Указания по разделам дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

Рекомендуется для всех направлений и специальностей

указания по разделам дисциплины - student2.ru

Санкт-Петербург

Одобрено Научно-методическим советом РГГМУ

УДК [159.9+37](073)

Методические указания по дисциплине «Психология и педагогика». – СПб.: Изд. РГГМУ, 2007. – 41 с.

Методические указания составлены в соответствии с программой дисциплины «Психология и педагогика». Даны рекомендации по изучению дисциплины. Приводятся вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература, темы контрольных работ.

Составитель: В.Л. Товбина, доц. РГГМУ.

Ответственный редактор: А.А. Алимов, доц. РГГМУ.

Рецензент: Н.А.Волкова, канд. психол. наук, доцент Республиканского Гуманитарного института при СПбГУ.

Ó Товбина В.Л., 2007

Ó Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ), 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ

Место дисциплины в учебном процессе. Связь с другими учебными дисциплинами. Психология и педагогика является одной из дисциплин, отнесенных к федеральному компоненту цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Она тесно соприкасается со многими естественными и гуманитарными науками, особенно с философией, историей, социологией.

Главная цель изучения дисциплины заключается в повышении образованности студентов в вопросах научной психологии и педагогики, в вопросах самореализации и самоутверждения в жизни и профессиональной деятельности. В целом изучение психологии и педагогики направлено на формирование у студентов общей, психологической и педагогической культуры, что в дальнейшем должно помочь им в личной жизни, в воспитании детей, в профессиональной деятельности и общении с разными людьми.

Основные задачи:

- ознакомление студентов с основами психологической и педагогической наук, с их возможностями в успешном решении жизненных и профессиональных проблем;

- раскрытие роли и возможностей психологии и педагогики в самореализации и самоутверждении человека;

- содействие культурному развитию студентов, развитию их психологического и педагогического мышления, культуры отношения к людям, культуры общения и поведения;

- психологическая и педагогическая подготовка студентов к предстоящей профессиональной деятельности;

- ознакомление с возможностями использования рекомендаций психологии и педагогики в повышении личной образованности, воспитанности, в более продуктивном освоении учебных программ, в овладении психологической и педагогической техникой;

- формирование у студентов личностной установки на использование положений и рекомендаций психологии и педагогики в своей жизни и деятельности;

- формирование интереса к продолжению работы по повышению своей психологической и педагогической культуры.

Требования. Студент, освоивший дисциплину «Психология и педагогика»,

Должен:

- иметь представлениео природе психики человека;

- знатьосновные психические функции и их физиологические механизмы;

- иметь представлениео соотношении природных и социальных факторов в становлении психики;

- знать, в каких формах происходит освоение человеком действительности;

- понимать роль сознания и самосознания в поведении, деятельности, в формировании личности;

- пониматьзначение воли, эмоций, потребностей и мотивов;

- уметь давать психологическую характеристику личности, группы, ситуации, решения, поступка;

- уметь интерпретировать свои психические особенности, собственные психические состояния, мотивы поступков;

- владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

- иметь представлениео закономерностях межличностных отношений в быту и в организованном коллективе;

- уметь пользоваться элементами психологической техники речи и невербальных средств общения;

- иметь представлениео психических особенностях различных видов профессиональной деятельности: инженерной, менеджерской, предпринимательской и др.;

- иметь представлениео психологическом климате в трудовом коллективе и возможных путях его нормализации;

- уметьотбирать психологические приемы и действия, повышающие эффективность решения типовых профессиональных задач;

- владеть элементами психологической техники управления и работы с подчиненным персоналом;

- иметь представлениеоб основных педагогических закономерностях, принципах, потенциальных возможностях, путях, формах и методах формирования личности в процессе взросления, образования, труда, досуга и различных жизненных обстоятельств;

-понимать зависимость жизненного успеха, самореализации от уровня сформированности своих педагогических свойств: образованности, воспитанности, обученности, развитости;

- иметь представлениео педагогических основах образования, воспитания, обучения и развития современного человека;

- уметь ориентироваться в педагогических основах воспитания и развития детей в семье;

- уметь осуществлять элементарный педагогический анализ жизненных, семейных, образовательных, учебных, воспитательных ситуаций;

- владеть элементарными навыками определения и решения педагогических задач как в семье, так и в трудовом коллективе;

- уметь пользоваться основными методами обучения и воспитания, приемами педагогического такта, выполнять основные педагогические действия.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

При изучении основных тем дисциплины следует обращать осо­бое внимание на указанные в рекомендациях вопросы, включая вопросы для самопроверки. Рекомендованная ли­тература может быть использована как для самостоятель­ного изучения курса, так и при выполнении контрольных работ. Более подробный список литературы, включающий базовые учебники, словари, справочники, хрестоматии и первоисточники, приведен в программе дисциплины.

Студент-заочник должен выполнить одну контрольную работу в объеме ученической тетради в 18 листов. Изучение дисциплины завершается зачетом.

Основные требования допуска к зачету

1. Выполнение контрольной работы и, соответственно, на­личие положительной рецензии на нее преподавателя.(Основные требования, предъявляемые к выполнению контрольных работ, и их тематика приведены в соответствующих разделах данных методических указаний.)

2. Обязательное прослушивание полного курса лекций во время сессии.

3. Выполнение предложенных во время сессии тестов и других практических работ.

Зачет принимается на основе собеседования по одному из вопросов программы дисциплины и по теме выполненной контрольной работы с учетом замечаний, если они имеются в рецензии.

Во время зачета учитываются знания по предмету, уме­ние обосновывать свою точку зрения и культура речи.

УКАЗАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология и педагогика» как учебная дисциплина

Психология и педагогика – науки о человеке. В этой связи необходимо обратить внимание на следующее: в чем суть психологии и педагогики? Какова взаимосвязь психологии и педагогики? Что может дать изучение психо­логии и педагогики специалисту негуманитарного профиля? Какова роль психологических и педагогических знаний в жизни человека: в общении с другими людьми, в воспитании детей, в умении налаживать благоприятный психологический климат в кол­лективе...?

Л и т е р а т у р а

Болотова А.К. Прикладная психология. Учебник для вузов. – М., 2006.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 2001.

Дубровина И.В. Практическая психология образования. Учебное пособие. – СПб., 2004.

Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций. М., - 2004.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебное пособие. – СПб., 2004.

Столяренко А.М. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. – М., 2001.

Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. Учебное пособие для технических вузов. – Ростов н/Д., 2004.

Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. Учебное пособие для вузов. – М., 2004.

Вопросы для самопроверки

1. Что включено в структуру дисциплины «Психология и педагогика»?

2. Каковы цели и задачи изучаемой дисциплины?

3. В чем заключается связь психологии и педагогики?

4. Какова роль «Психологии и педагогики» в решении жизненных проблем?

Наши рекомендации