Первое занятие курса мышечной

РЕЛАКСАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННОЙ ЧАСТИ

Для более точного понимания ведущим методического оснащения AT следует сделать важное предварительное замечание. Как указывалось выше, целостное релаксационное состояние, которое характеризуется переключением всех процессов в организме и психике человека на вос­становление энергетических ресурсов, является естественным для ор­ганизма и не нуждается в произвольном «стимулировании» и «подталки­вании», а возможно, и не допускает их. Суть методики AT состоит в том, чтобы научить сознание человека устранять препятствия на пути спон­танного процесса релаксации, по сути — не мешать своему организму эффективно восстанавливать энергоресурсы.

Однако с точки зрения процедуры обучения целесообразно ненавязчиво и в разных формах закреплять активную и ответственную позицию об­учаемого в отношении овладения приемами релаксации. Только в связи с этой задачей (а не исходя из сущности релаксационного состояния} в последующем тексте (и соответственно в речи ведущего) используются выражения, наподобие таких: «вызывание релаксационных ощущений» и «вызывание релаксации».

В классической методике AT первым упражнением тренинга служит пред­варительная настройка на расслабление с помощью повторения формулы «Я совершенно спокоен». Согласно Шультцу, устойчивое сосредоточение внимания на этой формуле должно постепенно переключать обучаемого на путь успокоения, угасания эмоций, подготовки к последующим упраж­нениям AT По нашему мнению, такое начало тренировок не вполне оправ­дывает себя как минимум по двум причинам:

1. Человек, способный сказать себе несколько раз: «Я совершенно спокоен» и после этого действительно успокоиться, вряд ли нуждается в некоем специальном обучении психической саморегуляции, поскольку уже обла­дает самой важной способностью — произвольно изменять свои эмоции.

2. Поскольку к необходимости изучения приемов AT обучаемых, скорее всего, подталкивают такие особенности, как тревожность, возбуди­мость, раздражительность (т. е. откровенное отсутствие спокойствия), выполнение первого упражнения классическим путем вызывает у большинства обучаемых большие и совершенно ничем не оправдан­ные затруднения — именно успокаиваться-то они и не умеют!

Дабы устранить подобные затруднения, первое занятие AT целесооб­разно начинать с расслабления мышц лица. Они имеют исключительно подробную представленность в коре головнрго мозга. В результате тща­тельных электрофизиологических исследований установлено: чем боль­шим значением для жизнедеятельности организма обладает та или иная часть тела, тем обширнее ее проекция в коре головного мозга и тем большее количество нервных клеток участвуют в иннервации данной части тела. Благодаря исследованиям психофизиолога Пенфильда уста­новлено, что проекции туловища, бедра или плеча в коре мозга занимают относительно небольшую площадь; рук и особенно ладоней — сущест­венно большую; лица же — еще большую.

Кроме того, важно помнить, что всякое эмоциональное напряжение фик­сируется, «застревает», прежде всего именно в виде устойчиво повы­шенного тонуса тех или иных лицевых мышц (сдвинутые брови, нахму­ренный лоб, сжатые губы, желваки на скулах и т. д.). В этом смысле лицо представляет самую «эмоциональную» мускулатуру в теле человека. По­этому с него и нужно начинать стирание «мышечных рисунков» эмоцио­нальной напряженности.

Насколько это становится очевидным, расслабление мышц лица — наи­более уместный и весьма значительный вклад в процесс становления Целостного релаксационного состояния. музыки и т. п. гарантировать у большинства обучаемых заметное усиление трудового энтузиазма.

Для эффективного выхода из состояния расслабления от обучаемого! требуется выполнение ряда действий, которые способствуют симпатической мобилизации организма: изменение ритма дыхания (вдох длинный, выдох энергичный и короткий, дыхание глубокое], постепенное повышение мышечного тонуса ладоней рук (пальцы сжать несильно в кулак, >] расслабить; сжать посильнее и расслабить], энергичное потягивание! (пальцы рук соединяются «в замок», руки вытягиваются вперед ладонями J наружу, плечи поднимаются, колени сжаты; сбросить напряжение на резком выдохе), открывание глаз. Общие правила поведения обучаемых на занятии:

1 Внимательно, но без излишнего напряжения слушать голос ведущего и прежде всего сосредоточить внимание на своих мышцах. Внимание, как правило, будет то и дело непроизвольно отвлекаться на посторонние мысли или образы. Нужно, не раздражаясь на свою несобран­ность, спокойно обращать его вновь к расслаблению.

2 Приняв при рассаживании более или менее удобную позу, в дальнейшем ее по возможности не менять.

3 Повторять про себя формулы расслабления, которые специально будут указаны ведущим; выполнять предлагаемые действия по напря­жению/расслаблению отдельных мышечных групп.

Когда человек впервые сталкивается с аутогенной тренировкой, зная, что ] создавалась она в рамках гипноза, он, вероятно, испытает настороженность или любопытство. При этом особо тревожные обучаемые весь сеанс боятся, как бы их не «загипнотизировали» для каких-либо экспериментов. Других может отвлекать от занятия мысль о том, не происходит ли с остальными членами группы что-нибудь любопытное. И та и другая эмоциональные установки нарушают нормальный ход процесса расслабления. Стремясь ослабить такие установки, следует объяснить, что AT на самом деле к гипнозу отношения не имеет, а слово ведущего необходимо только на этапе обучения и лишь для «подсказки», что и как следует делать для 3 расслабления. Можно также оговорить возможность на краткое время открывать глаза, чтобы удовлетворить любопытство или снять опасения. Давая такое разрешение, ведущий одновременно должен так рассадить I обучаемых, дабы они не оказывались расположенными лицом друг к дру­гу. В противном случае застенчивые люди будут испытывать крайнюю неловкость в процессе расслабления лицевых мышц (поднимая и опу­ская брови, сожмуриваясь, двигая челюстью и т. д.). Они станут ждать от I других участников, которые отличаются большей уравновешенностью и насмешливостью, использования права открывать глаза, чтобы от души и в любой момент посмеяться над «кривляниями» соседей. По окончании сеанса желательно убедиться в нормальном самочувствии членов группы, уточнить, нет ли у них каких-либо вопросов; сделать шут­ливые замечания, задавая обучаемым положительный фон настроения для их последующей деятельности.

Приложение 29.2

Наши рекомендации