегося, предвидеть и предупреждать его трудности в учении, создавать для его развития наиболее благоприятные условия. В знании особенностей психического развития обучающегося нуждаются учителя, обучающие его, воспитатели и родители.
В нынешнее время важно формирование жизнестойкой личности. И поэтому цель воспитательной работы – помочь подростку, подготовить его к будущей жизни. Основной целью деятельности воспитателя является забота о развитии каждого ребенка, помощь в решении возникающих проблем подростков, организация разнообразных видов деятельности школьников.
В моём взводе 12 человек. Вместе мы 3год. Но в этом году в 10 класс поступили новые обучающиеся -7 человек. За это время у нас сложились очень теплые, доверительные отношения. Во взводе не было неуспевающих по итогам четвертей и учебных лет. Ребята стараются быть активными во всех школьных и взводных мероприятиях, оказывают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.
Мне хотелось бы обратить особое внимание на Черняева Дмитрия. Казалось бы, ничего особенного, нет преступности, психических нарушений, но по предварительным итогам за 1 полугодие по таким предметам, как алгебра, геометрия - мальчик получил много «2», есть жалобы со стороны учителя математики, что мальчик будет не аттестован по этим предметам. Мальчик не знает материал за 9 класс формулы.
Мальчик приехал учиться из другого района в кадетскую школу-интернат с желанием.
Дима из малообеспеченной семьи, родители инвалиды. В наше время –это проблема многих семей попавших в трудную жизненную ситуацию.
В этом вся проблема. Мы порой просто не замечаем таких детей, оставляя их наедине со своим внутренним миром. Мальчик легко влился в коллектив взвода, общается со всеми на равных, но друзей у мальчика близких пока нет. Домой на выходные ездит редко, только на каникулы и праздничные дни.
Проблема в том, что мальчик хочет обучаться в Куртамышской кадетской школе интернате в 10 классе, но из-за слабых знаний по данным предметам, может стать не аттестованным и это отразится в будущем на поступление в ВУЗы, мальчик может замкнуться. Семья выполняет многие функции: воспитывает, организует досуг и развитие личности, поддерживает и защищает от негатива окружающего мира, определяет ведущую роль в формировании психологического пола ребёнка, обеспечивает материально.
Я делаю вывод о том ,что пробел в знаниях, бесконтрольность со стороны родителей откладывает свой отпечаток на психическое ,эмоциональное, умственное развитие ребёнка .И в этой ситуации считаю необходимым разработать совместно социальными службами школы комплекс мероприятий , которые помогут преодолеть возникшие трудности, повысить учебную мотивацию и сделать жизнь Дмитрия в кадетской школе-интернате интересной ,содержательной, разноплановой.
II. Цель программы:
Оказание социально-педагогической поддержки Дмитрию за счет создания развивающей и адаптированной среды во взводе.
Создание условий для целенаправленного воздействия на разные аспекты обучения и поведения.
Поиск новых подходов в работе повышению учебной мотивации совместно с психологом и соц. педагогом.
Научить говорить о своих мыслях ,чувствах ,поступках.
Задачи программы:
1.Организовать помощь ребёнку в решении насущных задач:
-учебные трудности;
-нарушения эмоционально-волевой сферы;
-проблемы взаимоотношений со сверстниками; учителями, родителями;
2.Возмещать издержки семейного воспитания;
3.Повысить мотивацию учебной деятельности.
4.Повысить уровень родительской компетентности.
5.Создать вокруг Дмитрия атмосферу полного доверия и хорошего эмоционального настроения.
6.Помочь в приобретении навыков ориентирования во внешней среде и принятии ответственных, самостоятельных решений.
III. Механизмы реализации программы:
Главным исполнителем программы является воспитатель, классный руководитель и педагогический коллектив школы. Воспитатель во взводе осуществляет воспитание процессом индивидуального развития школьника в пределах своих полномочий, объединяет усилия в целях обеспечения эффективной реализации программы в целом. Для этой цели при школе создан координационный совет, задачи которого скоординировать деятельность всех заинтересованных структур, находящихся как в рамках школы, так и за ее пределами.
