Тема 4.3 Темперамент и характер (1 час)

Цель: сформировать представления об основных понятиях в области знаний о темпераменте и характере, обосновать их значимость для усвоения дисциплины и для личностного развития студента.

Задачи:

1. Формировать понятийный аппарат дисциплины, расширять знания в области знаний о темпераменте и характере;

2. Формировать мировоззренческие позиции при освоении знаний о темпераменте и характере;

3. Создавать условия для развития познавательного интереса студентов к познанию закономерностей развития темперамента и характера человека.

Вопросы:

1. Понятие о темпераменте. Свойства нервной системы, обусловливающие типы темперамента: сила-слабость, инертность-подвижность, уравновешенность-неуравновешенность. Характеристика типов темперамента.

2. Понятие о характере. Подходы к классификации характера. Понятие об акцентуации. Типология акцентуаций характера. Социальная обусловленность формирования характера.

Темперамент – свойства нервной системы, которые обусловливают динамику психической активности.

Греческий врач Гиппократ (460-37 г. до н.э.) по преобладанию определенной жидкости в организме выделил 4 типа людей: холерик («chole» - желчь), меланхолик («melanos chole» - черная желчь), флегматик («phlegma» - слизь), сангвиник («sanquis» - кровь).

Долгое время эта позиция доминировала (хотя были и другие попытки: Кречмер, Шелдон), пока И.П.Павлов экспериментально не опроверг теорию зависимости темперамента от жидкостей организма. В своих психофизиологических исследованиях он выделил следующие особенности нервной системы, которые лежат в основе типа темперамента:

- сила-слабость,

- инертность-подвижность,

- уравновешенность-неуравновешенность.

Соотношение этих особенностей нервной системы и определяют тип темперамента. Хотя комбинаций получается много, исследования показали, что в жизни преобладают 4 типа, за которыми сохранились названия по Гиппократу, несмотря на то, что научной базой является теория И.П.Павлова.

Каждый человек является представителем всех типов темперамента, которые ситуационно проявляются в его деятельности, но один-два из них доминируют – этот тип обычно и приписывают данному человеку.

Сангвинический тип отличается энергичностью и высокой работоспособностью. Стремится к частой смене впечатлений. Легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи.

Флегматический тип спокоен даже в сложнейших ситуациях, невозмутим, стабилен и последователен в стремлениях и отношениях. Нетороплив, часто медлителен, но зато основателен. Может испытывать трудности в переключении с одного вида деятельности на другой и в приспособлении к новой обстановке.

Холерический тип имеет высокий уровень психической активности, энергичен, нетерпелив, часто бывает резок. Подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. Склонен к резким сменам настроения, прямолинейным оценкам, быстрому принятию решений. Очень важно - научиться контролировать свои эмоции.

Меланхолический тип отличается высокой эмоциональной чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. Осторожен и осмотрителен. Трудно приспосабливается к новым людям. Быстро утомляется.

Слово «характер» в переводе с греческого означает «печать», «чеканка». В характере как бы запечатлены, отчеканены основные, наиболее су­щественные черты данной личности, которые устойчиво проявляются в поведе­нии человека. Таким образом, характер можно определить как иерархизированную, упорядоченную совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, пове­дении и общении.

Черты характера проявляются в учебной и профессиональной деятельности человека, в его поступках в конкретных жизненных ситуациях, в особенностях общения с различными людьми и в различных ситуациях.

В зависимости от особенностей характера люди могут по-разному реагировать, например, на неудачу в том или ином виде деятельности. Один, потерпев неудачу, впадет в уныние, другой — просто отка­жется от решения задачи и радостно примется за что-то дру­гое, третьего неудача только подстегнет, и он с еще большей энергией и упорством возьмется за дело...

