Материалы текущего контроля

Раздел 1. «Общая психология»

Тема 1.1 «Предмет, задачи и методы психологии»

Лекция 1. «История становления предмета психологической науки»

План лекции:

1. Представления о предмете исследования психологии в Античности.

2. Психология как наука о сознании.

3. Психология как наука о поведении.

4. Современное представление о научной психологии.

5. Различие житейской и научной психологии.

Самостоятельная аудиторная работа по теме

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы   Форма отчётности
1. Общая Слежение за планом чтения лекции; ведение записей и составление конспекта лекции; ответы на формулируемые преподавателем вопросы. Составление словаря терминов, схемы классификации методов Представление конспекта на проверку.
Групповая Составление плана исследования Устный отчет группы

Семинар 1. «Предмет, основные этапы развития и современное состояние психологии»

Основные вопросы:

1. Что является предметом исследования психологии? Какова структура дисциплины?

2. Назовите основные задачи данной науки на современном этапе.

3. Какое место занимает психология по отношению к другим наукам?

4. Назовите взаимосвязь психологии и педагогики?

5. Возникновение и основные направления психологии в России и за рубежом.

Задание по аудиторной самостоятельной работе: составить в тетради словарь терминов с их кратким объяснением.

Литература:

Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. Пособие для студ. вузов / Р.С. Немов. В 3 т. Т.1. – М., 1998.

Семинар 2. «Методы исследования в психологии»

Основные вопросы:

1. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования.

2. Правила построения психологического исследования.

Задание по аудиторной самостоятельной работе:

1. Занести в тетрадь схему взаимосвязи методологии методов и методик исследования.

2. Перечислить основные этапы подготовки и проведения психологического исследования.

3. Зарисовать схему классификации методов психологии.

Литература:

Общая психология и психология личности [текст] / под ред. А.А. Реан. – М.: Прайм-Еврознак, 2009.

Семинар 3. «Основные методы исследования в психологии: наблюдение, эксперимент»

Основные вопросы:

1. Сущность наблюдения, его виды, особенности проведения.

2. Сущность эксперимента, его виды, особенности проведения.

Задание по аудиторной самостоятельной работе: составление плана конкретного психологического исследования индивидуально или по подгруппам.

Литература:

Общая психология и психология личности [Текст] / под ред. А.А. Реан. – М.: Прайм-Еврознак, 2009.

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи   Форма отчётности
1. Общая Работа с учебной, научной, научно-популярной литературой и конспектом лекций. Рубежная аттестация. Представление таблицы и письменного реферативного конспекта на проверку

Вопросы и задания для самостоятельного изучения

1. Реферирование книги: Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. – М., 1995.

2. Составление таблицы «Основные направления психологии»

направление представители основные идеи
Фрейдизм    
Бихевиоризм    
Гештальтпсихология    
Когнитивная психология    
Гуманистическая психология    

Сравнить Рефлексы и инстинкты

Форма текущего контроля:устный опрос, отчет по заданиям.

Материалы текущего контроля

Примерные вопросы и задания для устного опроса:

1. Чем принципиально отличается подход к исследованиям и объяснению психических явлений представителей фрейдистского направления, бихевиоризма и отечественной психологии?

2. Какие психологические методы исследования могут применяться учителем в школе и в каких целях?

3. В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? В чем заключаются достоинства того и другого для исследований в школе?

4. Какие требования надо строго соблюдать при использовании беседы и анкетирования?

5. Для чего нужны тесты педагогу и каким требованиям они должны отвечать?

6. Чем отличается констатирующий эксперимент от формирующего?

Тема 1.2 «Психика как предмет системного отражения»

Лекция 2. Понятие психики и психического отражения.

План лекции:

1. Понятие психики. Классификация психических явлений.

2. Теория психического отражения.

3. Мозг и психика.

Лекция 3. Развитие психики в филогенезе.

План лекции:

1. Сенсорная стадия развития психики.

2. Перцептивная стадия развития психики.

Самостоятельная аудиторная работа по теме

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы   Форма отчётности
1. Общая Слежение за планом чтения лекции; ведение записей и составление конспекта лекции; ответы на формулируемые преподавателем вопросы. Представление конспекта на проверку.

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи   Форма отчётности
1. Общая Работа с учебной, научной, научно-популярной литературой и конспектом лекций Рубежная аттестация. Представление таблицы и словаря на проверку

Вопросы и задания для самостоятельного изучения

1. Составление словаря психологических понятий.

2. Составление сводной таблицы: «Этапы развития психики животных».

Литература: Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000.

Форма текущего контроля:письменный опрос.

Материалы текущего контроля

Примерные вопросы и задания для письменного опроса:

1. Что является предметом психологии как науки?

2. Каковы основные функции и проявления психики?

3. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Связано ли это с развитием нервной системы?

4. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики? В чем основное отличие чувствительности от раздражимости, с одной стороны, и восприятия с другой?

5. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших жвотных и человека?

Наши рекомендации