Основные положения курса
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Дисциплины
«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
Для специальности: 080504.65 – Государственное и муниципальное управление
г.Вятские Поляны
2008 г.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с:
ГОС высшего профессионального образования по специальности 080507.65 Менеджмент организации, утвержденным Заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым, 17.03.2000 г., номер государственной регистрации 234 эк/СП;
Учебно-методический комплекс составлен к.с.н., доцентом кафедры управления филиала ВятГГУ в г. Вятские Поляны Назаровым В.М.
Рецензент:
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры управления филиала ВятГГУ в г. Вятские Поляны «___» ________ 2008 г., протокол № ___
© Филиала ВятГГУ в г. Вятские Поляны, 2008
© Назаров В.М., 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая программа дисциплины ……………………………………… 4
1. Пояснительная записка ………………………….…………………… 4
1.1. Основные положения курса………………… ..………………..…. 4
1.2. Цель и задачи учебной дисциплины ………………...…..……….. 7
1.3. Краткая характеристика учебной дисциплины ………………… … 8
2. Содержание учебной дисциплины ………………………………… 9
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы……………... 9
2.2.Тематический план ..…………………………………………………. 10
3. Содержание разделов и основных тем учебной дисциплины …….… 11
4. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины ……...……. 13
4.1. Методические рекомендации для преподавателя.…………………... .13
4.2. Методические указания для студентов……………………………… 18
4.2.1. Методические рекомендации по самостоятельной работе . ……. 18
4.2.2. Содержание семинарских занятий….……………………………. 20
4.2.3. Вопросы для самоконтроля……………..………………………… 21
4.2.4.Методические рекомендации для подготовки докладов……………24
4.2.5. Методические рекомендации к выполнению рефератов и их
примерная тематика ………………………………………………… 26
4.2.6. Список литературы ……………..…………………………….………30
5.Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итоговой аттестации……………………………………...…. ……….. 30
5.1. Основные требования к уровню усвоения студентами содержания
дисциплины………………………………………………………... 30
5.2.Порядок проведения итоговой аттестации……………………… 31
5.3. Примерный перечень вопросов к экзамену………...………..... 32
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные положения курса
Учебный курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», изучающих конфликтологию в качестве дополнительной общеобразовательной социально-гуманитарной дисциплины.
УМК дисциплины «Конфликтология» составлен в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения.
Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения — социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.
Имея изначально комплексный характер, конфликтология находится в русле углубления гуманитарного образования. Ее изучение, без сомнения, расширяет круг и поднимет планку знаний о человеке и обществе, способствует разностороннему пониманию проблем социального взаимодействия, применению эффективных способов их решения.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта, учетом авторского понимания проблем конфликтологии. Программа дает достаточно полное представление о сущности социальных конфликтов, их структуре, классификации, динамике и способах разрешения и управления конфликтами.
Учебно-методический комплекс состоит из пояснительной записки, тематического плана с разбивкой по часам, плана лекций, плана семинарских занятий, вопросов к экзамену, вопросов для самоконтроля, списка рекомендуемой литературы, методических рекомендаций для преподавателя и студентов.
Предлагаемая программа учебной дисциплины «Конфликтология» предусматривает следующие основные формы проведения занятий: лекции, семинары, индивидуальные и групповые консультации, самостоятельную работу студентов.
Разработанная программа дисциплины охватывает не только теоретические основы социального конфликта, но и нацелена на практическую реализацию всей суммы знаний, полученных студентами в процессе обучениия
Практическое приложение конфликтологии вызывается уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди тем не менее не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов. Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым «выходом» из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию относительно совместных дел, частных и общих интересов, норм поведения.
Если дело обстоит именно так, нужно учиться распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладевать искусством управления ими. Эта задача особенно важна для менеджеров, руководителей любого уровня. Можно, пожалуй, утверждать, что для них научиться правильно вести себя в конфликтных условиях, уметь управлять конфликтами столь же обязательно, как умение читать и писать.
Конфликтологиякак зарождающаяся и пока еще формирующая свой особый объект изучения, предмет теоретического анализа и эмпирически - практических решений отрасль научного знания представляет собой интегративное формирование, опирающееся на синтез социологических, психологических, педагогических, политологических и юридических знаний. Это наука о причинах, особенностях и закономерностях возникновения, развития и функционирования конфликтов, методах и способах их разрешения и предотвращения, преодоления их отрицательных последствий и использования конструктивных элементов в целях совершенствования соответствующих социальных систем (общностей, организаций, учреждений, институтов и др.), повышения эффективности их деятельности.
Перевод же теоретических знаний о конфликтах в реальную социальную технологию их предотвращения и разрешения еще более актуализирует значимость конфликтологии как специфической отрасли знания и практического действия, способствующей превращению деструктивной энергии озлобленного противоборства в созидательную энергию взаимопонимания и сотрудничества. Использование социальной технологии разрешения конфликтов позволит квалифицированному специалисту превратить проблему противодействия, осложняющего жизнь общности или общества, в новые возможности и перспективы социального развития. Она дает возможность лучше ориентироваться и. сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.
Отсюда и проистекает спрос на конфликтологию во многих жизненных обстоятельствах, при решении совершенно конкретных проблем.
Курс «Конфликтология» базируется на следующих дисциплинах:
§ социальная психология;
§ политическая социология;
§ социология;
§ менеджмент;
§ психология деловых отношений.
В свою очередь, «Конфликтология» как учебная дисциплина является основой для более глубокого и системного исследования следующих учебных дисциплин:
§ социология труда;
§ персональный менеджмент;
§ организационное поведение;
§ культурология и других.
Программа учебной дисциплины направлена и на решение воспитательных задач, в том числе задач саморазвития толерантности, коммуникативных возможностей, проявления творческой активности и становления гражданской позиции студента, формирование и развитие социального и предпринимательского мышления студентов, творческих и профессиональных качеств.
1.2. Цель и задачи учебного курса:
Курс конфликтологии ставит своей целью:
- дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования конфликтологической науки, выделяя ее специфику и тесную связь с социально-психологическими и управленческими науками;
- способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных и психологических проблем функционирования как отдельных социальных групп, общностей, трудовых коллективов, так и общества в целом;
- сформировать у студентов знания о причинах, видах, структуре и последствиях социальных конфликтов, а также умение применять полученные знания при решении конкретных управленческих задач, в частности, умение прогнозировать, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации;
- изменить однозначно отрицательное отношение к конфликтам, показать их созидательные, конструктивные функции, их неразрывную связь с практикой социального управления в условиях формирования новой модели общественного устройства, становления рынка и демократии.
Задачикурса предполагают изучение:
- истории развития конфликтологии;
- общей теории конфликта как социального феномена общественной жизни, в частности: сущности, структуры, причин, мотивации конфликта, стратегии и тактики конфликтного поведения, функции конфликтов, динамики конфликтов;
- типологии конфликтов;
- особенностей внутриличностных конфликтов;
- особенностей межличностных конфликтов;
- особенностей групповых и межгрупповых конфликтов;
- методов исследования и диагностики конфликтов;
- основ предупреждения и управления конфликтами.
Воспитательный потенциал дисциплины должен быть реализован при формировании у студентов качеств ответственности, осознания необходимости правовой культуры и уважения к закону. Развивающий аспект данной учебной дисциплины заключается в дальнейшем формировании культуры умственного труда, развития умений и навыков самостоятельной работы с различными видами информации и обобщения собственных наблюдений.