Когда мы говорим, что черты характера являются устойчивыми личностными особенностями, мы, конечно, не долж­ны понимать это как неизменность черт характера. В процес­се жизни те или иные черты характера могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Однако черты характера не могут изменяться быстро и легко, так, напри­мер, как настроение человека. Изменение характера — это чаще всего сложный и длительный процесс. Характер может изменяться под воздействием нового опыта жизнедеятельно­сти человека, а также в результате целенаправленного воспи­тания и самовоспитания личности.

Характер тесно связан с системой отношений личности к миру, к окружающей действительности. Иногда говорят даже, что характер ¾ это и есть определенная система отношений человека, только отношения эти стали достаточно устойчивыми. Все-таки между характером и отношением человека к чему-то есть важное различие. Отношения человека, являются в целом, более динамичными, более подвижными, а черты характера ¾ более неизменными, более статичными.

В психологии принято выделять следующие группы отношений человека: отношение к другим людям, отношение к самому себе, отношение к миру вещей и явлений, отношение к делу. Нетрудно заметить, что различные черты характера действительно связаны с определенными отношениями. Например, увлеченность, самостоятельность, трудолюбие связаны с отношением к делу; эгоцентризм, самовлюбленность, неуверенность, застенчивость отражают отношение к себе; альтруизм, доброжелательность, отзывчивость или, наоборот, агрессивность, черствость, нетерпимость выражают отношение к другим людям. На этом же примере можно наглядно показать и различия между психологической теорией характера и психологической теорией отношений. С точки зрения теории характера, отзывчивость, чувствительность, к примеру, является устойчивой личностной особенностью определенного человека, которая неизменно проявляется в конкретных жизненных ситуациях. С точки же зрения теории отношений, один и тот же человек может проявлять высокую отзывчивость, чувствительность по отношению к одним людям, и одновременно демонстрировать образцы черствости, нечувствительности по отношению к другим людям. Особенности черт характера чрезвычайно разнообразны. Но особенности отношений личности еще более разнообразны и вариативны.

В психологии характера, наряду с понятием «черта характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуации характера». Понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Им же была разработана и описана известная классификация типов акцентуации личности. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатром А.Е. Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении опре­деленного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Аналогично, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженные с данной акцентуацией) могут сочетать­ся с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией.

В работах К. Леонгарда используется как словосочетание «акцентуирован­ная личность», так и «акцентуированные черты характера», причем главным ос­тается все-таки понятие «акцентуация личности». Сама классификация К. Ле­онгарда есть классификация акцентуированных личностей. В свою очередь, некоторые психологи полагают, что правиль­нее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенностях и типологии ха­рактера здесь и идет речь. Скорее всего, справедливо использовать оба сочетания — и «акцентуированная личность», и «акцентуация характера». В отечественной психологии сложилась традиция четко, а иногда и резко подчеркивать разли­чие понятий «личность» и «характер». При этом имеется в виду, что понятие личности — более широкое, включающее в себя направленность, мотивы, установки, интеллект, способ­ности и т.д. Между тем западные психологи, говоря о «личности», часто имеют в виду ее характерологию. Для этого есть определенные основания, поскольку характер — это не только базис личности (так считают многие, хотя это и дис­куссионно), но прежде всего интегративное образование. В характере находят свое выражение система отношений личности, ее установ­ки, ориентации и т.д. Если же обратиться конкретно к описаниям различных акцентуаций (безразлично, в какой типологии — К. Леонгарда или А.Е. Личко), то легко увидеть, что существенная их часть характеризует именно личность в ее различных аспектах. Очевидно действительно вполне допустимо в равной сте­пени и в равном значении использовать оба термина — акцентуированная лич­ность и акцентуация характера.

