Трек № 2. Эмоциональная реакция на боль

Когда я работаю один на один с людьми, испытывающими сильную боль, я обычно начинаю с того, что прошу их отследить свою субъективную реакцию на боль. А что мы понимаем под «субъективной реакцией на боль» в смысле конкретного сенсорного опыта? К примеру, в каждый новый момент ощущение физического дискомфорта может вызвать появление ментального комментария, то есть внутреннего монолога. К примеру, вы можете обнаружить, как в голове постоянно прокручиваются одни и те же фразы, вроде «Это ужасно… Что же мне делать?.. А если боль будет усиливаться?.. Почему я?.. Нужно скорее что-то предпринять.» – и тому подобное. Вероятно также, что в иные моменты физический дискомфорт не будет провоцировать появление каких-либо мыслей. Другими словами, физический дискомфорт может стимулировать как возникновение, так и затихание внутреннего монолога.

Далее, в каждый отдельный момент физический дискомфорт может вызывать появление ментальных образов. Например, вам может прийти образ того места в теле, где ощущается боль, или образ той энергии, которую она несёт, или даже некий архетипический образ, ассоциирующийся с этой болью, вроде бьющего по вам молота или режущего вас ножа. Возможно также, что ощущаемый вами дискомфорт полностью «выключит» любые образы, заполнив ваш внутренний экран светом или темнотой, которые смывают все образы.

Наконец, в каждый отдельный момент физический дискомфорт может вызывать появление эмоциональных ощущений в теле. Под эмоциональными ощущениями я подразумеваю такие телесные реакции, как гнев, страх, грусть, нетерпение и так далее.

Наиболее стандартная эмоция, которую может вызвать физический дискомфорт, – это, конечно, страх; однако подавленность и грусть, раздражение и нетерпение так же являются довольно распространёнными реакциями. Иногда физический дискомфорт может вызвать и приятные эмоции, такие как интерес или даже благодарность. В любом случае, основная идея в том, что в каждый новый момент физический дискомфорт может вызвать какое-либо эмоциональное ощущение в теле.

С другой стороны, иногда физические ощущения дискомфорта настолько сильны, что отключают любые эмоции и чувства, погружая нас в достаточно отстранённое состояние. И это не обязательно плохо!

Отключение эмоций можно воспринять как своего рода «эмоциональный покой», подобно тому, как тишина является отдыхом от мыслей, а ясный свет или глубокая темнота – отдыхом от визуальных образов.

Подытоживая, укажем, что в каждый отдельный момент мы можем переживать восемь вариантов реакций на дискомфорт:

1) ощущения (телесные переживания раздражения, страха, грусти, нетерпения и так далее);

2) образы (картинки в уме, визуальные образы);

3) мысли (внутренний диалог, внутренний комментарий);

4) образы и ощущения (две модальности переживаний, возникающие одновременно);

5) мысли и ощущения (ещё один вариант одновременного возникновения двух модальностей);

6) образы и мысли (и ещё один вариант);

7) образы, мысли и ощущения (все три модальности одновременно);

8) или ничто из этого (все реакции, выражающиеся в чувствах, мыслях и образах, исчезли; вы отдыхаете в состоянии глубочайшего покоя).

Существует несколько плюсов в работе с теми реакциями на физический дискомфорт, которые выражаются в виде ощущений, образов и мыслей. К примеру, в какой-то момент вы можете резко захотеть прекратить медитацию, если ощущения станут слишком сильными. Но если вы будете очень внимательны к тому, как это происходит, то вы обнаружите, что желание прекратить медитацию – это всего лишь мощный внезапный всплеск мыслей/образов/ ощущений. Когда вы знаете, как отслеживать эти отдельные элементы, они не застанут вас врасплох. Другими словами, вы не «купитесь» автоматически на эти мысли/образы/ощущения и не бросите медитировать. Наоборот, вы сможете увидеть своё желание, как оно есть; увидеть то, из чего оно состоит. Зная, как отслеживать свои реакции, вы сможете продолжать медитацию, невзирая на позывы бросить это занятие. Это первый плюс.

Второй плюс заключается в качественном снижении страдания. Иногда естественный поток боли оказывается искажён из-за реакций на боль, проявляющихся в виде мыслей/образов/ощущений. Зная, как с ними работать, вы сможете несколько снизить сопротивление болезненным ощущениям: поскольку страдание равняется боли, помноженной на сопротивление, это повлечёт за собой ослабление страдания. Требуется, однако, прояснить один тонкий момент: вам не нужно пытаться убрать эти реакции – эти мысли/образы/ощущения, – поскольку это невозможно (хотя они и могут прекратиться сами по себе). Что требуется – так это стараться позволять им приходить и уходить без отождествления с ними. Как мы уже сказали, наше чувство страдания резко усиливается, когда сопротивление умножается на дискомфорт, но это сопротивление происходит не оттого, что эти реакции появляются, оно происходит из цепляния, из фиксации на них. Поэтому нам следует, скорее, приветствовать эти реакции – мысли/образы/чувства – и позволять им выражать себя естественным образом. В общем, второй плюс работы с этими реакциями на дискомфорт заключается в том, что мы убираем «перекрёстное перемножение» и тем самым – уменьшаем страдание.

Ещё одним плюсом работы с категориями ощущений, мыслей и образов является тот факт, что вы можете не просто замечать, как возникают те или иные реакции, но и отмечаете те моменты, когда они отсутствуют. Я уже упомянул выше, что Природа не хочет, чтобы мы страдали. Можно сказать также, что боль сама по себе уже содержит ответ на боль. Когда она становится невыносимой, мы говорим: «Так больно, что я не могу ясно мыслить… Так больно, что я не могу ясно видеть. Я чувствую, что теряю себя».

В самом деле, боль просто отключает любые реакции на себя. Вместо того чтобы воспринимать это как проблему, вы можете ощутить, как боль переносит вас в состояние чистого света или чистой тьмы, глубокой тишины и надличностного Я[13]. И тогда, даже если вы продолжаете ощущать нестерпимую боль, вы можете оставаться в состоянии свободы от того «я», которое обычно связано с ощущениями, мыслями и образами. Это состояние свободы от «я» называется также «не-я» или «надличностное я».

Существует множество конкретных процедур отслеживания или наблюдения за реакциями, выражающимися в виде образов, мыслей или ощущений. Представленная здесь медитация – это лишь один из возможных способов, который мне видится наиболее простым и понятным для большинства людей.

Наши рекомендации