Выделяются 5 стратегий
· Соперничество - заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения.
· Сотрудничество - позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.
· Компромисс - предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны.
· Приспособление - основывается на понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента.
· При избегании - участник находится ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.
Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики.
· Тактика захвата и удержания объекта конфликта. Применяется в конфликтах, где объект материален.
· Тактика физического насилия (ущерба). Применяются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятельности, причинение боли и т.п.
· Тактика психологического насилия (ущерба) вызывает у оппонента обиду, задевает самолюбие, достоинство и честь. Ее проявления: оскорбление, грубость, оскорбительные жесты, негативная личностная оценка, дискриминационные меры, клевета, дезинформация, обман, унижение, жесткий контроль за поведением и деятельностью, диктат в межличностных отношениях.
· Тактика давления. Спектр приемов включает предъявление требований, указаний, приказов, угрозы, вплоть до ультиматума, предъявление компромата, шантаж. В конфликтах по вертикали применяется в двух из трех случаев.
· Тактика демонстративных действий. Применяется с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне. Это могут быть публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, заведомо неудавшаяся попытка самоубийства, неотменяемые обязательства (бессрочные голодовки, перекрытие железнодорожных путей, автомагистралей, использование транспарантов, плакатов, лозунгов и т.п.).
· Санкционирование - воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложение запрета, установление блокад, невыполнение распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ от выполнения.
· Тактика коалиций. Цель - усиление своего ранга конфликте. Выражается в образовании союзов, увеличение группы поддержки за счет руководителей, общественности, друзей, родственников, обращении в СМИ, различные органы власти. Используется в более чем одной трети конфликтов.
· Тактика фиксации своей позиции - наиболее часто применяемая тактика (80% конфликтов). Основана на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции. Это убеждение, просьбы, критика, выдвижение предложений и т.д.
· Тактика дружелюбия. Включает корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение.
· Тактика сделок предусматривает взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.
Тактики бывают жесткими, нейтральными и мягкими. в конфликтах перемены тактик идут обычно от мягких к жестким.
Функции конфликта.Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, он может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития.
Конструктивные функции:
· Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (например, инновационный конфликт).
· Конфликт высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно.
· Конфликт проявляет общественное мнение.
· Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека.
· Конфликт может выполнять функцию сплочения группы (и даже целого народа).
· В научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследования, что способствует продуктивному поиску верного решения (В споре рождается истина).
· Завершение конфликта часто сопровождается повышением дисциплины работников, ускорением реагирования сотрудников на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки.
Деструктивные функции:
• Конфликт всегда сопровождается временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе
• Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются в 19-30% случаев.
• Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности.
• Иногда ухудшается качество совместной деятельности во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того, кто, с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.
Периоды и этапы в развитии конфликта. Конфликт считается начавшимся в случае совпадения трех условий:
· один участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (как физически, так и морально, информационно);
· второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;
· второй участник в связи с этим предпринимает активные действия по отношению к первому участнику.
Окончание конфликта - прекращение действий друг против друга.
В динамике конфликта
Латентный период (предконфликт) включает этапы:
· Возникновение объективной проблемной ситуации - существует противоречие между субъектами, но оно еще не осознано и нет конфликтных действий.
· Осознание объективной проблемной ситуации - восприятие реальности как проблемной и понимание необходимости предпринять какие-то действия.
· Попытки сторон разрешить объективную ситуацию неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием).
· Предконфликтная ситуация - ситуация воспринимается как наличие угрозы безопасности, общественным интересам одной из сторон взаимодействия, что провоцирует конфликтное поведение.
Открытый период
1. Инцидент - первое столкновение сторон. При значительной диспропорции сил конфликт может закончиться инцидентом.
2. Эскалация (от лат. scala - лестница) - резкая интенсификация борьбы оппонентов. Ее признаки:
a. сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным способам отражения.
b. вытеснение адекватного восприятия другого образом врага, акцентуация отрицательных качеств (как реальных, так и иллюзорных). Тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что «образ врага» доминирует:
3) рост эмоционального напряжения.
4) переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Конфликт смещается с рационального плана на уровень эмоций.
5) рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. При эскалации интересы конфликтующих как бы разводятся на два противоположных полюса.
6) применение насилия. Как правило, агрессия связана с какой-либо внутренней компенсацией, возмещением ущерба.
7) потеря первоначального предмета разногласий
8) расширение границ конфликта (генерализация) - переход к более глубоким противоречиям, увеличение потенциальных точек столкновения.
9) может иметь место увеличение числа участников.
Завершение конфликта - переход к поиску решения проблемы.
Основные формы завершения конфликта - разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.
Послеконфликтный период включает этапы - частичную и полную нормализацию отношений оппонентов.