Одной из распространенных практических ошибок, от которых нам хотелось бы предостеречь, является трактовка акцентуации как установленной патоло­гии. Очень часто такую интерпретацию можно не только услышать в устных выступлениях и на лекциях, но и обнаружить в весьма солидных публикациях. Однако отождествление акцентуаций с психопатологией характера неправомер­но. Возможно, этот ошибочный стереотип был закреплен и получил столь замет­ное распространение потому, что само понятие «акцентуация» появилось и по­началу употреблялось преимущественно в клинической психологии. Впрочем, уже в работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированная личность не синонимична патологической. В противном случае нормой следова­ло бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рас­сматривать как патологию. К. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию хотя и не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он сколько-нибудь отличается в положительную. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному развитию, будь оно социально положительно или же, напротив, социально отри­цательно. Обобщая сказанное, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

Типы акцентуаций

Гипертимный тип. Заметной особенностью гипертимного типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Припод­нятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Для гипертимов характерны общительность, повышенная словоохотливость. Они смотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникнове­нии препятствий. Трудности часто преодолевают без особого труда, в силу орга­нично присущей им активности и деятельности.

По имеющимся данным (А.Е. Личко), гипертимный тип входит в пятерку наиболее «рискованных» с точки зрения делинквентности. Наряду с близким ему неустойчивым типом, он прочно занимает лидирующее положение по этому критерию. Гипертимный тип в совокупности с неустойчивым является наиболее значимым фактором опасности возникновения делинквентного поведения по сравнению с другими акцентуациями. В группе подростков-делинквентов, со­стоящих на учете за различные правонарушения, гипертимная и неустойчивая акцентуация составляет 76% (Реан А.А., 1993, 1999). Асоциальное поведение гипертимов обусловлено не столько четко выраженными антисоциальными установками, сколько легкомыслием, гиперактивностью, реакцией группирова­ния и склонностью к риску. Однако и этих «легких» причин достаточно для формирования противоправного (делинквентного) поведения.

Застревающий тип. Застревающий тип личности отличается высокой устой­чивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства обычно долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характери­зуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: пере­живание аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей чаще всего хорошо за­метна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, хотя и в сочетании с вышесказанным.

Эмотивный тип. Главной особенностью эмотивной личности является высо­кая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характер­ны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высо­ко развитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, видны и постоянно про­являются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (как принято говорить, «глаза на мокром месте»).

Как это ни странно, доля эмотивных акцентуантов в группе подростков с асо­циальным поведением достаточно высока и составляет величину порядка 36%.

Педантичный тип. Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осто­рожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к бы­стрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, лишь в самых крайних случаях, и то с большим трудом. Любят свое производство, привычную работу, добросовестны в быту.

Тревожный тип. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судь­бу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как прави­ло, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

Циклотимный тип. Важнейшей особенностью циклотимного типа является смена гипертимных и дистимических состояний. Такие перемены нередки и си­стематичны. В гипертимной фазе поведения радостные события вызывают у циклотимов не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышен­ную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

Демонстративный тип. Центральной особенностью демонстративной лич­ности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом поведении, в частности в таких чертах, как самовосхваление, воспри­ятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Значи­тельная доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.

Возбудимый тип. Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального осмысления своих поступков, а обус­ловлена порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждени­ями. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще.

Возбудимый тип акцентуации входит в группу особого риска делинквентного поведения. По данным различных психологических исследований, этот тип занимает второе-третье место по распространенности в группе делинквентов. Важно отметить не только то, что возбудимый тип — один из наиболее часто встречающихся среди делинквентов, но и то, что именно возбудимые акцентуанты — наиболее частые участники насильственных правонарушений, т.е. тех противоправных действий, которые являются особо опасными с социальной точки зрения и имеют, кроме того, самые суровые правовые последствия.

Дистимический тип. Дистимическая личность — антипод гипертимной. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обыч­но эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.

Экзальтированный тип. Главной чертой экзальтированной личности являет­ся бурная, экзальтированная реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении яркое внешнее выражение.

В характере существуют биологические предпосылки, которые могут проявиться в дальнейшем, но главный фактор формирования характер – социальная среда.

  Совместимость  
       
Биологическая   Физиологическая   Психологическая
         
  Темперамент Характер Ценностная ориентация Тип личности
                                       

Рис. Виды совместимости.

Наши рекомендации