Материалы текущего контроля
Раздел 1. «Общая психология»
Тема 1.1 «Предмет, задачи и методы психологии»
Лекция 1. «История становления предмета психологической науки»
План лекции:
1. Представления о предмете исследования психологии в Античности.
2. Психология как наука о сознании.
3. Психология как наука о поведении.
4. Современное представление о научной психологии.
5. Различие житейской и научной психологии.
Самостоятельная аудиторная работа по теме
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчётности |
1. | Общая | Слежение за планом чтения лекции; ведение записей и составление конспекта лекции; ответы на формулируемые преподавателем вопросы. Составление словаря терминов, схемы классификации методов | Представление конспекта на проверку. |
Групповая | Составление плана исследования | Устный отчет группы |
Семинар 1. «Предмет, основные этапы развития и современное состояние психологии»
Основные вопросы:
1. Что является предметом исследования психологии? Какова структура дисциплины?
2. Назовите основные задачи данной науки на современном этапе.
3. Какое место занимает психология по отношению к другим наукам?
4. Назовите взаимосвязь психологии и педагогики?
5. Возникновение и основные направления психологии в России и за рубежом.
Задание по аудиторной самостоятельной работе: составить в тетради словарь терминов с их кратким объяснением.
Литература:
Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. Пособие для студ. вузов / Р.С. Немов. В 3 т. Т.1. – М., 1998.
Семинар 2. «Методы исследования в психологии»
Основные вопросы:
1. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования.
2. Правила построения психологического исследования.
Задание по аудиторной самостоятельной работе:
1. Занести в тетрадь схему взаимосвязи методологии методов и методик исследования.
2. Перечислить основные этапы подготовки и проведения психологического исследования.
3. Зарисовать схему классификации методов психологии.
Литература:
Общая психология и психология личности [текст] / под ред. А.А. Реан. – М.: Прайм-Еврознак, 2009.
Семинар 3. «Основные методы исследования в психологии: наблюдение, эксперимент»
Основные вопросы:
1. Сущность наблюдения, его виды, особенности проведения.
2. Сущность эксперимента, его виды, особенности проведения.
Задание по аудиторной самостоятельной работе: составление плана конкретного психологического исследования индивидуально или по подгруппам.
Литература:
Общая психология и психология личности [Текст] / под ред. А.А. Реан. – М.: Прайм-Еврознак, 2009.
Самостоятельная внеаудиторная работа по теме
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Срок сдачи | Форма отчётности |
1. | Общая | Работа с учебной, научной, научно-популярной литературой и конспектом лекций. | Рубежная аттестация. | Представление таблицы и письменного реферативного конспекта на проверку |
Вопросы и задания для самостоятельного изучения
1. Реферирование книги: Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. – М., 1995.
2. Составление таблицы «Основные направления психологии»
направление | представители | основные идеи |
Фрейдизм | ||
Бихевиоризм | ||
Гештальтпсихология | ||
Когнитивная психология | ||
Гуманистическая психология |
Сравнить Рефлексы и инстинкты
Форма текущего контроля:устный опрос, отчет по заданиям.
Материалы текущего контроля
Примерные вопросы и задания для устного опроса:
1. Чем принципиально отличается подход к исследованиям и объяснению психических явлений представителей фрейдистского направления, бихевиоризма и отечественной психологии?
2. Какие психологические методы исследования могут применяться учителем в школе и в каких целях?
3. В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? В чем заключаются достоинства того и другого для исследований в школе?
4. Какие требования надо строго соблюдать при использовании беседы и анкетирования?
5. Для чего нужны тесты педагогу и каким требованиям они должны отвечать?
6. Чем отличается констатирующий эксперимент от формирующего?
Тема 1.2 «Психика как предмет системного отражения»
Лекция 2. Понятие психики и психического отражения.
План лекции:
1. Понятие психики. Классификация психических явлений.
2. Теория психического отражения.
3. Мозг и психика.
Лекция 3. Развитие психики в филогенезе.
План лекции:
1. Сенсорная стадия развития психики.
2. Перцептивная стадия развития психики.
Самостоятельная аудиторная работа по теме
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчётности |
1. | Общая | Слежение за планом чтения лекции; ведение записей и составление конспекта лекции; ответы на формулируемые преподавателем вопросы. | Представление конспекта на проверку. |
Самостоятельная внеаудиторная работа по теме
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Срок сдачи | Форма отчётности |
1. | Общая | Работа с учебной, научной, научно-популярной литературой и конспектом лекций | Рубежная аттестация. | Представление таблицы и словаря на проверку |
Вопросы и задания для самостоятельного изучения
1. Составление словаря психологических понятий.
2. Составление сводной таблицы: «Этапы развития психики животных».
Литература: Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000.
Форма текущего контроля:письменный опрос.
Материалы текущего контроля
Примерные вопросы и задания для письменного опроса:
1. Что является предметом психологии как науки?
2. Каковы основные функции и проявления психики?
3. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Связано ли это с развитием нервной системы?
4. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики? В чем основное отличие чувствительности от раздражимости, с одной стороны, и восприятия с другой?
5. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших жвотных и человека?