В деятельность координационного совета по индивидуальному развитию школьника входит регулирование работы состава координационного совета по развитию интеллектуальных, академических, лидерских, художественных, творческих, психомоторных способностей подростка в той степени, которая соответствует его индивидуальному развитию.
Состав координационного совета:
1. Скутина В.М. - заместитель директора по воспитательной работе ГОУ «Куртамышская кадетская школа-интернат»
2. воспитатели 2 взвода(Буланова Л.М., Артемьева Н.И., Назаров С.П.
3. Учителя-предметники;
3. Чернова Л.Г.. - классный руководитель;
4. Ермакова О.В. - социальный педагог.
5. Коннова Г.А.- психолог.
Задачи работы совета:
1.Выявить проблемы Черняева Дмитрия;
2.Определить и внедрить комплекс мероприятий по внедрению приемлемых в данной ситуации педагогических технологий;
3.Корректировать успеваемости и поведение обучающегося в ходе реализации программы;
4.Работа с членами семьи;
5.Привлечение специалистов из сферы дополнительного образования, привлечь к занятиям во внеурочное время.
IV. Осуществление реализации программы.
Вся работа по реализации программы проводится поэтапно. Успех во многом зависит от установления доверительных отношений «ученик-учитель» и желания родителей идти на контакт с педагогами.
1 этап – Диагностический. Исследования личности ребёнка, установление дружеских контактов, определение направлений совместной деятельности.
Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. Установление контакта с родителями .
Задача: провести психологическое обследование с целью определения хода психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам (Приложение 1).
Средства: работа с психологом и социальным педагогом ,беседа с родителями, установление отношений основанных на доверии и взаимопонимании в семье.
2 этап – Вовлечение учащегося в разнообразные виды деятельности. Огромное значение имеет знание информации о темпераменте учащегося.
Цель: реализация индивидуальной программы развития ребенка.
Задача: на основе диагностических данных определить цели развития на предстоящий период времени и план их реализации.
Средства: тесная комплексная работа всех участников программы с применением данных ,полученных после психолого-педагогической диагностикиобучающегося:
- включение ученика в различные виды деятельности: игру, учебу, творчество, спортивную деятельность приложение 4.).
- удовлетворение потребности в занятиях различными видами творчества.
- формирование потребности к познанию мира и себя как части его.
- развитие потребности в здоровом образе жизни.
- знакомство со способами развития внимания, памяти.
- развитие познавательных способностей (восприятия, воображения, мышления) через организацию работы образовательных курсов, проведение творческих конкурсов, интеллектуальных игр.
- воспитание коммуникативной культуры – умения работать в паре, минигруппе.
Этот процесс можно проиллюстрировать в виде таблицы, определяющей основные направления деятельности. (Приложение 2).
3 этап-. Отслеживание результатов деятельности
Этот этап работы складывается из форм, приемов и методов, помогающих обучающемуся стать и быть самим собой. Оценить результативность деятельности по развитию индивидуальности можно по следующим критериям:
- самоосуществимость (реализация потребности ученика стать самим собой);
- самоэффективность (использование потенциальных и реальных возможностей ученика)
- самоудовлетворенность (ощущение учеником чувства удовлетворения собой и своей жизнедеятельностью) (приложение 3)
Показателем воспитанности является конкретные действия ученика в различных ситуациях, его поступки, ценностные ориентации, отношение к одноклассникам, родителям, взрослым людям, а также к самому себе (Приложение 5)
4 этап – Корректирование.
Корректирование способствует уточнению и пересмотру воспитательной программы. Подведение некоторых итогов психолого-педагогического воздействия.
По завершению программы учеником делается самоанализ своего развития.
Воспитателем анализируется результат всей программы.
V. Сроки реализации программы.
Программа находится в стадии реализации, рассчитана на 2 года с2011 по 20102уч. год.